Китай хотел, чтобы его любили
№ () от 19 января 2021 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Почему атака Трампа на Китай стала для китайцев шоком? Врут ли власти Китая о победе над коронавирусом? Кто заставил Прагу плюнуть в лицо благодетелю Пекину? Обо всём этом и многом другом главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает известный китаевед, исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока РАН профессор ВШЭ Алексей МАСЛОВ.
Китай хотел, чтобы его любили
– Алексей Александрович, Конгресс США утвердил Байдена в должности президента. Трамп, главный враг китайцев, повержен и валяется в пыли. Что означает для нас и китайцев поражение Трампа?
– Дело в том, что китайцы и Китай в целом живут длинными историческими циклами. Речь идёт не только о политическом мышлении, но и об обыденном мышлении среднего человека. Поэтому четыре года, на протяжении которых Трамп выступал против Китая, не являются для этой страны чем-то важным. До середины 2020 года Китай на выпады Трампа практически не реагировал. Только когда Трамп перешёл от экономических обвинений к обвинениям на уровне коронавируса, к обвинениям в том, что Китай идеологически начал давить весь мир и вновь на повестке появилась тема коммунистического Китая, – вот тогда Китай начал отвечать. Реальное противостояние в мире сейчас идёт, конечно, не между США и Россией, а между США и Китаем. Это борьба за будущие технологии, за то, кто с их помощью будет обслуживать весь мир. Чьи операционные системы будут стоять на вашем или на моём компьютере, чьими офисными приложениями мы будем пользоваться. Какие системы распознавания голоса или лиц мы будем использовать. Кто будет контролировать эти потоки, тот и будет контролировать весь мир. До сегодняшнего момента всё это было в руках США. Америка почувствовала угрозу, не когда Китай начал расти, а когда Китай заявил претензии на лидерство в плане технологий. Когда Китай презентовал программу «Сделано в Китае – 2025». Формально она была запущена в 2017 году, но реально стала разворачиваться чуть позже – в 2018–2019 годах. Вот тогда США и зашевелились. И не важно, кто в тот момент был хозяином Белого дома, – Трамп или Хиллари Клинтон пришла бы вместо него. Ей всё равно пришлось бы противостоять Китаю, потому что это вопрос цивилизационного выживания.
– У меня такое чувство, что когда Трамп стал совсем уж жёстко давить китайцев, тогда и появился коронавирус. Вспомните, пик паники пришёлся на начало прошлого года. Жуткие кадры из Китая, потом пала Европа, к лету паника захватила Америку. И тогда Китай спокойно сказал – всё, у нас коронавируса нет. А в США следствием этой пандемии стало голосование по почте, с помощью которого Байден и скинул Трампа с трона. А на днях китайцы не пустили к себе специалистов из Всемирной организации здравоохранения. Они что-то прячут?
– Конечно, сам факт того, что китайцы не пускали специалистов из ВОЗ тогда, когда, по их словам, у них все проблемы с коронавирусом позади, немного странный. На мой взгляд, Китаю просто надоело молча выслушивать все эти обвинения. До середины 2020 года да и вообще за последние 40 лет Китай просто не понимал, за что его могут не любить. Вспомните Советский Союз. Мы же все думали, что нас все любят. И вдруг, когда СССР стал разваливаться, выяснилось, что далеко не во всех странах Африки, Латинской Америки и народной демократии нас обожают. Для многих советских людей это было шоком. Мы же помогаем, даём деньги, посылаем специалистов – как же так?
И в Китае та же история. За 40 лет, прошедших с начала китайской перестройки, Китай методично формировал вокруг себя позитивный имидж. За последние годы вложения через инициативу «Один пояс и один путь» сформировали в Китае мнение, что «мы платим огромные деньги (по некоторым данным, до 270 миллиардов долларов), мы поддержали многие страны, они должны быть нам благодарны». И поддержка эта касалась далеко не только маленьких стран. По этой программе китайцы поддерживали некоторые европейские страны, страны Центральной и Юго-Восточной Азии. И когда на волне коронавируса началось формирование антикитайского лагеря – для китайцев это стало шоком. Китай не ожидал этой атаки. Китай знал, что будут торпедироваться его экономические и политические инициативы – это нормально, обычная конкурентная борьба. Но сказать, что Китай заразил весь мир и теперь должен за это ответить, – это их потрясло. Причём опять же не только на политическом уровне, но и на уровне обычных людей.
Не надо верить китайским цифрам
– Но в достоверность китайских данных по коронавирусу действительно никто не верит.
– И напрасно. Едва ли не впервые в своей истории Китай пошёл на максимальную открытость цифр. Официально считается, что в Китае заболело около 90 тысяч человек и скончалось меньше 5 тысяч. Во всём мире говорят – это обман. Китайским цифрам действительно не надо верить. Как и российским и американским. Надо перепроверять через массу косвенных факторов. Например, через потребление электричества. Если бы в каких-то городах вымер миллион людей, потребление энергии упало бы. Мёртвые не жгут лампочки. Или, например, через включённые мобильные телефоны – китайские телекоммуникационные компании публикуют такие данные. Или через просмотр тендеров по закупке коек для госпиталей. На основе анализа десятков подобных данных мы легко можем установить – бьются цифры или не бьются. Точных цифр мы не узнаем, но масштабный подлог и сокрытие выясняются легко. Так вот, порядок цифр в Китае был назван правильно.
Здесь Китай, как ни странно, сыграл со всеми дурную шутку. Потому что на его примере многие, в том числе и в России, решили, что коронавирус – штука пусть опасная, но победить его несложно. Но никто не принял во внимание, что Китай сделал то, чего не сделала ни одна другая страна. Он взял и одномоментно закрыл даже не город, а целую провинцию, которая по населению побольше некоторых стран. В условиях карантина оказалось от 70 до 80 миллионов человек. Причём карантин этот был не опереточный, как в Москве, а абсолютно реальный. Пара русских студентов – мальчик и девочка – решили ночью погулять по пустому Уханю. Их задержали через 5 минут, потому что охранник общежития сразу сообщил в полицию о нарушении карантина. Их не только оштрафовали, но и могут даже закрыть возможность ещё когда-либо посетить Китай. Такие жёсткие меры позволили заблокировать распространение вируса.
– Почему это удалось только Пекину?
– Ни одна страна больше себе такого не позволила, потому что слишком высоки расходы на такие мероприятия. В провинции Хубэй, где всё и происходило, падение промышленности по некоторым отраслям составляло до 85%. Город остановил свою жизнь. Закрылось всё – от уличных ресторанчиков до заводов, выпускавших детали для таких монстров, как «Хонда» или «Ниссан». Около 60% ВВП Китая производится малыми и средними предприятиями. В них задействовано 80% населения. И Китай сделал ещё один шаг, который другие страны не делали. В момент входа в пике коронавируса, приблизительно в феврале 2020 года, Китай начал открыто планировать, как он будет уже выходить из коронавирусной ямы. И «глубинный» китайский народ поверил государству. Потому что этому предшествовала сорокалетняя история развития жёсткого государства. При всех своих минусах оно никогда не обманывало. Там сказали – мы убираем во всех пострадавших районах НДС. Сильно пострадавшим – совсем, менее сильно пострадавшим – оставим 3%.
– А какой НДС в Китае? У нас 20%.
– У них от 6 до 8% в зависимости от категории товара. С 2019 года в Китае вообще отменён налог на прибыль для малых и средних предприятий. Когда США стали повышать тарифы на поставку китайских товаров, многие предприятия лишились рынка сбыта – Южный Китай вообще только на США и работал. И чтобы население не ощутило ущерба, Китай стал компенсировать его убытки. Людям сказали – нам не нужны ваши деньги, лучше кормите своих детей. Китай и тогда, и в период эпидемии проявил себя как социально ориентированное государство. Более либеральным он не стал, это были черты чисто мобилизационной экономики. Китай повёл себя очень жёстко, но народ не стал возмущаться, потому что понимал, что все эти меры – для его же блага.
Зачем плевать в китайский танк?
– И всё же почему так совпало – и атака Трампа на Китай, и коронавирус?
– Наверное, впервые в истории человечества наступление эпидемии разворачивалось, так сказать, в прямом эфире. Даже прошлый SARS 2003 года, заболевания 2008–2009 годов – всё это не было так подробно освещено в режиме реального времени.
Действительно, большинство волн опасных заболеваний в истории пошли из Китая. Если не залезать совсем уж в древность и Юстинианскую чуму, то уже чума XIV века тоже пришла оттуда. Вряд ли тогда китайские вирусологи вывели этот вирус, чтобы наслать на Европу. Чума XIX века – тоже из Китая. Тогда волны докатились и до России, и даже до Латинской Америки. Так что это не новая история. Но как-то никогда не педалировалась роль Китая. В этот раз пандемия просто использовалась как инфоповод для атаки.
Плюс посмотрите – коронавирус ведь разрешил очень много проблем. Парадокс в том, что трагедия создаёт одни проблемы и решает другие. Мир подходил к серьёзнейшему экономическому кризису, связанному с дутыми бумагами, перепроизводством, дисбалансами в торговле, экономике. Надо было на что-то это списать. Спасибо коронавирусу, который обнулил многие эти проблемы. Правда, создав новые.
Второй момент – Китай надо было в чём-то серьёзно обвинить.
– Пора уже?
– Пора. Потому что, когда на тебя едет танк, а у тебя, кроме кулаков, ничего нет, остаётся хотя бы плюнуть в него. Например, сказать, что Китай коммунистический и вообще плохой. Китай больше всего удивился, что его начали бить по идеологии. Потому что чего-чего, а идеологию свою они точно никогда не экспортировали и не призывали американцев стать коммунистами. Коммунизм – исключительно внутренняя китайская идеология. А отношение к нему за короткое время изменилось радикально. Полтора года назад все говорили: Китай – это фантастика, мы хотим быть такими же. Не только азиатские, но и восточноевропейские страны смотрели на него как на маяк. Делегации ездили изучать, как можно строить экономику и при участии государства развивать частный сектор. И как всё изменилось! Имидж Китая, победившего коронавирус, испорчен безвозвратно. У вас успехи в экономике? Зато вы заразили весь мир и скрываете факты. Это и есть то, чего добивались американцы, – Китай дискредитирован и создана антикитайская коалиция.
– Кто в неё входит?
– США, Австралия, Новая Зеландия, страны ЕЭС, Япония. И главное – частично страны Восточной Европы. Ведь ещё вчера существовала коалиция 17+1, то есть 17 стран Восточной Европы плюс Китай. И от этого блока начинают откалываться страны, что очень на руку США и Западной Европе. Польша уже занимает антикитайские позиции. В прошлом году произошёл чудовищный скандал в Чехии. Карлов университет обвинили в том, что он берёт у китайцев деньги на проведение конференций. Хотя берут все, и это не новость. Но под эти обвинения закрыли все программы изучения Китая, уволили целый ряд людей, которые сотрудничали с КНР. Город Прага разорвал побратимские отношения с Пекином и, плюнув в лицо китайцам, установил побратимские отношения с Тайбэем, что является чудовищным оскорблением. И целый ряд стран, которые, прямо скажем, питались от китайских денег, начали отпадать от Китая.
Читайте также: Использовать незапатентованное в Китае не считается воровством
Как Украина «кинула» Китай на деньги
Профессор ВШЭ Алексей Маслов: куда исчезли китайские нищие
Сибирь поднебесная: почему Китай претендует на российские территории