В Госдуму внесен документ с поправками к закону о регистрации прав на недвижимость
№ () от 15 сентября 2020 [«Аргументы Недели », Олег НИКОЛАЕВ ]
Этим летом развернулась нешуточная борьба общественности против принятия закона, направленного на введение очередных новшеств в системе регистрации недвижимости. Последние три десятилетия сферу частенько потрясывает от разных реформ и коррупционных скандалов.
Программа внедрения ФГИС ЕГРН заканчивается в этом году, а следовательно, нужны дальнейшие шаги по развитию отрасли. В мае текущего года правительством был внесён в Государственную думу законопроект, содержащий колоссальный массив поправок к закону о регистрации прав. Где ждать подвох?
Росреестр, который сегодня предоставляет все госуслуги по регистрации недвижимости, предлагает передать часть своих полномочий и предоставить возможность проведения кадастровых и землеустроительных работ подведомственному ему учреждению – Кадастровой палате.
Первыми забили тревогу кадастровые инженеры, которые обоснованно в данной схеме усмотрели условия для государственной монополизации кадастровой и землеустроительной отраслей.
Кадастровая палата была создана около 20 лет назад как госучреждение, призванное обеспечить работоспособность федеральных информационных систем по кадастровому учёту, а впоследствии и регистрации прав. Сотрудники палаты – это специалисты, работающие фактически в камеральных условиях, без опыта работы «в поле». У учреждения отсутствует дорогостоящее спутниковое геодезическое оборудование, позволяющее проводить точные обмеры границ земельных участков. В результате большого спроса на кадастровые работы учреждение в отсутствие квалифицированных инженеров и специализированного оборудования будет повышать стоимость работ, возникнут очереди, а необходимость исполнения договоров и контрактов приведёт к использованию более дешёвых и менее точных способов координирования границ объектов недвижимости по картам без выхода на местность.
Правительством и президентом в настоящее время поставлена задача по внесению в ЕГРН границ всех регионов, муниципальных образований, лесничеств, особо охраняемых природных территорий и т.д. Поскольку высокоточные землеустроительные работы требуют значительного бюджетного финансирования, регионы и Росреестр, безусловно, не справляются с поставленной задачей в срок, а отчитываться, как говорится, надо. В результате и был предложен «инновационный» подход, когда собственное учреждение под заботливым крылом Росреестра будет проводить такие работы с заведомо положительным результатом по дешёвым и ускоренным методикам.
Вообще-то сплошное покрытие российской территории границами в ЕГРН ничего плохого в себе не имеет, если не принимать во внимание такой фактор, как точность. Результат низкоточного определения границ приведёт ко второй волне наполнения реестра недвижимости ошибками. Напомним, до сих пор граждане вынуждены за свой счёт исправлять многие ошибки, которые появились в кадастре в 2000-е годы. В тот период проводились также массовые работы по наполнению кадастра границами, низкая точность геодезической основы и оборудования, халатность землеустроительных организаций и массовое наполнение кадастра сведениями в рамках сплошной инвентаризации привели к огромному количеству ошибочных сведений.
Ещё одним новшеством в законопроекте стал запрет на передачу за плату сведений ЕГРН третьим лицам, за нарушение которого уже предусмотрены большие штрафы. Разработчики объясняют данную меру в качестве необходимости блокировки работы «сайтов-двойников» Росреестра и пресечения спекуляций при перепродаже сведений ЕГРН. Однако предприниматели на рынке недвижимости сильно обеспокоены предложенными формулировками в законопроекте, которые фактически вводят запрет на любое использование сведений ЕГРН третьими лицами. Рискуют быть оштрафованными даже добросовестные граждане, которые прибегнут к использованию любых удобных и открытых сервисов в Интернете для получения сведения ЕГРН. Кроме того, предложенная достаточно обширная трактовка нормы закона не даёт возможности предоставления привычных для собственников услуг нотариусов, риелторов, оценщиков, кадастровых инженеров и других специалистов, чья работа связана с необходимостью анализа сведений ЕГРН. В результате такого запрета гражданам придётся вернуться к уже ушедшему в прошлое опыту самостоятельного запроса сведений ЕГРН в офисах Росреестра или МФЦ…
Апогеем внедрения всех законодательных инициатив станет закрытость системы регистрации недвижимости. Общественность опасается, что в таких условиях доказать ошибочность и низкоточность внесённых сведений будет практически невозможно. Собственники фактически останутся с Росреестром один на один: в результате госмонополии исчезнут с рынка кадастровые инженеры и другие эксперты, способные подготовить документы с подробным описанием недвижимости.
Уникальным прецедентом по наделению государственного учреждения обширными полномочиями заинтересовалась не только общественность и бизнес, но ещё и Счётная палата. Пристальный взгляд ведомства обратила на себя внимание также норма законопроекта о поступлении всего дохода от реализации Кадастровой палаты, предоставленных ей государственных полномочий Росреестра в распоряжение учреждения. Принимая во внимание, что все средства от предоставления госуслуг в рамках ведения ЕГРН должны поступать в федеральный бюджет, ситуация очень походит на попытку приватизации всей учётно-регистрационной системы и замыкания её на одном государственном учреждении, которое хоть и носит федеральный статус, но фактически является хозяйствующим субъектом на коммерческом рынке.