Глава СПЧ Валерий Фадеев предложил выделять средства из госбюджета на дистанционное обучение
№ () от 22 декабря 2020 [«Аргументы Недели », Сергей Грунюшкин ]
В 2020 г. на горячую линию СПЧ поступило более 400 тыс. звонков. Чаще всего за решением проблем на горячую линию Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обращались по поводу нарушения трудовых прав – около 30% звонков. На втором месте – незаконные увольнения, 90 тыс. обращений. Следом шли жалобы в связи с медицинским обслуживанием в пандемию.
Увеличение числа жалоб в СПЧ – не только следствие тяжело складывающегося года, но и повысившегося доверия среди граждан к работе совета. За год, по данным ВЦИОМ, рейтинг доверия к СПЧ вырос с 28 до 48–49%.
Ещё одной темой жалоб стали нарушения, связанные с внедрением «цифры» в повседневную жизнь. Речь идёт о нормативной базе и нарушениях цифровой приватности. По словам Игоря Ашманова, члена СПЧ, несмотря на то что удалось снять грань между удалёнкой и человеком, находящимся на рабочем месте, по-прежнему остаётся проблема принятия «Цифрового кодекса».
«Имеют место утечки данных, связанных с оказанием медицинских услуг, и номеров финансовых счетов. Они оказываются не только у госорганов, но и систем, не ограниченных законом. Вместо обещания, что эти данные будут уничтожаться, они продаются», – отмечает И. Ашманов.
Как рассказывал на пресс-конференции, посвящённой итогам работы совета его глава Валерий Фадеев, одна из самых важных тем уходящего года – риски, связанные с законом об иностранных агентах. В частности, благодаря вмешательству СПЧ была принята поправка не указывать счёт для сбора денег на митинги, где на мероприятии планируется участие до 500 человек. Напомним, что ранее Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете иностранного финансирования публичных мероприятий. Теперь организаторам придётся рассказывать государству, за чей счёт весь банкет.
Ещё одна проблема, которая требует участия государства, – дистанционное обучение. В. Фадеев обратил внимание на то, что «намечается жёсткий цифровой разрыв – учатся только те дети, у кого есть компьютеры в семьях».
Фадеев привёл в пример ситуацию, когда в семье из двух детей и двух взрослых есть только один компьютер, а учиться и работать на нём вроде как нужно всем одновременно. Кроме того, по данным СПЧ, из трёх миллионов детей из малообеспеченных семей, лишь 50 тыс. человек через фонды и НКО смогли получить гаджеты для дистанционного обучения. Чем же вынуждены заниматься все остальные в условиях, когда они ни очно, ни дистанционно не могут посещать занятия?
В итоге нарушаются права детей, которые в сложившихся обстоятельствах не могут получить гарантированное бесплатное среднее общее образование. Чтобы решить эту проблему, СПЧ предлагает выделять средства из госбюджета на дистанционное образование.