У бизнеса появилась надежда, что реформа контрольно-надзорной деятельности наконец даст свои плоды. Зарегулированность всего и вся, на фоне которой процветают коррупция и отъём предприятий, дорого обходится всей экономике.
Бизнес никогда не был настолько уязвим, как сегодня. По осени 2020 г. до 15% торговых помещений в центре Москвы и Петербурга оказались вакантными – арендаторы не вернулись из карантина. И это без всяких проверок, хотя ретивые засидевшиеся на дачах контролёры способны существенно увеличить эту цифру – много ли сейчас надо налогоплательщику для разорения.
Минэкономики готовит поправки к закону о госконтроле – точнее, в более чем 90 отраслевых законов. Документ вступит в силу в 2021 г., а до той поры правительство рассчитывает защитить бизнес упрощением лицензирования и пролонгацией моратория на проверки. Идея в том, чтобы разработать более 200 положений, которыми инспекторы обязаны руководствоваться, запуская в частника щупальца.
Как рассказывали «Аргументам недели» уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, за последние несколько лет количество плановых и внеплановых проверок в России сократилось почти вдвое. Зато «проверки заменяются иными проверочными мероприятиями – административными расследованиями, рейдами, мониторингами, которые не фиксируются в статистике». По словам Титова, Роспотребнадзор возбуждает без согласования проверок около 25% административных дел, Россельхознадзор – до 50% дел, Росприроднадзор – до 60%, ФАС – до 70%.
Со стороны государственному человеку незачем убивать малый бизнес, который платит хоть какието налоги, подати и взносы. Но как члену «группы интересов» ему выгодно заниматься «сокращением налогооблагаемой базы», чтобы поменьше возиться с регистрацией и контролем. К тому же лучшие освободившиеся «точки» занимает крупняк из «своих». А работать с одним юрлицом куда проще, чем с десятью.
Подробнее читайте в свежем номере "Аргументов недели".