Поэтория «Сокровенное слово» к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина
7 мая 2021, 10:44 [«Аргументы Недели. Петербург», Василиса Сердобольская ]
10 мая на сцене Большого зала Филармонии Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева представит публике мировую премьеру поэтории петербургского композитора Виктора ПЛЕШАКА «Сокровенное слово», посвященную творчеству поэтов Сергея Есенина и Николая Клюева. Премьера оказалась долгожданной: она планировалась быть исполненной в 2020 году, к 125-летию Есенина, однако была перенесена в связи с эпидемиологическими ограничениями.
Биографии Сергея Есенина и Николая Клюева, двух удивительных крестьянских поэтов с трагическими судьбами, тесно переплетаются друг с другом. Клюев был старшим товарищем и наставником Есенина и оказал большое влияние на его поэтическое становление. Поэты дружили и, будучи выходцами из деревни, хорошо понимали друг друга, однако в творчестве у них было немало разногласий. В начале поэтической карьеры Есенина Клюев выступил в роли его учителя, а затем, как нередко бывает, оказался в тени своего знаменитого «ученика». Жизненный путь обоих был полон надежд, разочарований и непреодолимых испытаний, с которыми в той или иной степени столкнулась вся Россия на рубеже эпох.
Сегодня творчество Есенина, одного из популярнейших на все времена русских поэтов, не нуждается в представлении, в то время как поэзия Клюева известна не так широко. По признанию Виктора Плешака, Клюев, с личностью которого до начала работы над поэторией о Есенине он был знаком лишь в общих чертах, стал для него настоящим открытием. «Его звучный, «кряжистый» стих, терпкие метафоры и старинные выражения буквально покорили мое сердце», – отметил Плешак. Название своего произведения композитор почерпнул у Александра Блока, с большим уважением относившегося к Клюеву и охарактеризовавшего его как «пророка, наделенного сокровенным словом».
По мнению Плешака, стихи обоих поэтов очень музыкальны, поскольку они в равной степени чувствовали ритмику и образный строй народного стиха, понимали его интонационную природу, и вдобавок сами прекрасно пели и музицировали. В сопровождении домр и балалаек эти поэтические тексты прозвучат особенно органично. Интересен и факт, что Есенин и Клюев, являясь современниками основателя Андреевского оркестра, могли быть знакомыми с этим коллективом и посещать его концерты.
Музыкальное произведение создавалось Виктором Плешаком по специальному заказу Андреевского оркестра, с учетом тембрового своеобразия и исполнительских особенностей этого уникального музыкального коллектива, с которым композитора связывают годы продуктивного сотрудничества.
Поэтория написана для баритона, тенора, чтеца, смешанного хора и Русского оркестра имени В. В. Андреева. Она включает 6 частей с прологом и эпилогом и исполняется без перерыва.
Мировая премьера:
10 мая, 20.00 Большой зал филармонии
им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)
Виктор ПЛЕШАК:
«Сокровенное слово» (Учитель и ученик. Николай Клюев и Сергей Есенин), поэтория для чтеца, тенора, баритона, смешанного хора и русского оркестра в шести частях с прологом и эпилогом.
Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Дмитрий ХОХЛОВ
Концертный хор Санкт-Петербургского государственного Института культуры, художественный руководитель и дирижер – Сергей Екимов, художественный руководитель – Лариса Яруцкая
Александр Михайлов – тенор;
Александр Шахов – баритон;
Владимир Ярош – чтец.