> Ил-114 оснастили новыми двигателями, РЭО и салоном - Аргументы Недели

//Общество 13+

Ил-114 оснастили новыми двигателями, РЭО и салоном

№  () от 22 декабря 2020 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Фото РИА Новости

На ежегодной пресс-конференции Владимира Путина из практически четырёх с половиной часов общения президента с журналистами авиастроению досталось около 30 секунд. Сказал – как отрезал: «Программы все развиваются. Позавчера МС-21 с нашими двигателями, отечественными ПД-14, поднят в воздух. Это практически уже серийный образец. Почти. Большое достижение, между прочим, и наших двигателестроителей, и авиастроителей. Я их поздравляю с этим событием. И вчера подняли ещё Ил-114, совершенно новая машина, практически новая модификация. Тоже большое событие. Поздравляю!»

Не зря «Ростех» и Объединённая авиационная корпорация гнали конструкторов, специалистов и лётчиков-испытателей по срокам. Иначе могли быть несколько иные слова, а возможно, и выводы. Очень напомнило советскую традицию – к съезду КПСС, к 7 Ноября, к очередному юбилею вождя мировой революции.

Заказчик есть. Засучили рукава?

Ил-114-300, как и предсказали «Аргументы недели», в прошлую среду совершил первый полёт. Поздравляем создателей от всей души! Наша редакция на протяжении последних десяти лет активно поддерживала этот проект. Вернее, напоминала властям о его существовании.

Отвратительные для подъёма опытной машины метеоусловия, низкая облачность сделали своё дело, летали всего 7 минут. Шеф-пилот «Ильюшина» Герой России Николай Дмитриевич Куимов сделал себе лучший подарок на день рождения. Но, может быть, символично то, что реанимированный (именно так называют его на «Ильюшине») самолёт Ил-114-300 делался и делается не для полётов между столицами. Его сами конструкторы окрестили «деревенским самолётом». Ещё на ранних этапах проектирования в этот комфортный турбовинтовой лайнер закладывалась возможность дальних, до 5000 км, перелётов со средней скоростью 500-550 км/ч. Он конструктивно способен летать на грунтовые полосы, это принципиально важно, самые «юные» Ан-24, которые обеспечивают воздушные перевозки в Якутии, Красноярском крае, на Дальнем Востоке, служат верой и правдой уже пятый десяток лет.

Конечно, всё по местам расставит эксплуатация Ил-114-300 где-нибудь в «Полярных авиалиниях». Как покажут себя при якутских -50 двигатели самолёта? Он должен летать там, где строго запрещено появляться «региональному» и даже импортозамещённому «Суперджету». Куратор авиации в коллегии ВПК Андрей Ельчанинов в интервью агентству «Интерфакс» рассказал о перспективах самолёта:

– По результатам первого полёта мы убедились в возможности нашей промышленности реализовать данный проект. Поручение президента России дано ещё в 2016 году. Так что это весомое событие для авиационной отрасли. Ил-114 показал свою жизнеспособность и переходит на новую стадию – лётных и сертификационных испытаний. Поставки заказчикам ожидаются с 2023 года. Ил-114-300 – самолёт для региональных пассажирских перевозок и ориентирован прежде всего на внутренний рынок. Уже сейчас мы видим интерес к нему со стороны региональных авиакомпаний... Хотелось бы обратить внимание, что Ил-114‑300 не копия советского самолёта Ил-114, который до позапрошлого года ещё эксплуатировался в странах СНГ. Это новые двигатели, новое бортовое радиоэлектронное оборудование, новый салон. И конечно же, новый подход к эксплуатации самолёта и его послепродажного обслуживания. Самолёт не так легко рождался, как хотелось бы, хотя технические решения были предсказуемы.

– Как удалось справиться с этими сложностями при создании Ил‑114?

– В компаниях-разработчиках и производителях были приняты необходимые решения, в том числе кадровые. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) с одобрения «Ростеха» построила третий опытный образец самолёта, чтобы привлечь его к лётным испытаниям и вписаться в сроки выхода на финишную прямую. Фактически в 2018 году программа была переведена в ручной режим управления со стороны правительства РФ при участии Минпромторга, ОАК и «Ростеха». В конечном счёте удалось дать дополнительный импульс развитию программы, мы вышли на финиш и сейчас видим результат – первый вылет крайне востребованного самолёта Ил-114-300... Он рассчитан на автономную эксплуатацию в широком диапазоне климатических условий с использованием коротких взлётно-посадочных полос, аэродромов со слабым техническим оснащением. Самолёт Ил-114-300 – базовый, на его основе будут проработаны варианты создания также востребованных транспортных и транспортно-пассажирских версий.

Уже есть стартовый заказчик?

– В ближайшее время будет заключён твёрдый контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) на поставку трёх самолётов в интересах региональных авиакомпаний.

А военные заинтересованы в этом самолёте?

– Минобороны РФ рассматривает возможность создания на базе Ил-114 специальных версий – это самолёт аэрофотосъёмки и, вполне возможно, самолёт-ретранслятор, учитывая его возможность достаточно длительно барражировать, примерно до 9 часов. А также это самолёты – специальные узлы связи, самолёты радиационной, химической разведки местности. Самолёт может быть задействован в рамках Договора по открытому небу в качестве замены Ан‑30. В общем, у него достаточно большие перспективы.

– Больше года прошло с момента первого полёта Ил-112В – когда он сможет продолжить лётные испытания?

– Ил-112В совершил первый полёт и был существенно доработан. Второй полёт сдвинут не только из-за этих доработок, но и в связи с ремонтом взлётно-посадочной полосы аэродрома завода ВАСО. Спешки в этом вопросе быть не должно, дело не в количестве полётов, а в их зачётности. Ил-112В способен наверстать программу испытаний в следующем году.

И вот тут уже снова вопрос к «Ростеху» и ОАК. Как будет организована работа по сертификации этих машин? Как пойдёт дело с производством предсерийных и серийных экземпляров? Да и с МС-21 нет полной ясности, крыло из композиционных материалов делают, но его всё же предстоит облетать и испытать. Потянет ли производство серийный выпуск? Хотелось бы, чтобы в авиастроительную отрасль шли лучшие из лучших – агрегатчики, слесари, электромонтажники, инженеры и технологи... Но откройте объявления с рабочими вакансиями на предприятиях авиапрома и прослезитесь. И откуда брать качество изделий? Самолёты строятся в кооперации сотен производителей и поставщиков первого и второго уровней. А на словах – всё хорошо. Будем следить и ждать продолжение. Лучше – успешное. И на коронавирус списать не получится, вакцина, понимаете ли. Поэтому слова от большого чиновника «спешки в этом вопросе быть не должно» напрягают. Этот полёт 7 лет ждали.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте