Полковник КГБ ЛССР в отставке: «Курляндский котел» - бой обреченных
23 сентября 2020, 17:23 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]
Сегодня в районе латвийской черты Тукумс – Лиепая уже ничего не напоминает о тех страшных боях в мае 1945 года. Божественная красота, чистый берег, ласковое море и аккуратные домики. Это сегодня. А еще 8 мая 1945 года тут шли кровавые бои, которые вошли в историю, как «Курляндский котел». Специально для балтийского бюро «Аргументы Недели» интервью с историком, полковником КГБ ЛССР в отставке о тех страшных днях.
-Я живу практически в том направлении, где когда-то шли жестокие бои. И когда проезжаю, то, порой, слезы наворачиваются на глаза – за эту красоту, которая сейчас люди боролись и погибали. «Курляндский котел»…
-Давайте начнем с того, что сегодня многих историков в мире интересует «Курляндский котел». Информации не так уж и много. А то, что тут были невыносимые бои – факт. И закончились они только тогда, когда Германия объявила о своей капитуляции – 9 мая 1945 года.
-Получается, что весь мир знал о капитуляции Германии, а на территории Латвии шли бои?
-Правильно. Начнем с того, что это российские историки определили эти бои, как «Курляндский котел». Никакого котла не было! Котел тогда, когда полностью войска блокируются и потом военных берут в плен. Тут иначе: немцы не были полностью блокированы с моря и потому имели свободное сообщение с силами Вермахта. Курляндская крепость! Только так. Осенью 1944 года западная Латвия оставалась под оккупацией германских войск… Так они были «зажаты» между двумя советскими фронтами по линии Тукумс-Лиепая. И вот тут не следует «перевирать» историю.
-Вы о чем?
-Я услышал одно мнение: советские войска разбили немцев в «Курляндском котле». Смешно слушать и обидно! Ни на одном участке фронта от Тукумса до Лиепаи советские войска не смогли продвинуться больше, чем на пару километров. Никто до 9 мая не сдавался! Когда было объявлено, что Германия капитулировала, то группа генерала Гильперта сдалась. Их было около 70 000 человек. Не смогли советские войска «взять» Курляндию. Не смогли!
-В чем же причина того, что не смогли взять?
-Бои шли, конечно, жестокие. Представляете, многие населенные пункты переходили из рук в руки «разной власти» несколько раз. Отдельные бои прекратились только 23 мая 1945 года. «Котел» пытались с 1944 года ликвидировать аж пять раз: два раза в октябре 1944 года, в декабре 1944 года, в январе 1945 и феврале 1945. Из «рук в руки» переходили чудесное место Кемери, Тукумс… Страшнейшие бои были на рубеже Гардене, Лецкава, Лиепаи… Этот город многое пережил. Но была и шестая попытка ликвидировать «котел» - с 17 по 28 марта 1945 года. Бои велись с участием Панфиловской дивизии, а когда был расформирован 2-й Прибалтийский фронт, то часть войск была брошена на продолжении блокады «Курляндской крепости». Силы серьезные. Но одна из важнейших сил – партизанское движение.
-Оно было в Курляндии?
-Конечно. Вы понимаете, что многие латвийцы не хотели ни советской власти, ни немецкой. Они хотели независимость! И, конечно, боролись. Кстати, одно совершенно уникальное явление – команда генерала Курелиса. Он сумел заинтересовать немцев, как «партизанский воин». Вы понимаете, что немцы хотели и после капитуляции иметь свои партизанские отряды на советской территории. Вот они и «выбрали» Курелиса. Но генерал имел свой план: использовать немецкие средства, а потом выйти из подчинения. Такой план не сработал – немцы его разоблачили.
-Почему так долго шли бои в Курляндии (Курземе)?
-Я думаю тут есть две версии: одни считали, что придут союзники и помогут, и война будет продолжаться. Для других это был бой обреченных. Для латвийских солдат, которые воевали против любых режимов. Конечно, немцы всегда относились к латышам доброжелательно… Приведу пример: приходили во дворы, например, крестьян и никогда все не забирали! Война, конечно, война, но и коровеньку, лошадку оставляли… А если взять большевиков… Конечно, не все одинаковые! Были и доброжелательные, интеллигентные люди. Понимаю, что война ожесточила людей, но много большевиков было из «простых» и те, кто жаждал власти! Это были просто жестокие люди, которые не гнушались все вынести со двора. Так многие сопротивленцы считали, что лучше умру, чем тут большевики будут. Вы помните депортацию латышей? Людей сгоняли в вагоны, матерей с грудными детьми… Дети умирали в дороге и их выкидывали из вагонов на насыпь. Трупы лежали на обочинах… Есть же кадры хроники. А после войны сколько сгноили невиновных в лагерях?
-Да, моя семья пережила депортацию в Сибирь. Бабушка моего мужа Мария Платица была арестована коммунистами и сослана в Сибирь… Но ее долго пытали: гвозди в колени вгоняли, ногти рвали. Только за то, что кто-то сказал, что она немцу молока налила. У нас в семье депортация – боль… Но бабушка Мария не озлобилась: вернулась в Латвию, прожила до 97 лет. Вот такая история.
-В каждой латвийской семье есть такая история и своя боль. Независимость нашей стране досталась сложно… Сложно.
-Благодарю.
После интервью с полковником в отставке я вышла на берег моря… Оно тихое. Словно затаилось в своих воспоминаниях. Красиво. Я сказала себе тихо: «Моя земля. Земля моих детей. Господи, храни мою страну от войн». Не это ли счастье?