Аргументы Недели → Общество № 43(737) 6 – 10 ноября 2020 13+

В чем обвинили министра сельского хозяйства Забайкальского края Михаила Кузьминова и его заместителя

, 16:03

В феврале 2018 г. в Забайкальском крае задержали министра краевого министерства сельского хозяйства Михаила Кузьминова и его заместителя Ирину Малакшинову. Им были предъявлены обвинения в «превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий» (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ – лишение свободы до десяти лет) и «воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности, причинившем крупный ущерб» (ч. 2 ст. 169 УК РФ – лишение свободы до трёх лет). По представленной правоохранителями фактуре – громкая и крупная победа над коррупцией.

СТОЛЬ серьёзная фактура немного смягчилась на этапе утверждения обвинительного заключения прокуратурой Забайкальского края. Пункт «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ превратился в ч. 1, хотя фактура осталась всё та же: «По версии следствия, в 2017 г. министр и его заместитель вмешались в деятельность 11 предпринимателей края – сельхозтоваропроизводителей, которые ранее получили из федерального бюджета субсидии для возмещения ущерба от засухи 2016 года. Они инициировали принятие незаконного решения о досрочном погашении этих субсидий, что повлекло их изъятие в общей сумме 12 млн рублей, а также убытки в виде недополученного дохода на сумму свыше 21 млн рублей».

Всё окончательно превратилось в фарс при вынесении приговора в сентябре этого года. По решению Ингодинского райсуда города Читы бывших чиновников признали виновными в совершении преступления, предусмотренного уже частью первой ст. 286 за превышение должностных полномочий, а ст. 169, за «воспрепятствование», вообще отвалилась.

Хотя фактура осталась почти та же! Министр и его заместитель вмешались в деятельность уже 7 (а не 11) предпринимателей края, а «изъятие» произошло на сумму свыше 10 (было 12) млн рублей. Недополученный доход в 21 млн также отвалился.

Тем не менее государственный обвинитель запросил у суда 3, 5 года колонии-поселения для Михаила Кузьминова и 3 года в колонии-поселении для Ирины Малакшиновой.

Но не будем томить – итак, приговор. Суд назначил наказание в виде… лишения права занимать должности на государственной и муниципальной службе на срок 4, 5 года каждому.

Что? Куда всё подевалось? К сожалению, нам не удалось обнаружить на сайте суда текст приговора, чтобы понять аргументацию описательно-мотивировочной части. Но зато мы узнали, что столь странный приговор обжаловали и прокуратура, и защита.

Убрал приписки? В тюрьму!

«АН» решили разобраться в этом, повторимся, странном деле. А обстоятельно вникнув, считаем, что версия Михаила Кузьминова, которую он озвучил журналистам при первом своём появлении в суде в феврале 2018 г., когда решался вопрос о мере пресечения, как говорится, имеет место быть:

«По засухе 2016 года край получил 350 миллионов. Засуха 2017 года: получили чуть меньше 140 миллионов за счёт того, что объёмы посевных площадей были значительно сокращены при предъявлении их на субсидию. То есть приписки в полный рост. 210 миллионов шло в стандарте ежегодно, ссылаясь на засуху, приписывалось. И когда пришёл Кузьминов со своей командой, увидел безобразия, поставил этому заслон и крест… Вот Кузьминов здесь, а вы там, – обратился экс-министр к журналистам по другую сторону решётки. – Узкий круг сельхозпроизводителей узрел в этом опасность для себя и решил просто расправиться с таким министром».

Кузьминов и Малакшинова действительно «пришлые», выходцы из Улан-Удэ, может быть, поэтому заму министра самой ничего говорить не пришлось. «GAZETA-N1.RU» подсчитала, что подписи под письмами в адрес суда и защиты с просьбой «обеспечить объективность процесса и доказать невиновность Ирины Ринчиновны Малакшиновой» поставили более 600 человек – руководители сельхозпредприятий и ветераны отрасли, учёные и политики Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области.

«Если считать воспрепятствованием предпринимательской деятельности законное требование возврата бюджетных денег, то как тогда квалифицировать нежелание сельхозпроизводителей платить по своим долгам? – задаёт вполне себе резонный вопрос GAZETA-N1.RU. – Практика краевого Арбитражного суда показывает, что в 2016–2017 годах им было рассмотрено 24 иска Фонда поддержки и развития агропромышленного комплекса Забайкальского края к местным аграриям. Общая сумма требований превысила 23, 7 млн рублей. Среди ответчиков по арбитражным искам есть компании, якобы пострадавшие от действий Михаила Кузьминова и Ирины Малакшиновой. Решениями суда с этих сельхозпроизводителей взысканы суммы от 662 тыс. до 3, 2 млн рублей. Выданы исполнительные листы. Получается, что экс-министра и его заместителя «закрыли» в СИЗО за то, что они добивались исполнения вступивших в законную силу судебных решений?»

Засуха всё спишет?

Материал о результатах проверки минсельхозом достоверности данных об ущербе, причинённом сельхозпредприятиям засухой 2017 г., сетевого издания ZAB.RU прямо так и назывался: «Часть аграриев Забайкалья прикрыли засухой, свою халатность». И удивительное совпадение, среди этой части мы находим нынешних «потерпевших» по делу министра и его зама: «В СПК ПЗ им. 60 лет СССР Приаргунского района не соблюдалась технология производства зерновых культур в условиях Забайкальского края: не использовались минеральные удобрения и средства защиты растений. На некоторых полях данного хозяйства засорённость пашен достигала 100%. Также в числе причин, повлиявших на плохое состояние посевов, в министерстве назвали неподготовленность чистых паров под урожай этого года, использование некондиционных семян. В результате из заявленных 2386 га зерновых культур, подлежащих списанию, здесь членами комиссии было не принято почти 1, 1 тысячи гектаров».

Но даже подтверждённого минсельхозом ущерба, чтобы получить компенсацию от государства, оказалось мало. По действующему законодательству надо было ещё застраховать свои риски, но большинство фермеров не пожелали раскошеливаться. Соответственно, не торопились «раскошеливаться» и федеральные власти. Выбить средства из резервного фонда правительства России команда Кузьминова смогла только в мае 2017 года.

И, как пишет ZAB.RU, «чиновники добивались от сельхозпроизводителей, претендующих на субсидии, погашения долгов по ранее взятым бюджетным ссудам, чтобы направить эти средства другим предприятиям отрасли, которые тоже нуждались в государственной поддержке. Рассуждая по-житейски, подобное вряд ли можно назвать воспрепятствованием предпринимательской деятельности. Более того, имеются косвенные доказательства, свидетельствующие о том, что сельхозпроизводители в принципе не собирались рассчитываться со своими кредиторами. Например, летом 2017 года в адрес губернатора края было отправлено письмо в поддержку деятельности министерства, под которым свои подписи поставили более 70 человек».

Аграрный «спрут»

Наиболее полно это письмо процитировало издание GAZETA-N1.RU, но, прежде чем перейти к содержанию письма, ещё одна цитата из предыдущей публикации этого издания, в которой чётко отражена суть конфликта чиновников с частью аграриев: «Многое говорит о существовании в Забайкальском крае давно отлаженной системы по «оприходованию» бюджетных средств, выделяемых на поддержку и развитие сельского хозяйства. Похоже, равноудалённые от местных аграрных кланов и группировок Михаил Кузьминов и Ирина Малакшинова встали этому «спруту» поперёк горла, помешав беспрепятственной дальнейшей «дойке» госбюджета».

Открытое письмо губернатору Надежде Ждановой:

«Мы, главы муниципальных образований региона, руководители передовых хозяйств края, депутаты городских и сельских поселений, главы поселений, депутаты муниципальных районов, крайне обеспокоены той информационной атакой, которая сегодня развязана владельцами газеты «Земля» в отношении министерства сельского хозяйства Забайкальского края.

В качестве «обличителей» в газете выступают житель села Усть-Обор Петровск-Забайкальского района, фермер Аюр Жалсанов и глава КФХ из Читинского района Андрей Жигалин. Эти без пяти минут фигуранты уголовных дел по имеющимся в минсельхозе неопровержимым фактам нецелевого использования бюджетных средств вместо того, чтобы устранить выявленные злоупотребления, винят во всех смертных грехах министерство сельского хозяйства и его руководителя Михаила Кузьминова. Как говорят в народе, пытаются с больной головы свалить на здоровую.

Мы уверены, что сами горе-фермеры на такие безрассудные шаги никогда бы не решились. Однако за их спинами стоят люди, имеющие куда большие проблемы с законом и сами, как огня, боящиеся народной огласки своих нечистоплотных с точки зрения финансов деяний.

Вот их имена: председатель Союза крестьян Забайкалья, человек, ставший могильщиком такой крупной сельскохозяйственной организации, как «Зооветснаб», Галын Доржиев и отсидевший несколько лет за хищение 65 миллионов рублей бюджетных средств, предназначенных для развития сельского хозяйства Забайкалья, экс-депутат Заксобрания края, а ныне хозяин газеты «Земля» Константин Наместников. А также известная многим сельхозтоваропроизводителям региона госпожа Седина, деятельное участие которой и позволило Наместникову похищать бюджетные средства и долгое время оставаться безнаказанным».

«Шибануть министра»

Как утверждает информационное агентство «Мосмонитор» в расследовании «Пошли против «спрута», главный заказчик уголовного дела против министра и его зама – та самая «госпожа Седина» из процитированного выше письма:

«Михаил Кузьминов был против реструктуризации по мировому соглашению огромных долгов предприятий Сединой перед Фондом поддержки АПК на многолетний срок, считая, что средства нужны для поддержки и других сельхозпроизводителей Забайкалья. По данным открытых источников, с 2008 по 2016 год «Забайкальская зерновая компания» получила из фонда около 728 миллионов рублей. Эти деньги, в частности, уходили на погашение коммерческих кредитов. К апрелю 2018 года на долю компании приходилось около 90% дебиторской задолженности фонда – 537 миллионов с рассрочкой на целых 9 лет!

Совсем уж «достало» Ольгу Седину то, что Михаил Кузьминов не одобрил предоставление её компании крупной субсидии, поскольку она и так уж перенасытилась бюджетными вливаниями по сравнению с другими предприятиями АПК и неоднократно фигурировала в уголовных делах.

Прямая причастность забайкальской сельхоз-бизнес-леди к уголовному преследованию неудобного для неё руководства минсельхоза Забайкалья полностью подтверждена рассекреченными и исследованными в судебном заседании стенограммами бесед старшего оперуполномоченного УЭБ и ПК УМВД России по Забайкальскому краю с Ольгой Сединой и руководителем (теперь уже бывшим) краевого Фонда поддержки АПК Вадимом Костенниковым.

В ходе беседы с полицейским Седина предельно ясно сформулировала общую задачу: «Главное – шибануть министра».

В присутствии полицейского Седина звонила по телефону начальнику управления сельского хозяйства Приаргунского района Александру Тюкавкину, ранее работавшему в её компании, и уговаривала его «обработать своих». И вот любопытное «совпадение»: все аграрии, признанные потерпевшими по «делу о субсидиях», – из Приаргунского района.

В ходе беседы (с полицейским) Костенников первым употребляет слово «провокация», хвастаясь перед полицейским, что сам искусственно создал повод для дискредитации министра и правления Фонда АПК: «Я давно занимаюсь финансами, поэтому у меня нарушений нет. В правлении нарушение по (название фирмы). Это я немного спровоцировал эту подачу».

Как мы уже говорили, впереди – апелляция. Редакция будет следить за ходом дела, потому что всё это действительно похоже на месть Михаилу Кузьминову за его принципиальную борьбу с расхищением бюджета, за заботу о сбережении государственных средств и радение об их эффективном использовании!

По мнению редакции, в Забайкальском крае заводить уголовные дела надо совсем на других лиц. Последует ли продолжение этой совсем ещё недосказанной и незавершённой истории?

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram