> Как вице-премьер Юрий Борисов планирует реформировать ОАК - Аргументы Недели

//Общество 13+

Как вице-премьер Юрий Борисов планирует реформировать ОАК

№  () от 13 апреля 2021 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Фото М. Лысцева / Пресс-служба ОАК / ТАСС

6 апреля заместитель председателя правительства России Юрий Борисов посетил Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина (ЛАЗ). Там он отметился рядом крайне важных для авиастроительной отрасли заявлений и разъяснений.

Глупостей не допустит

Место для тушения пожара в умах авиастроителей и в первую очередь в коллективах конструкторских бюро было выбрано верно. ЛАЗ – основная производственная площадка РСК «МиГ». Здесь один из самых современных в России цехов окончательной сборки. Он рассчитан на выпуск как боевых самолётов «МиГ», так и гражданской авиатехники, включая пассажирские лайнеры. Именно здесь стало окончательно ясно, что реформирование отрасли по варианту индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» и экс-министра обороны Анатолия Сердюкова не пойдёт. Из его функционала изъято кураторство Объединённой авиастроительной корпорации (ПАО ОАК).

До этого, 18 марта, стало известно, что глава «Ростеха» Сергей Чемезов возглавит Совет директоров «Объединённой авиастроительной корпорации» вместо Сердюкова. «С учётом важности задачи я принял решение взять вопрос корпоративных реформ под личный контроль и возглавить Совет директоров ОАК», – сообщил Сергей Чемезов через пресс-службу госкорпорации. Но тогда ещё конструкторы своего будущего не знали. Известный протокол, где предполагалось рассредоточить КБ по производственным площадкам, проще говоря, авиазаводам в Ульяновске, Воронеже, Иркутске и так далее, никуда не делся. И только в минувший вторник стало окончательно ясно: погрома отрасли не будет, во всяком случае, в обозримом будущем. Вот ключевые слова вице-премьера Юрия Борисова, сказанные в подмосковных Луховицах:

– Все разговоры о переезде КБ в другие города нужно исключить и прекратить, такой глупости никто не допустит. Пусть все спокойно работают на своих местах. Сегодня нужно думать только об одном: проблема импортозамещения в условиях введённых и, может быть, ещё планируемых санкций выходит на первый уровень.

К слову, Анатолию Сердюкову предложено заняться процессами импортозамещения в концернах КРЭТ, ОДК (Объединённая двигателестроительная корпорация) и «Вертолёты России». Возможно, это занятие увлечёт его настолько, что экс-министр перестанет планировать реформы с освобождением московской земли от научно-технического потенциала.

Юрий Борисов, обращаясь к прессе, также сообщил:

– Концепция реструктуризации ОАК определена, она носит эволюционный характер. Дивизионная структура сохранится. Управляющей компании ПАО «ОАК» будут добавлены РСК «МиГ» и «Сухой» с целью перехода на двухзвенную систему управления. Всё это делается с целью оптимизации не производственного персонала, а управленческого, а это должно привести к снижению себестоимости. Сегодня определён весь практически типаж, который востребован внутренним рынком, завершается работа над флагманскими проектами: сертификационные испытания МС-21, Ил-114‑300, Ил-112В.

А теперь о самолётах

На сопредельной территории с ЛАЗ расположено подразделение Лётно-испытательного центра им. А.В. Федотова, входящего в состав РСК «МиГ», – аэродром. Здесь производится наземная и воздушная отработка самолётов, а также испытательные и приёмо-сдаточные полёты всех видов серийной авиационной техники, производимых РСК «МиГ». Для встречи с вице-премьером сюда на заводской аэродром из Жуковского специально перегнали опытный Ил-114, так называемую «восьмёрку». Этот самолёт был построен давно. На опытном производстве его привели в порядок, установили новые двигатели, оборудование, полностью соответствующее облику серийных Ил-114-300, над которыми медленно, но верно начали работать на ЛАЗ имени П.А. Воронина. Медленно, потому что в сборочном цехе пока стоит обновлённый, но голый планер второго опытного образца самолёта, без агрегатов, проводки, авионики. По планам до конца года эту «новостройку» ОАК обещала отправить в первый полёт. А в конце следующего года завершить сертификационные испытания и в 2023-м войти в серию. Глядя на голый планер, в это верится слабо.

В Луховицах стало понятно, что правительство страны в курсе, что не всё в порядке с принципиально важным агрегатом самолётов Ил-114 и Ил-112В – двигателем ТВ7-117СТ. «Аргументы недели» неоднократно о проблемном двигателе писали, но, как оказалось, вице-премьер Юрий Борисов об этом знает даже больше. Там, на ЛАЗ, от него досталось генеральному директору Объединённой двигателестроительной корпорации Александру Артюхову и генеральному директору ПАО «НПП «Аэросила» Сергею Сухоросову. Ситуация в общем-то критическая – любой мало-мальски интересующийся авиацией знает, что нет двигателя – нет и самолёта. Сотни и даже тысячи чрезвычайно перспективных конструкций летательных аппаратов остались в опытных проектах и образцах из-за отсутствия нужной силовой установки. Самолёт-то проектируется под двигатель с определёнными характеристиками, который обещают моторостроители. А двигатель не получается! Время уходит, и самолёт становится очередной страничкой в авиационных энциклопедиях... Вот и Ил-114 с двигателем пока не очень повезло – из 12 испытательных полётов в восьми фиксировали отказ силовой установки. Хорошо одной... Инженеры, конструкторы, техники, пилоты давно уже испытывают неуверенность и дрожь в коленях, когда самолёт выруливает на взлётно-посадочную полосу.

И когда из Луховиц опытный лайнер отправился на место постоянного базирования, двигатель подтвердил своё «недоделанное» состояние – отказ. Хорошо, что Ил-114 самолёт очень летучий, до полосы аэродрома Раменское в Жуковском было рукой подать, а в кабине опытные лётчики-испытатели. В общем, Александру Артюхову надо разбираться с создателем и производителем двигателя – фирмой «Климов». Это её конструкторы не способны излечить ТВ7-117СТ от детских, но очень опасных болезней. Не можете сами – обратитесь к профильным специалистам, которые в отрасли ещё есть. Например, к Дмитрию Федорченко, в прошлом главному конструктору самарского «Кузнецова» и гениальному специалисту-конструктору газотурбинных двигателей. Да и с винтами от «Аэросилы» тоже надо разбираться. Тут Запад нам не поможет! Это суровая реальность.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте