> Главный приз кинофестиваля «Окно в Европу-2020» достался режиссеру из Якутии - Аргументы Недели

//Общество 13+

Главный приз кинофестиваля «Окно в Европу-2020» достался режиссеру из Якутии

№  () от 15 декабря 2020 [«Аргументы Недели », Сергей Шолохов ]

Кадр из фильма «Папье-Маше» Виталия Суслина

В отличие от многих европейских фестивалей, которые ушли «на удалёнку», наши отечественные крупные премьерные кинофестивали устояли в очном формате. Это и Московский международный кинофестиваль, и сочинский «Кинотавр», и вот теперь выборгский «Окно в Европу». Правда, все они сдвинулись по срокам, но на следующий год всё же не перенеслись, и это радует. Про ММКФ и «Кинотавр» я уже рассказывал читателям «Аргументов недели». Настала очередь выборгского кинофорума.

Среди фильмов, принимающих участие в конкурсе игрового кино, мне больше всего пришёлся по вкусу фильм «Папье-Маше» режиссёра Виталия Суслина. А история героя началась в 2017 году в фильме «Голова. Два уха», когда на сельской дороге Ивана посадил в свою дорогую иномарку речистый аферист и, пообещав сладкую жизнь, отвёз в город, где его подельница прошлась с сельским жителем по микрокредитным организациям, ювелирным лавкам и бутикам, чтобы на его паспорт набрать кредитной налички и товаров на приличную сумму. В фильме открытый финал – что будет с героем, неясно.

В «Папье-Маше» режиссёр завершает эту историю. Ивана, вернувшегося в село, и его мать «достаёт» коллектор. У зажиточного соседа герой подрабатывает подсобным рабочим за дюжину яиц. На шоссе он пытается продать проезжим банки с замаринованными дольками арбуза. При этом Иван – знаменитость: сыграл самого себя в фильме «Голова. Два уха», и ТВ приглашает его принять участие в передаче о кинофестивале, который включил фильм в свою программу. Местный участковый отвозит его туда и обратно, угощает водкой, обещает найти невесту и предлагает дружбу. Но всё это в обмен на участие в сводке раскрытия преступлений. Поскольку преступлений решительно никаких нет, а начальству нужна статистика, то значит, преступление надо организовать. Лёгкое. Например, украсть бутылку французского коньяка в городском магазине. Иван соглашается. Крадёт. Участковый его ловит. Суд даёт 200 часов общественных работ. Участковый доволен, у него отличная отчётность. Коллектору, который всё же приедет, достанутся разве что пятилитровые банки с маринованными арбузными дольками...

Гильдия киноведов и кинокритиков России наградила фильм своим дипломом.

Ещё молодой, но уже «бывалый» режиссёр Роман Каримов представил в конкурс сиквел своего удачного дебюта «Неадекватные люди» (2010). Герой Ильи Любимова за отчётный период в «Неадекватных людях 2» обзавёлся строительной фирмой, его жена в исполнении хорошенькой Ингрид Олеринской занимается домашним хозяйством. Ей скучно, детей нет, да и муженёк не тот, что был 10 лет назад. Ясно, что Кристина (героиня) давно не любит Виталия (героя), а действие начинается тогда, когда, решив от скуки восстановиться в институте, она знакомится с сексуальным мальчиком-мажором, с которым ведёт разбитную жизнь. Мажор устраивает Кристину в одну из фирм своего папочки, которая занимается выборными технологиями. Кристина в ней делает карьеру от подавальщицы кофе на совещаниях до руководителя проекта. Она девушка гордая, решает проверить мажора «на вшивость», сообщает ему о беременности. Он требует выпить таблетки. Отношения закончены, с работы «шагом марш». Начинаются «хождения по мукам» по центру Москвы, без денег, без жилья. Об этом мы уже будем узнавать в режиме флешбэков, когда Кристина придёт со своими историями к Виталию.

Про себя скажу лишь, что в отличие от первых «Неадекватных людей», которые вызывали у меня определённое сочувствие, на их «сиквел-проекции» я уже смотрел как на рыб, плавающих в аквариуме, и был рад, что оператор Антон Жабин не заслонял их «водорослями» своих оптических фантазий. Добавлю, что фильм получил Специальный приз жюри с формулировкой «За узор человеческих отношений».

Что касается главного приза, который присудили якутскому режиссёру Степану Бурнашеву за фильм «Чёрный снег. (Хара Хаар)», то большое жюри под председательством Николая Хомерики проявило удивительную эмоциональную «толерантность». Судите сами: герой-дальнобойщик промышляет на Дальнем Севере, поставляя местным алкашам палёную водку в обмен на мясо. Его «тёрки» с местными занимают первую половину фильма; потом красивая снежная дорога, постепенно садится солнце. Но неожиданно ломается колесо, ночь, на 100 км вокруг ни души. Герой пытается заменить колесо, а затем подпорка не выдерживает, и вся махина плюхается на руку несчастного. И далее в разных ракурсах мы смотрим на его мучения. Ему не вынуть кисть руки из-под пресса. Он стонет, кричит, мычит, рыдает, орёт, скрежещет и бьётся в конвульсиях, короче, изнемогает на снегу под тушей навалившегося на него КамАЗа. Мне кажется, что в художественном кино достаточно двух-трёх минут, чтобы испытать все чувства сострадания герою. Но эпизод длится 25 минут! Наконец герой вырвет руку, кажется, оставив ладонь под чугунным болтом, сожжёт грузовик-чудовище и отправится пешком по тундре куда-то вдаль. Не спорю, сильное зрелище. Но всё-таки попахивает клиникой, такой гиньоль.

В заключение скажу, что фестиваль «Окно в Европу» интересен не только конкурсом игрового отечественного кино; здесь присутствует конкурс и анимационного, и неигрового кино. Выделяется самобытная программа «Копродукция. Окно в мир».

А сейчас я прощаюсь с вами, дорогие читатели «Аргументов недели», надеюсь, что Берлин не отменит свой знаменитый кинофестиваль в 2021 году.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте