> Все больше нижегородцев ездит на работу на велосипедах - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Общество

Все больше нижегородцев ездит на работу на велосипедах

№  () от 8 сентября 2020 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Дмитрий СКВОРЦОВ ]

Велосипедистов на улицах Нижнего Новгорода становится все больше. Пока, конечно, нам далеко до европейских городов, но тенденция становится отчетливой. Все больше нижегородцев ездит на работу на велосипедах (по крайней мере в теплое время года). Об этом свидетельствуют велопарковки у офисных центров.

Коронавирусная инфекция и введенные меры социального дистанцирования стали для многих дополнительным стимулом пересесть с автобусов и маршруток на двухколесное индивидуальное транспортное средство. Причем теперь для этого уже необязательно покупать велосипед – есть варианты аренды велосипеда и велошеринга. С прошлого года в Нижнем работает велошеринг под маркой Lucky Bike, а этим летом стартовал проект городской сети велопроката «Велобайк».

Между организационными моделями этих двух сетей имеются различия. Так, «Велобайк» устанавливает велосипедные станции, куда нужно поставить велосипед «в стойло», чтобы завершить поездку. Lucky Bike в этом смысле дружелюбнее к клиентам: велосипед можно оставить на парковке (обозначенной на электронной карте) и сфотографировать QR-код на раме велосипеда. Дальше аппаратура глобального позиционирования на велосипеде зафиксирует его положение, а мобильное приложение в телефоне отметит время прекращения использования велосипеда, и его заднее колесо будет заблокировано.

Тарифные планы у обоих операторов тоже различаются. Стоимость проката может складываться из оплаты арендного плана и повременной тарификации использования велосипеда.

Самое существенное различие – это количество велостанций и их расположение. С этой точки зрения Lucky Bike, начавший раньше, пока находится в более выигрышной позиции, предлагая своим клиентам более разветвленную сеть велопарковок, расположенных не только в центре города, но и в спальных районах и заречной части Нижнего Новгорода. «Велобайк» пока позволяет покататься по историческому центру и набережной, но, скорее всего, сеть станций тоже будет развиваться.

Существенным препятствием для развития в городе велошеринга (и для более широкой популяризации велосипедов) является рельеф. Необходимость забираться в гору, крутя педалями, может привлекать спортивную молодежь, но испугать людей нетренированных.

Для таких людей, наверное, лучше подошли бы электровелосипеды и электросамокаты, но запущенный в прошлом году проект «Делисамокат» не пережил тестовый сезон. Причем, по всей видимости, проблемы у компании возникли не в Нижнем Новгороде, а в Москве, где после начала работы выяснилось, что спрогнозировать емкость станций для самокатов очень сложно, и компания попыталась решить эту проблему.

«Мы протестировали полустанционную модель, в рамках которой пользователи могли бы оставлять самокаты возле городских велопарковок в пределах разрешенной зоны. Мы протестировали и новое приложение, и новую модель – без bluetooth-замков. После доработки мы вернем их на улицы Москвы и заработаем уже в полную силу», – сообщила весной 2019 года пресс-служба «Делисамоката».

Но планам компании не суждено было сбыться. Мэрия Москвы выступила против модели free-float использования прокатных самокатов. На сайте мэра Москвы Сергея Собянина 9 апреля 2019 года был размещен материал, в котором, в частности, говорилось: «В некоторых городах мира развивается альтернативная модель: бесстанционный прокат – когда велосипед можно оставить в любом месте, заблокировав с помощью электронного замка. На первый взгляд эта модель выглядит интересной – удобно, недорого, инновационно, максимальная территория покрытия. Но на практике не все так просто. Бесстанционный прокат приведет к тому, что площади у станций метро, центральные улицы, входы в университеты и крупные бизнес-центры будут захламлены тысячами брошенных велосипедов. Мы не для того наводили порядок с парковкой машин, чтобы через несколько лет получить хаос с парковкой велосипедов».

В Нижнем Новгороде такой коллизии с администрацией города не возникло, но и объем нижегородского рынка слишком мал, чтобы компания могла развивать на нем свою деятельность, не решив вопросы с работой в Москве.

В отличие от «Делисамоката» родившийся в Краснодаре Lucky Bike построен как франшиза, которая охватывает новые территории за счет местных энтузиастов, готовых вложиться в развитие проекта в своем городе. К лету 2020 года Lucky Bike помимо Краснодара (651 велосипед) уже работал еще в восьми в городах: Ростове-на-Дону (296 велосипедов), Рязани (268), Нижнем Новгороде (250), Уфе (205), Екатеринбурге (178), Владимире (137), Тюмени (97), Сергиевом Посаде (84). Всего до начала пандемии в планах компании на 2020 год был запуск проекта еще в десяти городах, а в 2021-м рассчитывали охватить еще 25 городов.

Для Нижнего Новгорода перспектива развития велопроката – это не просто развитие инфраструктуры здорового образа жизни и дополнительный спортивно-развлекательный сервис для молодежи и туристов. Проблема перегруженности центра города автотранспортом неоднократно приводила к обсуждению возможности более или менее жесткого закрытия исторического центра города для личного автотранспорта. Развитие велосипедного движения может снизить остроту этой проблемы и предоставить нижегородцам и гостям города здоровую альтернативу как общественному транспорту, так и легковому автомобилю.

МНЕНИЯ

Две точки зрения на два колеса

Тему необходимости создания в Нижнем Новгороде велодорожек поднимали неоднократно. Но воз, как говорится, и ныне там. А большинство велосипедистов или едут по обочине дороги, рискуя сами, или подвергают опасности пешеходов, двигаясь по тротуару.

С одной стороны, велосипедистов можно понять: в Нижнем Новгороде нет никакой инфраструктуры для велопрогулок. Воспользоваться же велосипедом в качестве транспорта, например доехать от дома до работы, не каждый рискнет не только из-за холмистого ландшафта верхней части города, но и потому, что нижегородские водители не воспринимают велосипедиста на проезжей части как равного им участника дорожного движения.

Пока велосипедистов было относительно немного, вопрос мирного сосуществование их и пешеходов не стоял остро. Но здоровый образ жизни набирает популярность, число владельцев велосипедов и самокатов растет, а сейчас еще появляется и их прокат. К двухколесным транспортным средствам на мускульной тяге добавляются их электрические собратья, способные развивать приличные скорости. И большинство так или иначе вынуждены пользоваться тротуарами, пешеходными дорожками и перемещаться по пешеходным улицам.

К сожалению, даже на пешеходной части Большой Покровской знак 5.33 «Пешеходная зона» был в 2012 году заменен на знак 4.5.1 «Пешеходная дорожка», который допускает движение транспорта, например грузовых машин, подвозящих товары и продукты к многочисленным магазинам и кафе на Покровке, а также велосипедов, если на улице отсутствует велосипедная и велопешеходная дорожка.

В реконструированном садике имени Пушкина новые дорожки, проложенные на месте популярных тропинок, отмечены как велопешеходные, и старушки, занимающиеся шведской ходьбой, грозят своими палками проносящимся мимо них на большой скорости велосипедистам, которые порой устраивают на извилистых дорожках парка гоночные заезды.

По мере увеличения количества велосипедов и самокатов и их электрических собратьев конфликтные ситуации будут только множиться и обостряться.

К сожалению, реализация в городе программы создания комфортной городской среды и программы «Безопасные и качественные дороги» не привела к появлению сети велодорожек. А если говорить о развитии велосипедного движения (в обоих смыслах), то нужна именно сеть, а не отдельные места для покатушек. Иначе количество конфликтов будет множиться, а рост числа велосипедистов – замедляться.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте