Не успел крупнейший из авиасалонов мира французский Paris Air Show в Ле Бурже объявить, что в 2021 году коронавирус ставит на этом форуме жирный крест, организаторы Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 тут же заявили, что «матч состоится при любой погоде». Точнее, при любой ситуации с COVID-19 в стране и мире МАКС железно пройдёт с 20 по 25 июля. Интересно, сможет ли авиасалон в Жуковском воспользоваться отсутствием конкуренции в своих интересах? За полтора года до старта МАКС-2021 карантин практически полностью остановил выставочную деятельность за рубежом.
Чем сможет удивить?
Как шоу – МАКС практически безупречен, богатая лётная программа, асы из пилотажных групп заставляют не отрываясь смотреть в небо. Да и на земле статичная экспозиция и стенды производителей в многочисленных павильонах вынуждают любителей авиации и космоса порой растягивать «освоение» выставки на несколько дней.
Но не стоит забывать – авиасалоны являются традиционными площадками для переговоров и заключения многомиллиардных сделок на поставку заказчикам, как военным, так и коммерческим, сотен самолётов и вертолётов. Наш МАКС в этом смысле уступает практически всем крупным мировым форумам. Контракты Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) с Минобороны и редкие с отечественными авиакомпаниями лишь подчёркивают, что это мероприятие стало по большому счёту патриотически-воспитательным шоу для внутреннего пользования. Итак, дело за руководством АО «Авиасалон», смогут ли они привлечь на крупнейший авиафорум мира (остальные-то прикрыты карантинными ограничениями!) крупных производителей и покупателей авиационной техники. Правда, зарубежные авиастроители и авиакомпании находятся в патовом положении. Авиакомпании в разы сократили объём перевозок, некоторые вообще поставили свои лайнеры на прикол. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в 2020 году авиакомпании сгенерировали убытков на 118, 5 млрд долларов. На каждом перевезённом пассажире они теряли по 66 долларов! Им фантазировать о новых самолётах как-то не с руки, куда бы старые деть. Авиастроительные гиганты, со своей стороны, с унынием смотрят на поредевший строй покупателей. Что получится со сделками у бизнеса на МАКС-2021, июнь покажет.
Сегодня во всяком случае известно, что на МАКС будут демонстрироваться отечественные новинки. Вот что обещает Информационная служба АО «Авиасалон»: «Ситуация на российском рынке отличается от того, что мы наблюдаем в Северной Америке или Евросоюзе. Отечественные авиакомпании после локдауна второго квартала 2020 года смогли существенно восстановить объёмы перевозок».
Значит, отечественным авиакомпаниям будут интересны новые самолёты: «На 2021 год запланировано несколько премьер мирового уровня, а этим может похвастать далеко не каждая международная выставка. Так, впервые будет показан самолёт среднемагистральный пассажирский МС‑21‑310 с отечественными двигателями ПД-14. Кроме того, гости салона впервые увидят региональный турбовинтовой Ил-114-300 и лёгкий военно-транспортный Ил‑112В. Наконец, Уральский завод гражданской авиации готовит масштабное представление самолёта ЛМС‑901 – преемника легендарного Ан-2. Следуя духу времени, сразу несколько российских разработчиков покажут новые беспилотные летательные аппараты гражданского и военного назначения».
Ждём полётов
Надо отметить, заявленные на МАКС новинки уже на подходе. На прошлой неделе среднемагистральный МС-21-310 (Магистральный самолёт XXI века) с отечественными турбореактивными двигателями ПД-14 на 163–211 пассажиров (это зависит от компоновки пассажирского салона) начал пробежки по взлётно-посадочной полосе Иркутского авиазавода. Это главный признак того, что скоро будет и подъём лайнера. Сейчас первые опытные экземпляры МС-21 летают с американскими двигателями Pratt&Whitney. И во вторник свершилось! Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьёва. «Этот полёт – результат объединения двух важнейших программ гражданского авиастроения России – самолёта МС-21 и двигателя ПД-14. Усилиями учёных, конструкторов, инженеров, рабочих создаётся лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации», – сказал генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Продолжительность полёта составила 1 час 25 минут. Осталось совсем немного – оперативно насытить рынок этими самолётами.
На этой неделе должен состоятся подъём Ил-114-300. Этот турбовинтовой региональный 64-местный авиалайнер собран из старого «ташкентского» задела. Больше 20 лет простоял под снегами, дождями, палящим солнцем у стенки на лётно-испытательной базе «Ильюшина» в Жуковском. Как шутят на фирме «Прошёл климатические испытания». Надо отметить, с честью, планер лайнера при диагностике оказался как новенький. А вот начинку ему полностью поменяли, электрооборудование, авионику пилотской кабины, агрегаты. Двигатели ТВ7-117СТ тоже современные, мощнее чем были раньше. Сейчас самолёт соответствует тому, что уже с «нуля» собирается на заводе РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах. Всё оборудование отечественное, об импортозамещении даже не приходится говорить. Есть всего один заграничный прибор TCAS, это система предупреждения столкновения самолётов в воздухе. TCAS должен быть установлен на всех судах тяжелее 5700 кг или сертифицированных для перевозки более 19 пассажиров. Он выпускается в США для всего авиастроения мира.
На вторник по Ил-114-300 назначен методический совет в Лётно-исследовательском институте им. М.М. Громова. Его результат нам неизвестен (номер газеты к его окончанию ушёл в печать), но предсказуем. Можно ожидать, что уже в среду самолёт «в новом облике» отправится в испытательный полёт. При наличии, конечно, погоды, подходящей для первого подъёма опытной машины.
Надо сказать, что между решением президента В. Путина, что этот самолёт нужен, до подъёма опытной машины прошло почти семь лет. Темпы просто черепашьи. И на протяжении этих лет этот лайнер всячески пытались притормозить, то в ОАК при М. Погосяне, то в Минпромторге. Мы же хотим строить самолёты в кооперации со всем миром! А он нам в ответ санкции и срыв самолётостроительных программ, в том числе МС-21. Особо не афишируя собственный интерес, в страну на безрыбье собственных самолётов затаскиваются иномарки. Бизнес выгодный, комиссионные многомиллионные, западные авиастроительные концерны этого даже не скрывают.
А вот Ил-112В пока проходит все стадии перед вторым в своей истории полётом на авиазаводе в Воронеже. Первый состоялся 30 марта 2019 года. Источники в отрасли предполагают, что второй полёт состоится не раньше февраля 2021-го! Два года между первым и вторым, перерывчик явно великоват. Такое ощущение, что никому ничего не надо, а нам отмерено жизни лет по 500.
Таинственный ЛМС-901, или «Кукурузник New»
Ждали, что на замену заслуженному Ан-2 родом из конца 40-х прошлого века придёт биплан такой же размерности, но уже из композитов. Даже демонстрационный образец построили и облетали в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина. Но именно размерность не устроила заказчиков – самолёт, способный перевозить до 15 пассажиров, должен быть двухдвигательным. Это международные требования к безопасности полётов. Дальше тендер выиграл УЗГА – Уральский завод гражданской авиации. Тумана напустили порядочно, авиационная общественность устала гадать, на что будет похож кукурузник XXI века. И он засветился, сначала на продувках в ЦАГИ. Потом уже состоялась презентация самолёта. Симпатичный моноплан, значительно меньше Ан-2, с неубираемыми стойками шасси, на 9 пассажиров, с импортным турбовинтовым двигателем, своего подходящей мощности по факту нет. Обещают, что уже в следующем году самолёт ЛМС-901 (лёгкий многоцелевой самолёт) полетит. Он подозрительно похож на самолёт, сделанный на «МиГ» под названием Т-101 «Грач», его первый полёт состоялся в 1994 году, но дальше в бурные 90-е дело не пошло.
Опять рвёмся в санкционный капкан?
Сайт Минпромторга России сообщает, что министр Денис Мантуров встретился с Министром экологических преобразований Франции Жаном-Батистом Джеббари. У России и Франции, по словам Дениса Мантурова, ключевая сфера взаимодействия двух стран – авиастроение, где более десяти лет основным российско-французским проектом является производство двигателя SaM146 для самолёта «Сухой Суперджет 100».
Отдельно в ходе мероприятия обсудили перспективы взаимодействия в сфере применения водородного топлива в авиации. «На сегодняшний день наши научно-исследовательские институты обладают компетенциями в разработке перспективных компоновок самолёта на жидком водороде, включая оценку лётно-технических характеристик, проектирование топливных баков и так далее. Знаю, что и во Франции уделяют этой тематике особое внимание. Мы могли бы подумать о совместных проектах и исследованиях в этой сфере», – отметил Денис Мантуров.
«АН» опасаются, что при современной мировой политической повестке наши технологии и наработки или утекут в Евросоюз, или Россия сначала вложит гигантские деньги, а потом партнёры-санкционеры влупят нам по самое не балуйся, и останемся у разбитого корыта с необходимостью опять что-то импортозамещать. Так, с Украины из КБ «Антонов» утекла разработка военно-транспортного Ан-70. Теперь в европейских и не только армиях летает А400, как две капли воды похожий на Ан-70. Можно припомнить историю создания Як-130 совместно с итальянцами. На заключительном этапе разработки итальянская фирма Alenia Aermacchi вышла из проекта, получив всю конструкторско-техническую документацию на планер, и выпустила свой самолёт. И теперь конкурирует с Як-130 на зарубежных рынках.