> Почему зрелый и опытный работник стоит дешевле молодого и неопытного? - Аргументы Недели

//Общество 13+

Почему зрелый и опытный работник стоит дешевле молодого и неопытного?

28 апреля 2021, 13:08 [ «Аргументы Недели» ]

Когда до пенсии ещё 20–25 лет, а на работу не берут – это серьёзная развилка в жизни. Не имея возможности применить богатый опыт, 40‑летний человек может либо броситься переучиваться, либо, обозлившись на мир, опустить руки. Но такая ситуация с трудовыми резервами резко отличает Россию от развитых стран, где заработки граждан в возрасте 40–50 лет только растут, а снижение происходит разве что совсем накануне пенсии. А в целом это «золотой» возраст для реализации. Это и логично: зрелый человек обладает более широкой палитрой знаний, не тусит по ночам и не берёт больничный, чтобы прикрыть очередной загул. Но у России и тут иные ценности.

При нормальной экономике заработок должен отражать производительность труда, которая зависит от человеческого капитала – знаний, умений, опыта. Конечно, капитал этот с возрастом может не только расти, но и обесцениваться, как произошло, например, с наборщиками типографий при переходе на офсетную печать. Но это всё же редкость. По данной логике обесцениваться навыки пожилых людей должны в первую очередь в развитых странах, где уровень внедрения инноваций выше. А не в России, где 33 млн бюджетников, а стаж и звания всегда были важнее практических умений.

Эту аномалию на нашем рынке труда исследователи подметили ещё в конце 2000-х, когда зарплаты людей после 30 лет выходили на плато, а после 40 лет резко шли вниз. «Мы полагали, что со временем наш профиль будет всё больше походить на общеевропейский. Но прошло ещё 10 лет, и профиль стал круче: зарплаты молодых растут быстрее, но их падение после раннего пика оказалось резче. Вероятно, по каким-то причинам происходит раннее обесценение человеческого капитала», – говорит директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. Но точных причин обесценивания компетенций после 40 лет никто не знает.

В Министерстве труда обращают внимание на тот факт, что средний возраст безработных растёт вместе с возрастом трудоспособного населения – и это общая тенденция для всех развитых стран. Например, доля женщин от 55 и мужчин от 60 лет составляет уже четверть населения России, и значительная часть этих пенсионеров хотят работать. Но власти гораздо больше обеспокоены молодёжной безработицей, которая зашкаливает за 15% и портит статистику. И далеко не все специалисты готовы признать связь между нехваткой мест для выпускников вузов и дискриминацией пожилых при приёме на работу. После 45 лет найти работу на открытом рынке архисложно. Кадровики прямым текстом говорят, что у них «возрастной ценз».

Подробности читайте в свежем номере «Аргументов недели».

ПВ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте