Инженер из России Валерий Спиридонов в 2015 году договорился с итальянским нейрохиругом Серджо Канаверо о проведении операции по пересадке головы. Врачи диагностировали ему СМА. Канаверо собирался отделить голову инженера от его тела и пересадить ее на здоровое донорское. Операция так и не состоялась. Врачи прогнозировали, что Спиридонов не доживет и до 30 лет, но сейчас ему уже 37 и он живет в США.
Причинами отмены операции, по словам инженера, явились неготовность общества, а также отсутствие достаточной правовой и материальной базы.
«В 2017 году был осуществлен опыт пересадки головы на трупах - голову пересадили от мертвого человека к мертвому. По моим предположениям, это дало необходимые технические навыки, подтверждение протоколов для будущей операции - уже с живым человеком», - отметил Спиридонов.
Стоимость операции оценивалась на тот момент в 15 миллионов долларов, а Канаверо утверждал, что вероятность успеха процедуры не менее 90%. Нейрохирург решил поработать над той же проблемой с китайским пациентом, потому что правительство Китая готово было предоставить необходимые финансовые гарантии. Тем не менее, до сих пор операция по пересадке головы так и не состоялась.
Валерий Спиридонов переехал из России в США, где живет во Флориде с супругой Анастасией и сыном, которому сейчас чуть больше двух с половиной лет.
«Та форма известности, которая у меня была в России, не являлась тем, что я планировал. В моем изначальном представлении история должна была стать намного более научной, с элементами био- и нанотехнологий. А вылилось все в банальную фриковатую драму с сочувствующими, но мало понимающими тему зрителями», - считает Валерий.
По словам инженера, в России он занимался разработками программного обеспечения и управлением проектами. Основной целью его переезда в США была учеба. Валерий рассказал, что мысль получить научную степень одного из западных университетов показалась ему заманчивой.
«К мотивам для получения западного образования добавлю еще один, очень простой — деньги. Специалист уровня Master или Ph. D. Computer Science в США может рассчитывать на годовую зарплату от 100 тысяч долларов. Притом что на обычные нужды семьи из трех человек, например, в прекрасной солнечной Флориде (одном из самых дорогих штатов) будет уходить около 50 тысяч в год, включая страховки, аренду жилья и машину», - рассказал Спиридонов.
Первые два года жизни в США дались ему с супругой нелегко.
«Когда мы приехали в Штаты, у нас было около 20 тысяч долларов личных сбережений. У меня довольно скромные потребности и долгое время в России была высокооплачиваемая работа, а иногда и две одновременно, поэтому за несколько лет удалось сформировать такой вот «резервный фонд». Также я около двух лет, уже будучи в Штатах, сохранял позицию, которую занимал в московской компании по разработке программного обеспечения.
Вуз полностью оплатил учебный процесс для меня. Иностранный студент на время обучения имеет право работать в США 20 часов в неделю - либо участвовать в научной деятельности в рамках более крупного исследования, либо, выступая помощником преподавателя, помогать студентам младших курсов освоить материал. Я был поочередно на обеих ролях», - вспоминает Валерий.
По его словам, уже после полутора лет обучения в США у него появился практический опыт разработки компонентов систем искусственного интеллекта, машинного зрения, анализа больших данных, построения высоконагруженных кластеров и обеспечения кибербезопасности.
«На текущий момент я сменил четыре позиции в различных организациях, и сейчас моя должность подразумевает построение высоконагруженных защищенных облачных систем. Я не хочу называть компанию напрямую, но без ложной скромности могу сказать - она и есть сам интернет», - отметил инженер.
Валерий Спиридонов принимал активное участие в научных исследованиях по использованию искусственного интеллекта для помощи людям.
«Это началось задолго до поездки в Штаты. Все мои проекты в той или иной степени воплощены в жизнь или послужили основой для других разработок. Я являюсь акционером и руководителем отдела искусственного интеллекта в компании, производящей роботов-помощников. Они выполнены в форме автономных чемоданов, способных следовать за владельцем в сложных условиях улицы и людных мест.
Данная технология стала фундаментом для роботизированной платформы, которая сегодня находит свое применение в спорте, медицине и потребительском секторе. Например, госпитали могут устанавливать на эту платформу медицинские датчики, мониторы, капельницы — и платформа может автоматически следовать за пациентом по отделению. А игрок в гольф будет иметь гольф-кар, следующий за хозяином, услужливо подставляя нужные клюшки», - рассказал Валерий.
По его словам, в Соединенных Штатах довольно хорошо развита среда для людей с ограниченными возможностями.
«В США среда в принципе развита хорошо для всех. Не только в США, кстати. Почти везде, где я бывал - в странах Западной и Северной Европы, - тоже. Там люди давно осознают: все будут когда-то старыми, у кого-то будут маленькие дети в колясках, кто-то может внезапно потерять здоровье. Именно с этим пониманием выстраивают общественные пространства, жилые здания, офисы и торговые центры, а также всю дорожно-транспортную инфраструктуру», - подчеркнул Валерий Спиридонов.