Аргументы Недели → Общество № 37(731) 23–29 сентября 2020 13+

Интервью главного переговорщика США по вопросу продления договора СНВ-3 Маршалла Биллингсли вызвало возмущение в России

, 19:10

Вышедшее на днях в российской прессе интервью главного переговорщика США по вопросам стратегической стабильности с Россией (по вопросу продления договора СНВ-3) Маршалла Биллингсли вызвало возмущение в России. Последовали резкие комментарии и не менее резкий ответ его коллеги с нашей стороны замглавы МИД РФ Сергея Рябкова. Что же Биллингсли такого наговорил?

Провалились во времени

Создаётся впечатление, что власти США с трудом осознают реальную ситуацию в мире по многим ключевым вопросам. В частности, по вопросам стратегической стабильности они явно застряли во времени, причём не очень понятно в каком. То ли в 50-х годах прошлого века, когда ядерный потенциал США рос взрывными темпами, а СССР отставал. То ли они застряли в 90-х, когда в Вашингтоне решили, что наконец-то поймали бога за бороду и могут творить, что захотят. А Россия резала свой военный потенциал в обмен на кредиты и «ножки Буша».

«Опытный переговорщик» Биллингсли – из таких же, из другого времени. Умудряется демонстрировать «доброжелательность» и «понимание» к российской позиции вместе с попытками неумелого и весьма дешёвого шантажа и угроз. Причём не в первый раз. Особенно часто он это делает по примеру Трампа в «Твиттере».

Требуйте невозможного

Американцы с самого начала требовали от России в обмен на продление СНВ-3 много несбыточного. Это включение «систем оружия 1 Марта» в зачёт договора. Речь не о МБР «Сармат» и «Авангард», они и так подпадают в договор. А о самоходном подводном аппарате «Посейдон» или крылатой ракете неограниченной дальности с ядерным воздушно-реактивным двигателем «Буревестник». То есть о не существовавших ранее, либо о не подпадающих в разряд стратегического ядерного оружия по дальности и назначению. То есть гиперзвуковых ракетах «Кинжал», «Циркон» и им подобных.

Также они требовали учёта в договоре тактического ядерного оружия (ТЯО). Но, по экспертным оценкам, российский арсенал больше американского в 6–10 раз и состоит не только из малополезных авиабомб свободного падения, а из самых различных средств доставки. В том числе ракет «Искандер-М». Так что интерес американцев понятен, но непонятен наш.

Требовали они включения в договор Китая, хотя Пекин последовательно отказывается от подобной чести. Затем, где-то в середине лета, стало казаться, что у руководства США начала просыпаться мозговая активность.

Ультиматум на пустом месте

И вот теперь Биллингсли в ультимативной форме начал выдвигать старые требования.

По сути, хотят установить контроль за производством и обслуживанием всего нашего ядерного оружия. Ведь на тех же заводах изготавливаются и стратегические заряды. При этом в отличие от России у США арсеналов ТЯО кот наплакал.

Сами-то американцы сейчас ничего не производят – их последний новый ядерный заряд типа W88 был выпущен 30 лет назад. Сейчас они только планируют восстановить своё производство ядерного оружия из руин на минимальном уровне. Причём произойдёт это не раньше начала 2030-х. Когда они реально его восстановят – не знает никто. А у нас производство зарядов не стояло никогда. Сами американцы оценивают российские мощности в 700-800 новых зарядов в год. Понятно, столько мы не делаем, но несколько сотен в год вполне можем, учитывая объёмы производства новых ракет. Ведь только для 30 производимых в год «Ярсов» нужно 180 новых боевых блоков (ББ). А ещё производятся «Булавы», «Искандеры» и «Калибры» в ядерном оснащении и много чего ещё.

При этом вывозить из Европы свои примерно 120 авиабомб В-61 американцы не хотят. Демонтировать оборудование из хранилищ тоже. Зато требуют от нас вывезти своё ТЯО из Калининградского особого района и Крыма. То, что это наша территория, а Европа не штат США, американцев не смущает. Ну тогда пусть не удивляются, если вдруг наше ТЯО появится, к примеру, в Сирии. Причём не на борту подводных лодок и боевых кораблей, что и так может иметь место, а на земле. Москва тоже имеет обязательства перед союзниками.

Ну и конечно, опять эта идея-фикс об участии Китая. Сколько раз Пекин послал американцев с этим предложением подальше, уже не перечесть. МИД РФ им тоже объяснял, что мы на китайцев в этом вопросе влиять не можем и даже не собираемся пытаться. Но Вашингтон продолжает талдычить про растущий арсенал КНР, который при этом уже который год не может обогнать французский и составляет 290 зарядов. Это не так давно было подтверждено впервые одним из китайских чиновников. А вот Англию с Францией с их 160 и 300 зарядами США в договор включать не хотят, мол, у них «арсеналы не растут». Это смешной аргумент. У самих США ядерные арсеналы тоже не растут, а даже уменьшаются в год примерно на один арсенал Британии или Франции. Так что же, теперь и США в договор не включать?

Интересует американцев и обмен телеметрией с пусков новых ракет. По их мнению, его тоже надо расширить, а то русские, мол, пользуются тем, что не надо передавать всю информацию. Но США очень хочется узнать что-нибудь о «Ярсе-С», «Ярсе-М» или, скажем, «Сармате». Который, кстати, никак не начнёт лётные испытания в полном объёме. Похоже, в Москве ждут, когда СНВ-3 закончит своё действие, чтобы информация не ушла на ту сторону.

Покерный блеф

В итоге Биллингсли заявил, что если Россия на подобные условия не согласна, то США продлевать СНВ-3 не будут. Он уже успел похвастаться тем, что у Америки «в 10 раз больше военный бюджет». Во-первых, это манипуляция. ВВП страны и военные расходы надо сравнивать не по курсу доллара на бирже. Цены, зарплаты и прочие расходы у всех разные. Особенно на оружие. Именно поэтому российские военные расходы специалистами оцениваются ну никак не в 10 раз меньше американских. Россия и США закупают различного оружия, как минимум, сравнимо.

Так что сделки на таких условиях не будет. Об этом уже заявил обычно осторожный Сергей Рябков. Не может быть ни инспекций арсеналов и заводов, ни контрольного оборудования. Ни вообще обсуждения темы включения ТЯО в договор. Тем более что такое оружие есть у многих стран, и они никак не охвачены соглашениями. Не может быть и ужесточения проверочных процедур самого СНВ-3, потому что, по словам Рябкова, он «обеспечивает предсказуемость на высоком уровне, и нет оснований что-то менять в этой сфере». И вообще в нынешних условиях, когда стороны не доверяют друг другу, никаких столь жёстких мер контроля никто не допустит. В итоге Рябков оценил шансы на продление СНВ-3 как очень низкие.

России не нужен договор ради договора. Зачем американцы опять пилят сук, на котором сидят, непонятно многим и в самих США. К тому же Вашингтону просто нечего предложить нам в ответ. Нет у Штатов ничего прорывного, что бы они могли сдать в обмен на что-то у нас.

Давить на Россию вообще бесперспективно. А если начать давить сильно, то из неё начнут лезть танки и ракеты. Но Биллингсли, и те, кто стоит за ним, этого не понимают. Или делают вид, что не понимают. А может, вся эта республиканская публика, работавшая ещё при Буше-младшем (а то и при старшем), просто топит несистемного Трампа, который их сдуру назначил? Демократы при этом топят республиканцев, а все вместе они топят страну. Прямо как когда-то Ельцин с Горбачёвым.

Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram