Что творится в «Роскосмосе»?
№ () от 4 ноября 2020 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
В минувший понедельник президент В. Путин выразил недоумение по поводу отсутствия программы создания сверхтяжёлой ракеты «Енисей». Она должна была быть давно готова и принята к исполнению, но так и не появилась. Так и не появились программы развития проекта «Сфера» – вывода на орбиту более шестисот спутников для развития космических информационных технологий. То, к чему давно и успешно приступил Илон Маск и что Рогозин обещал развернуть к 2030 году. Но не стал торопиться. Плюс – дальнейшее развитие системы геопозиционирования и связи ГЛОНАСС. Ничего этого даже в виде утверждённых госпрограмм нет.
СПРАШИВАЕТСЯ, а чего можно было ожидать от человека – главы «Роскосмоса» Рогозина и его предшественника Комарова, если в авиакосмической промышленности они люди случайные. Куда назначат – там и рулят. Хоть в представительстве России в НАТО, хоть на АвтоВАЗе, хоть в «Роскосмосе». К слову сказать, Комаров, предшественник Рогозина в «Роскосмосе», хотя бы не «растопыривал пальцы», когда его критиковали. Ломал всё по-тихому. Это при нём американцы отказались от участия в совместной с нами лунной программе – работать с бухгалтером – в голове у них это так и не уложилось. Рогозин в отличие от Комарова оказался ещё и буйным – строчил доносы на газеты и сайты в следственные органы, как они на него клевещут. Интересно, кому он будет «сигнализировать» на президента, который высказал то же самое, о чём давно говорилось на страницах «Аргументов недели»?
Попробуем расшифровать то, о чём очень деликатно сказал президент страны. Возьмём за основу заявление в следственные органы на публикации в «Аргументах недели». В нём содержится четыре доноса, или, правильнее сказать, – «предъявы».
Предъява первая. Это клевета, что «Рогозин присваивает себе идеи создания уникальных космических ракет, когда они уже были спроектированы несколько лет назад, а их создатели подверглись уголовным преследованиям?». Но ещё в 2013–2014 годах была принята программа создания ракет среднего и сверхтяжёлого класса с использованием одномодульной ракеты «Энергия-1», спроектированной ещё для программы «Буран». При Рогозине её назвали «Союз-5» и ведут разработку якобы с нуля. А ещё с 2008 по 2011 год была спроектирована линейка ракет-носителей грузоподъёмностью до 100 тонн и выше. Сегодня президент Путин говорит о некоем «Енисее», которого нет, притом что документация и макеты были готовы почти десять лет назад. Это история о том, что почти готовые изделия, на которые были истрачены бешеные деньги, были «пущены под нож», для того чтобы открыть новое финансирование, осваивать его и постоянно ныть, что денег не хватает. Этим сегодня и занимается Рогозин.
Это же касается и новоделов «Орёл» и «Федерация». Реальные аппараты по доставке экипажей в космос были готовы в металле ещё в 2011 году, и сам тогдашний премьер В. Путин был внутри него на авиасалоне МАКС. Рогозин взялся и их переделывать. В результате наш тогдашний аппарат «слизал» Маск и назвал «Драгон», а Рогозин просит всё больше денег, изобретая велосипед. Это касается и проекта «Сфера», который до Рогозина назывался «Эфир», но был отправлен в сундук. Рогозин начал по новой осваивать «Сферу». Так, что президент удивился. А это редко бывает. Рогозину удалось.
Примеры можно продолжить. Что касается уголовных преследований российских учёных, работающих на космос, то самый яркий пример – это Виталий Лопота, экс-руководитель РКК «Энергия». Он сохранил для страны «Морской старт» и за это уже 6 лет находится под уголовным преследованием. Рогозин молчит. Ему это нравится?
Предъява вторая. Рогозин недоволен, что его назвали «псевдопатриотом». Но разве это патриот, который, отвечая за программу развития гражданской авиации в 2015 году, не нашёл ничего умнее, чем включить в неё только «Суперджет‑100»? Ни слова о Ту-334, Ил-112, Ту‑214 и Ил‑96! Понятно, он мог понятия не иметь, будучи вице-премьером и отвечая за авиапром, о существовании таких российских самолётов. Тогда он, конечно, патриот. Но на месте руководителя высшего звена – человек случайный.
Предъява третья. Что не понравилось Рогозину: «Как говорили раньше – «пятая колонна» развернулась у нас в секретных фирмах во всю мощь! Они делают всё, чтобы окончательно угробить тот технологический прорыв?» Давайте пораскинем мозгами и посмотрим, что делает эта «колонна» в некогда секретных предприятиях. Она их сливает и оптимизирует.