Совсем недавно началось серийное производство «Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации» (ПАКФА) – тяжёлого многофункционального истребителя пятого поколения Су-57. И вот новая информация – в России ведутся опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата» (ПАКДП). Также он известен под условным обозначением МиГ-41.
Ещё один перспективный комплекс
«Авиационным комплексом» называется самолёт, его вооружение, наземное оборудование и многое другое, что представляет собой единый боевой комплекс. Известно о нескольких таких проектах. Кроме вышеупомянутых на стадии постройки опытных машин находится и «Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации» (ПАКДА) – новый стратегический бомбардировщик.
Создаётся и военно-транспортный самолёт среднего класса (ПАКТА), но ведутся работы и по замене гиганта «Руслана». Был в планах и перспективный штурмовик (ПАКША), но в последнее время о нём ничего не слышно, хотя в наше время это может не означать ничего. Есть сведения и о работах над лёгким истребителем и даже самолётом вертикального или короткого взлёта и посадки для универсальных десантных кораблей и не только.
По планам в конце этого десятилетия МиГ‑41 должны начать заменять скоростные тяжёлые перехватчики МиГ-31БМ. Но эти машины ещё даже не закончили модернизацию – обещают завершить в 2023 году. Зачем нужна замена?
Конечно, МиГ-31 – очень надёжный и долговечный самолёт. В буквальном смысле прочный – это единственный из имеющихся ныне истребитель, по которому техникам разрешено ходить в уставных «берцах», а не в специальной обуви. Это возможно потому, что самолёт, рассчитанный на максимальную скорость более 3000 км/ч, создан с высокой долей титана и высокопрочных сталей, что сказывается и на прочности, и на ресурсе.
У него великолепный потенциал модернизации. Не так давно МиГ-31БМ получил возможность атаковать и сбивать одновременно от 8 до 10 воздушных целей на дальностях до 320 км управляемыми ракетами «воздух-воздух». Причём среди целей и малозаметные крылатые ракеты, и беспилотники, и баллистические ракеты различных типов. А ещё есть его вариант со всем известным ныне «Кинжалом» – гиперзвуковой ракетой, которой можно поражать наземные и морские цели, в том числе «специальной» (термоядерной) боевой частью или различными обычными. Испытывается для МиГ-31 и противоспутниковая ракета, доставляющая на низкие орбиты компактный перехватчик спутников. Она, кстати, называется «Буревестник», как и известная крылатая ракета с ядерным воздушно-реактивным двигателем. В общем, МиГ-31БМ ещё послужит – до середины будущего десятилетия точно. Но замену ему нужно создавать заранее – уже сейчас.
История разработки
Первые разговоры о МиГ-41 в открытых источниках появились в 2013 году. Тогда сообщалось, что «начаты работы по созданию нового авиакомплекса», создаваемого якобы на основе МиГ-31. Планировалось до 2017 г. вести научно-исследовательские работы (НИР) по теме, определяя концепцию, потребные тактико-технические характеристики и предварительный облик машины, выбирая наиболее оптимальные формы моделей. Затем начать стадию ОКР, которая приведёт к созданию опытных машин и их испытаниям, с целью получить машину на вооружение к 2025 году. Но сроки, как часто бывает, сдвинулись. В 2017 г. тогдашний генеральный директор АО РСК «МиГ» И. Тарасенко сообщал, что работы идут «отчасти в инициативном порядке».
Недавно в Интернет просочились данные о том, что в 2017–2018 гг. в ЦАГИ велись продувки моделей миговского «изд. 41» на различных режимах и в различных конфигурациях. Были предположения, что речь не о сверхскоростном перехватчике, а о лёгком однодвигательном истребителе, разрабатываемом на экспорт. Это явно не так, достаточно вчитаться в опубликованную информацию. Теперь уже «Ростех» официально признаёт, что ПАКДП находится на стадии ОКР и работа над машиной идёт активно.
Погадаем об облике
Каким будет новый самолёт? Тут есть множество мнений. Кому-то видится машина с высокой, большей, чем у МиГ-31, сверхзвуковой скоростью, или даже гиперзвуковой. Ещё в 2014 г. знаменитый лётчик-испытатель Анатолий Квочур заявил, что новый самолёт будет иметь максимальную скорость «в 1, 5 раза минимум выше, чем у МиГ-31», то есть порядка 4, 5 Маха, или 4800 км/ч на большой высоте. Почти гиперзвук, который начинается с 5М. Кому-то видится гиперзвуковой перехватчик, а кто-то представляет «изд. 41» как самолёт класса «воздух-космос». Но в том, что МиГ-41 сможет сбивать спутники, боевые блоки МБР и гиперзвуковые ракеты, – сомневаться не приходится.
Упоминается и схема «летающее крыло», но малозаметность можно обеспечить и без этой схемы, о чём говорит пример Су-57. «Крыло», имея ряд преимуществ, не позволит достичь высоких сверхзвуковых скоростей полёта, что для дальнего перехватчика – обязательно. Да и маневренность у «летающих крыльев» такая, что кроме как для тяжёлых маломаневренных самолётов вроде бомбардировщиков или больших БПЛА схема не подходит.
Скорее всего, новый перехватчик будет относительно малозаметен, насколько это вообще возможно для машины, работающей на столь высоких скоростях. Из тех обрывочных данных, что публиковались о продувках моделей в ЦАГИ, можно сделать вывод, что продувалась модель, имеющая относительно традиционную схему, с двумя килями и рулями направления. Но есть интересная деталь – там упоминается некий «ТПК», который может быть убран, очевидно, в отсек вооружения или и вовсе сброшен. ТПК – это транспортно-пусковой контейнер, например, в таких хранятся и запускаются разные ракеты – ПТУР или, скажем, МБР «Ярс». На самолётах ракеты обычно подвешивают без такого контейнера. Видимо, он призван защитить ракетное вооружение от обтекающего машину раскалённого потока воздуха. Причём речь может идти о неких крупных изделиях.
Скорее всего, речь о «Многофункциональном ракетном комплексе дальнего перехвата» (МФРК ДП), который создаётся для этой машины и для МиГ‑31БМ. Судя по имеющимся данным, это сверхдальнобойная управляемая ракета «воздух-воздух», она предназначена для поражения боевых блоков и гиперзвуковых ракет. Она будет иметь невиданную ранее на таких ракетах разделяющуюся головную часть, состоящую из других ракет. Точнее, поражающих самонаводящихся элементов. Это делается для повышения вероятности поражения. Скорее всего, такое изделие будет солидного размера. Его-то и будут прятать в ТПК, как, возможно, и другие противоспутниковые изделия.
Кстати, идея с контейнером под вооружение достаточно давняя. В 50-х годах в США был принят на вооружение средний скоростной бомбардировщик В‑58 «Хастлер». Своё вооружение, а обычно это были от 1 до 5 термоядерных бомб, он нёс либо на пилонах, либо в огромном баке-контейнере, где были и топливо, и отсек для бомбы или для аэрофотоаппаратов. Решение оказалось неудачным – топливо постоянно протекало в отсек и портило нагрузку.
В любом случае через несколько лет мы узнаем, кто был прав в своих предположениях относительно облика и концепции самолёта.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»