«Цирк — это искусство без дубля и без фонограммы, оно всегда живое настоящее, люди ему посвящают жизнь. Его не может хватать». Ко Всемирному дню цирка клоуны, дрессировщики, артисты и другие представители отрасли рассказали о цирке на работе и жизни.
В СССР артисты цирка получали звание народных артистов. А сейчас на афишах даже не видны фамилии династий, только что-то абстрактное.
«Сегодняшний цирк по сравнению с советским изменился: многое приобрел, но и многое потерял. У современного цирка нет программы заграничных гастролей. Также в репертуаре советского цирка были представления на основе литературных произведений», — сказал Евгений Майхровский, клоун Май.
Евгений Майхровский сказал, что выражение «это цирк какой-то» не всегда уместно: «Просто негатива в стране стало больше, и люди не знают, как по-другому его назвать. И чаще всего так говорят люди с недостаточным уровнем образования».
«В цирке не надо давать непрофессионалам дискредитировать искусство. При этом уже бесполезно бороться с обиходно-пренебрежительным употреблением слова «цирк», — дополнил Эдгард Запашный, генеральный директор Большого Московского государственного цирка.
Максим Никулин, художественный руководитель и генеральный директор Московского цирка на Цветном бульваре, недоволен тем, что бардак в жизни у людей ассоциируется с цирком: «Мне не нравится, что так формируют отношение к цирку как искусству. Балаган, в который нередко превращается наша жизнь, не имеет к нему никакого отношения».
Анатолий Марчевский, клоун Марчеллино, рассказал как соотносится понятие цирк и жизнь: «В Цирке — всегда порядок, а в жизни — иногда бардак. Хотя для меня жизнь и цирк — одно целое. К сожалению, стало обыденностью, когда человека унижают, назвав его клоуном, а его поступки — цирком».
Цирк — это риск, высочайшее искусство, которое основано на лучших качествах человека и животного. Это профессионально подготовленная цирковая программа, она приносит радость зрителями и артистам, лечит душу.