Герман Греф считает советскую модель образования «ненужным барахлом»
№ () от 20 апреля 2021 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]
С 1 января этого года для образовательных учреждений, которые обучают только дистанционно и на цифровых платформах, решением правительства отменяются гималаи справок и санитарно-эпидемиологических отчётов. Казалось бы, мера здравая: людей в них нет, стоят только серверы, а с железки какая справка?! Но, судя по всему, эта маленькая победа «цифровиков», сторонников цифровой страны и, в частности, цифровой школы, грозит уже в этом году перерасти в большую войну против традиционного классического обучения. И шансы на победу у них весьма серьёзные. Увы…
Греф неверующий
Всегда приятно послушать умных людей.
– Вся модель образования, от детских садов и до вузов, должна быть изменена! Мы пытаемся сегодня воспроизводить старую советскую абсолютно негодную модель образования, напихивание детей огромным количеством знаний. За это время знания мультиплицированы особым образом, и сотрудники системы образования, и учителя, и родители, и дети в шоке от того, что надо делать! Какое количество информации напихать в этого ребёнка, какое количество его времени занять и в какой период времени начать его напихивать всем этим ненужным барахлом! Я не верю в науку, которая не связана с практикой. Я не верю в образование, которое не связано с практикой и наукой. Я не верю в бизнес, который не связан с наукой, – вещает с улыбкой на загорелом челе Герман Греф.
Вот так: не верит Греф в «напихивание» детей таблицами умножения и Менделеева, или правилами русского языка, или стихами Пушкина и прозой Достоевского. Значит, Карфаген должен быть разрушен. Ах да! В пользу истории тоже не верит, зачем «дитю» знать, что такое Карфаген?!
– Давайте уточним. Практика и бизнес в понимании руководителя ПАО «Сбербанк» – это только и только то, что приносит прибыль этой компании и её акционерам. Эта прибыль тем больше, чем больше число клиентов банка. И господин Греф верит только в те науку и образование, которые увеличивают число клиентов ПАО «Сбербанк». Но не в науку и образование, необходимые производителям промышленной продукции, таким как КамАЗ, «Сухой», «Вертолёты России», «Ангстрем», «Микрон» и т.д., само существование которых невозможно без «…старой советской абсолютно негодной (для Сбербанка!) модели образования», которая, однако, обеспечила и военный, и экономический паритет СССР и США. То есть только на том основании, что эта модель образования не обеспечивает требуемый акционерам ПАО «Сбербанк» рост численности клиентов, господин Греф требует её радикально изменить. В пользу Сбера, но в непоправимый ущерб промышленности и экономики России, – говорит академик Владимир Бетелин.
Ещё бы! Нормально образованный человек сто раз подумает: брать ли кредит по таким ставкам вообще и в Сбере в частности? Или ограничить свои желания своими возможностями? Зато люди «одной кнопки», выпестованные «Сберклассом», с радостью побегут за очередной дозой финансовой наркоты.
И посмотрим – ради кого Герман Оскарович «напихивает» цифрой наших детей? 50% и 1 акция у ЦБ России. Зато оставшиеся поделены следующим образом: 45, 64% пакета акций принадлежит юридическим лицам, которые не являются резидентами России; только 1, 52% акционеров – юридических лиц, которые являются резидентами РФ; 2, 84% – доля частных инвесторов, то есть простых граждан. Получается, что практически половина пакета акций Сбера находится во владении иностранных компаний.
А наш ли этот банк вообще? А его президент? И кто позволил уродовать российских детей ради прибыли закордонных толстосумов?
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Неуёмная жажда «всё до основания разрушить» имеет вполне меркантильный подтекст.
– С позиций Закона «Об образовании» в Российской Федерации (далее — Закон) старая советская модель образования, которая напихивает ребёнка всем этим ненужным барахлом, и новая модель, предлагаемая господином Грефом, – это конкуренты на рынке образовательных услуг России. Закон обеспечивает человеку свободу выбора модели этих услуг, согласно его склонностям и потребностям (п. 7 ст. 3), а образовательным организациям – свободу в разработке и утверждении образовательных программ, которые определяют содержание образования (пп. 1, 6 ст. 12) и выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий (п. 2 ст. 28).
В современной России локомотивами образовательной системы страны являются уже не стратегические отрасли промышленности, а отрасли образовательных, торговых, транспортных, туристических, медицинских, финансовых, управленческих и других услуг. Поэтому достаточно очевидно, что уже сейчас большинство учеников и их родителей уже выбрали или выберут в ближайшее время модель образования, предлагаемую господином Грефом, и образовательные программы, соответствующие этой модели, – поясняет Владимир Бетелин.
В недрах ссудной кассы (которая ныне принадлежит правительству России) была создана очередная цифровая образовательная платформа «Сберкласс». И как-то очень вовремя подоспели пандемия и дистанционное обучение. «Сберкласс» добровольно-принудительно стали внедрять в школах.
– Это решение осенено даже постановлением правительства о проведении эксперимента в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который, в свою очередь, – часть нацпроекта «Образование». Стоит это «ЦОС-удовольствие» минимум 80 миллиардов рублей. Поэтому и после отмены ограничений никто останавливаться не спешит: шоу должно продолжаться, – говорит замдиректора школы, попавшей под каток «Сберкласса».
1 сентября прошлого года эксперимент (именно так в тексте!), как сообщает пресс-служба банка, был запущен в 65 регионах России. Пикантный момент: Сбер и глава региона просто-напросто заключают договор на проведение «эксперимента», а затем департамент образования региона в приказном порядке говорит: какие школы должны в нём принять участие. И точка! Никакого мнения родителей, а уж тем более детей. Взрослые дяди и тёти решили, что так надо.
Вдумайтесь ещё раз: «эксперимент» над детьми проходит в 65 регионах России! Проходит при поддержке губернаторов и Минпросвещения! «Эксперимент»!
Но «школьная цифровая платформа Сбербанка полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в ней содержатся сервисы, обеспечивающие персонализированное образование, а также современный цифровой контент по всем предметам школьной программы 5–9‑х классов». Стандарт есть в открытом доступе, но там нет ни словечка о «персонализированном образовании».
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки №373 от 6 октября 2009 г.) направлен, в частности, на обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся» (п. 6) и предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» (п. 7), – подчёркивает академик.
То есть мы уже с детства растим не людей, а некий шаблон для некоего информационного общества. Но и там не говорится о том, что у детей надо развивать сколиоз, близорукость, нарушение сна, ожирение, психические отклонения. В частности, агрессию, различные фобии, депрессии, понижение эмпатии, возникновение зависимости сродни наркотической.
А именно ко всему вышеперечисленному и не только приводит цифровизация, повальная, масштабная и безжалостная. Как у нас умеют.
– Поражение участков головного мозга от приёма кокаина и, например, от длительного нахождения в «Фейсбуке», идентичны, – говорит профессор психиатрии Ульмского университета Манфред Шпитцер.
«Мы продвигаем цифровое современное инновационное образование», – бодро рапортуют чиновники и разработчики. «Тому, кто намерен овладеть серьёзными знаниями, следует обратиться к реальному миру. Знания, которые мы получаем за компьютером, слабее и медленнее отпечатываются» в нашем головном мозге, чем те, которые мы можем потрогать руками. Скорость мыслительных процессов тесно связана с интеллектом. Быстрота мышления – признак высокого интеллекта», – отвечает им Шпитцер.
Экспериментаторы
Понятно, что губернаторы 65 регионов, которые дали добро на «эксперимент» над детьми своего региона (а по-другому это трактовать невозможно!), не знают, кто такой Шпитцер. Зато они знают, кто такой Греф. И какие плюшки можно заработать, входя, так сказать, в кооперацию с оным господином.
И ещё губернаторам, прежде чем отдавать такие, мягко скажем, «недетские» распоряжения, недурно было бы узнать, что и в родной стране проводились исследования о катастрофическом влиянии гаджетов на детей.
Например, результаты опроса, который весной прошлого года проводил НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава. Не просто опрос, а мнение 30 тыс. школьников с 5-го по 11-й класс из 79 регионов России!
Немного шокирующих цифр по результатам опроса. У 83, 8% опрошенных учеников с 5-го по 11-й класс фиксировались негативные психические реакции пограничного уровня. У 42, 2% респондентов можно заподозрить наличие депрессивных проявлений, у 41, 6% опрошенных можно предположить наличие астенических состояний. Вероятность обсессивно-фобических состояний отмечена у 37, 2%, синдром головных болей – у 26, 8%, а нарушения сна зафиксированы у 55, 8!
То есть электронные книжки и всякие гаджеты опасны для детей, никаких проверочных тестов на безопасность не сделано, никто пальцем о палец не ударил, но «эксперимент» надо продолжать! Это даже не цинизм, это что-то за гранью цинизма…
Было также проведено тщательное исследование (тем же НИИ) о влиянии сетей беспроводной связи на неокрепший детский организм. Заключение врачей однозначно: Wi-Fi в помещении, где учатся младшие детки, быть не должно! Не рекомендована беспроводная связь и для старших классов. Но вся эта цифровая образовательная среда (ЦОС) завязана именно на беспроводных сетях! В том числе те же приставки от «Сберкласса».
Господа из Генпрокуратуры, пункт 9 статьи 13 Закона: «Использование при реализации образовательных программ образовательных технологий, наносящих вред физическому и психологическому здоровью учащихся, запрещается» – не беспокоит?
Настоящих буйных мало
«Настоящих буйных» родителей, которые пытаются остановить пьесу Кафки, которую разыгрывает Минпрос со «Сберклассом» и прочими цифровыми образовательными платформами, всё больше. В Белгородской области взорвалась негодованием Ольга Лемехова. Мало того что класс её дочери, никого не предупредив, записали в «цифровые», так ещё и передали все данные на дочь и родителей некоему АНО «Платформа новой школы» (структура Сбера, зарегистрирована по адресу его головного офиса). Все данные, вплоть до фотографии…
В ХМАО-Югра взбешённые родители написали обращение к губернатору Комаровой (которая, естественно, патронирует этот «эксперимент над детьми») и уполномоченному по правам ребёнка областного масштаба.
«В одной из школ Нижневартовска ученики пятых классов (участники эксперимента) обучаются на уроках, используя контент платформы «Сберкласса» как основную программу обучения по всем предметам», – пишут родители. То есть сидят дети в классе, пялятся, портя зрение, в гаджеты и выполняют задание г-на Грефа. А по классу ходит живой и здоровый учитель, который сам должен доносить им этот материал!
Но, может быть, учитель слаб, а задания «Сберкласса» или любой другой цифровой образовательной платформы лучше? Зайдите в демоверсию «Сберкласса» и полюбуйтесь. Там практически нет русских имён. Нет подвига Матросова и Гастелло, нет генерала Карбышева, нет миллионов героев страны, выигравшей самую страшную войну. Зато есть Цукерберги, Рокфеллеры и Биллы Гейтсы…
По всей стране идёт насильственная, дикая и разнузданная вакханалия уничтожения нации! Идёт глумливое повальное насаждение цифрового образования для бедных: знай своё место, плебс. Умеешь немного считать и писать, хватит с тебя. Для себя, «элиты», для наследничков: Йель, Кембридж, Оксфорд. Для лапотной России вместо учителя – искусственный интеллект, вместо базовых знаний – универсальные компетенции, вместо картинки в твоём букваре – поставь тире между Рокфеллером и Цукербергом. Зато всё как в любимой с детства и стажировок Америке. Так чья же всё-таки у нас в стране «элита»?!