Иркутская область мобилизует команду, которая будет обосновывать потребности региона в коридорах федеральных структур и ведомств. Очевидно, что решение социально важных задач одному региональному бюджету — тем более теряющему на фоне текущей экономической ситуации весомую часть собственных доходов — не под силу. Нужно планомерно и аргументированно отстаивать интересы субъекта на самом высшем уровне. В качестве примера такого эффективного лоббизма часто приводят слаженную работу представителей всех ветвей власти Татарстана. Появится ли подобная команда «добытчиков» финансирования для Приангарья?
Законопроект о бюджете Иркутской области на 2021-2023 годы, принятый 11 ноября в первом чтении на 36-й сессии Законодательного собрания региона, предусматривает в следующем году предельный размер дефицита. «С 2020 по 2022 годы регион потеряет десятую часть собственных доходов. Это более 50 миллиардов рублей. А в совокупности со снижением средств, которые предусматриваются в федеральном бюджете для Иркутской области, ситуация выглядит крайне проблематичной», — считает председатель областного парламента Александр Ведерников.
Уравновесить главный финансовый документ Приангарья в текущих условиях оказалось особенно непросто. Об этом упомянула, выступая на сессии с докладом, министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова. Целый комплекс негативных факторов — сложная эпидемиологическая ситуация, снижение цен на сырье на мировых рынках — экономике явно не на пользу, и на быстрое восстановление рассчитывать не приходится.
В итоге областной минфин запланировал: объем доходов региона составит в 2021 году 166,66 млрд рублей, расходов — 180,65 млрд рублей. Дефицит областного бюджета — 13,99 млрд, то есть 10% от уровня собственных доходов. Объем государственного долга — 46,57 млрд.
При таком раскладе, даже если принять во внимание выстроенное социальное партнерство региона с крупным бизнесом, все равно сложно говорить о выполнении социальных обязательств, модернизации инфраструктуры, больших стройках и в целом о развитии области. Наталия Бояринова констатировала: в рамках такого бюджета не удается сейчас в полном объеме удовлетворить все потребности муниципальных образований.
Безусловно, обозначена цель — наращивания собственных доходов региона, развитие переработки в лесном комплексе, стимулирование промышленности, сельского хозяйства, туризма и других опорных для области отраслей.
«Нам предстоит над этим работать, в том числе при рассмотрении проекта стратегии социально-экономического развития Иркутской области. В ней должны быть заложены векторы развития региона», — заявил Александр Ведерников. Но это работа на перспективу, относительно дальнюю перспективу. А что оперативно предпринять сейчас, когда Приангарью сложно срастить бюджетные доходы и расходы?
Можем ли мы рассчитывать на помощь федерации? Представители ЗС убеждены: всем ветвям областной власти важно действовать сообща. Уже подготовлены и направлены в адрес депутатов Госдумы РФ предложения, которые помогут отстаивать позиции области при рассмотрении федерального проекта закона о бюджете во втором чтении.
20 ноября эти предложения были представлены в рамках расширенной коллегии, которую провел председатель ЗС Александр Ведерников. В повестке коллегии главный вопрос — взаимодействие с федеральными органами государственной власти для увеличения размеров трансфертов из федерального бюджета в бюджет региона.
«Неделю назад на сессии Заксобрания мы обсуждали внесенный проект бюджета в первом чтении. И депутаты предложили довольно много корректировок. Как исполнительная власть мы понимаем, что все их стоило бы учесть. Регион должен не только жить и выживать, но еще и развиваться. Но очень ограничены собственные ресурсы», — констатировала Наталия Бояринова.
Выступая на коллегии, министр финансов Иркутской области точечно остановилась на тех направлениях, где уменьшение финансирования повлечет наиболее ощутимые последствия. Потому на них важно обратить особое внимание депутатов Государственной думы и сенаторов.
Наталия Бояринова напомнила, что в этом году принят федеральный закон, повлиявший на систему налогообложения предприятий нефтедобывающего сектора. В итоге Иркутская область, по прогнозам, теряет несколько миллиардов рублей в доходной части бюджета. Вероятно, регионы смогут рассчитывать на некие компенсационные транши от федерации. Однако иметь понимание по этим возможным поступлениям хотелось бы как можно раньше — лучше не позднее первого квартала года. Тогда получится не в авральном режиме запланировать решение определенных задач за счет этого ресурса, продуманно распределить средства, своевременно заключить контакты и качественно выполнить по ним работы.
Также стало известно, что в следующем году на 90% сокращено финансирование из федерального бюджета на расселение ветхого и аварийного жилья вдоль Байкало-Амурской магистрали. Что такое аварийное жилье на БАМе? Вагончики, которые когда-то, несколько десятилетий назад, ставили «на передержку» — перезимовать людям, а потом те должны были перебраться в комфортные дома. Но люди живут в этих времянках до сих пор. Эту проблему ранее начали решать по федеральной программе. «Но со следующего года, как мы понимаем, это мертвый проект. Как федерация планирует действовать дальше? За счет других программ расселять бамовцев?» Этот момент тоже важно прояснить при содействии депутатов ГД РФ.
Не в полном объеме заложены и средства на программу «Формирование комфортной городской среды», а муниципалитеты уже заключили контракты на ранее обозначенные суммы. Запланировано что в 2021-2022 годах 85 муниципальных образований будут формировать зоны комфорта. Почти полтора миллиона человек рассчитывают получить новые парки, красивые беговые дорожки, площадки для детей и многое другое. Эти обязательства не будут выполнены или все же можно изыскать необходимые и ранее обещанные средства?
Кроме того, по словам главы областного минфина, крайне обострятся вопросы с обеспечением дорогостоящими лекарствами больных с орфанными заболеваниями, а также ситуация с отчислением страховых взносов за неработающее население.
Как донести до федеральной власти, что даже в нынешней непростой ситуации такого рода расходы нельзя резать?
«Областной законодательный орган вместе с исполнительной властью региона должен взять на себя функции своего рода бэкофиса — готовить и в структурированном виде выдавать «нужды и чаяния Иркутской области». Это касается и поправок в бюджет, и корректировок в рассматриваемые законы, и новых инициатив», — считает председатель ЗС. И «качество проработки вопроса должно быть таким, что депутату или сенатору нужно было бы просто поставить подпись под предложением или обращением».
К настоящему моменту Законодательное собрание совместно с правительством Иркутской области подготовило ряд предложений для включения в федеральный бюджет, а также несколько инициатив, которые связаны с наиболее острыми для региона вопросами и которые можно урегулировать на федеральном уровне. Все предельно конкретизировано и сведено в отдельный документ. Цифры систематизированы, потребности подкреплены обоснованиями.
Как пояснила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента Наталья Дикусарова, предложения касаются в том числе проекта «Чистый воздух», строительства объектов образования и спорта, мероприятий по чистке и углублению русел рек в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и т.д.
Пакет предложений одобрен депутатами на прошедшей коллегии и направлен тем, кто представляет Иркутскую область в московских коридорах власти. Депутаты Государственной думы Сергей Сокол, Сергей Тен, Алексей Красноштанов, Михаил Щапов, сенатор Андрей Чернышев идею об усилении взаимодействия с областным парламентом и правительством поддерживают. И выступают с ответными предложениями — направлять депутатам Госдумы копии всех заявок на финансирование, которые они отсылают в федеральные ведомства, подготовить информацию об отчислениях, сделанных Иркутской областью в федеральный бюджет за последние несколько лет, а также об объеме выпадающих доходов, чтобы аргументированно защитить позицию региона при корректировке федерального бюджета в первом полугодии следующего года.
Заксобрание намерено систематизировать такого рода работу и регулярно снабжать коллег, действующих на уровне федерации, всеми необходимыми материалами, на которые те смогут опираться в своих инициативах.
Первая порция актуальной на сегодняшний день информации выдана. И впредь парламентарии рассчитывают активно влиять на бюджетный процесс. Механизм отточат и с инициативами будут выходить сильно заранее.