Аргументы Недели → Общество 13+

Своих бросаем? Почему в Анапе игнорируют конституционную ценность семьи и детства

, 15:32

Одинокую многодетную мать выселяют на улицу из общежития на территории санатория «Анапа» по улице Пионерский проспект, 252. Управляющая курортным учреждением госструктура перевела жилые помещения общежития в нежилые, несмотря на постоянную прописку жильцов. До последнего женщину с детьми спасала общественная поддержка. Сейчас единственная надежда на Четвертый кассационный суд общей юрисдикции. Рассмотрение жалобы состоится 22 сентября 2020 года, в процессе будут присутствовать наши журналисты. С 1 сентября семья может стать бездомной.

Об этой истории трубят все социальные сети Анапы. Жители города, общественные активисты и даже региональный уполномоченный по делам ребенка пытаются помочь отстоять право на единственное жилье Елены Ларионовой, матери троих детей, которую руководство санатория «Анапа» выселяет из двухкомнатной квартиры, доставшейся ей от матери, проработавшей в санатории 18 лет. Вместо того, чтобы переселить семью в другое жилье, представители санатория и городские власти убеждают женщину встать в безнадежную очередь на квартиру, что, по сути, означает, что она лишится права на переселение. В пятилетку судебных тяжб случались проблески, появлялась надежда, но санаторий каждый раз находил новую зацепку, чтобы с нулевыми затратами выселить мать и ее несовершеннолетних детей на улицу. Увы, начинает казаться, что эта история отражает реальное отношение к вписанным в Конституцию национальным ценностям – семье и детям. И это отношение удручающе безразличное и жестокое.

В 80-х годах прошлого века в Анапе существовал пионерский лагерь «Украина», который, как и большинство советских предприятий, работал честно и четко. Именно сюда в 1982 году приехала работать мать нашей героини Людмила Ларионова. На ее руках были двое несовершеннолетних детей. Им выделили жилое помещение в общежитии на территории предприятия и пообещали в перспективе обеспечить квартирой. На тот момент государственные гарантии реально действовали. Через десять лет работы сотрудники приобретали права на служебные квартиры и выселить их оттуда нельзя было по закону. В лучшем случае им полагалось переселение. В общежитии «Украины» проживало около 100 работников пионерлагеря. У многих это было единственное пристанище. Взамен руководство обещало предоставить постоянное жилье. Благо, в городе даже была выделена земля под строительство дома для сотрудников лагеря.

Однако, когда Советский Союз треснул по швам, правопреемником харьковского пионерского лагеря «Украина» с 21 сентября 1992 года стало Министерства безопасности России, а после ее реорганизации в 1993 году оздоровительной организации было присвоено название «Дом отдыха «Москва» , позднее «Санатория «Москва», а в настоящий момент ФГКУ «Санатория «Анапа» по адресу Пионерский проспект, 252.

В 1992 году в пустующие квартиры общежития вселились новые сотрудники предприятия. При этом прежние работники сохранили свои места, их автоматически перевели на работу в новое учреждение. В течение 20 лет все жильцы общежития были прописаны, растили детей и дожидались внуков. В трудовую книжку Людмилы Ларионовой было вписано: «Полагать работающей заведующей хозяйством».

Единственное, что обескуражило бывших работников «Украины», в том числе семью Ларионовых – это события 1993 года, когда начальник дома отдыха собрал паспорта жильцов общежития и выписал их из квартир. Однако люди обратились в суд, и Решением Анапского городского народного суда Краснодарского края от 2 ноября 1993 года жалоба на незаконные действия руководства была удовлетворена.

- Мы неоднократно просили предоставить на состав нашей семьи собственное жилье, но до настоящего времени никаких мер не принято. Мама проработала в организации, предоставившей общежитие, включая стаж работы в Доме отдыха «Москва», более 10 лет. Однако 20 марта 2015 года мама умерла. Как член семьи я имею право на переселение, но меня гонят становится в очередь, которая не двигается с 1975 года, - говорит Елена Ларионова.

Жизнь стала портится в 2015 году, когда руководство дома отдыха обратилось в суд с требованием освободить нежилое помещение и сняться с регистрационного учета. Как так получилось, что общежитие внезапно стало нежилым? Ведь на протяжении 20 лет у всех здесь была постоянная прописка. Если требования «московского» начальства законны, то зарегистрироваться можно даже в сарае? Или, может, в шалаше, куда, по слухам, ушла одна из выселенных семей?

Отметим, что в 1977 году был утвержден акт госкомиссии по приемке в эксплуатацию административно-бытового корпуса с общежитием пионерского лагеря «Украина». В 1992 году, когда предприятие передавали на баланс госструктуры, в инвентаризационной описи в перечне основных средств было указано общежитие. В 2001 году в реестр федерального имущества внесено имущество предприятия с административно-бытовым корпусом с общежитием. В выписке из техпаспорта от 2003 года также значится административно-бытовой корпус с общежитием. То, что на территории дома отдыха находится общежитие, подтверждают справка департамента имущественных отношений края от 13 октября 2003 года и выписка из реестра федерального имущества от 15 августа 2006 года. При этом московское руководство неоднократно присылали за своей подписью ответы, в которых указывали «общежитие».

Однако в кадастровом паспорте от 28 сентября 2011 года почему-то говорится о том, что на кадастровый учет поставлен уже административно-бытовой корпус без приписки «общежитие».

- Из содержания вышеуказанных документов видно, что спорный объект представлял из себя административно-бытовой корпус с общежитием. Однако на кадастровый учет в 2011 году был незаконно поставлен как административно-бытовой корпус, - рассказывает адвокат Сусанна Ильинична Арутюнян. – Это нарушает права семьи Ларионовых, поскольку исключают из наименования общежитие, юридически существующее на протяжении 34 лет. Все это дает возможность ответчику выселить Елену Ларионову и ее детей, ссылаясь на статус квартиры как нежилого помещения.

То есть руководством дома отдыха была выбрана уникальная стратегия: вместо сложного, утомительного и проигрышного оспаривания прав семьи на единственное жилье - «обнулить» жилое здание до нежилого и попросить жильцов покинуть помещение самотеком, а в случае сопротивления – вызвать судебных приставов и вывести людей на свежий воздух с применением силы, наделенной полномочиями. Примечательно, что юрисконсульт ФГКУ «Анапа» была прописана в общежитии в 2016 году, но при этом в 2015 году обращалась в суд с требованием выселить людей из нежилых помещений.

В решениях судов, вступивших в силу, указано, что к делу привлекались сотрудники анапского БТИ, имеются документы, что здание являлось общежитием и комнаты указаны жилые. В плане перспективного развития материальной базы с 2003 по 2010 годы одним из пунктов прописан текущий и капитальный ремонт общежития. ФКУ «Анапа» подал иск в арбитражный суд об отмене решения исполкома о том, что здание было принято в эксплуатацию как общежитие, но им было отказано. Так что на баланс здание было принято как общежитие.

Несмотря на то, что собственник менял статус здания, это не повлияло на права проживающих лиц. Их выселение не допускалось законом до вступления в силу нового жилищного законодательства. Люди могут быть выселены только при предоставлении им равноценного жилья.

Стоит отметить, что еще в 2006 году руководство дома отдыха пыталось выселить одну из семей, но проиграло во всех инстанциях по тем основаниям, что женщина проработала на предприятии более 10 лет, а помещения, которые были выделены ей для проживания, являются жилыми. Однако, несмотря на это решение, санаторий, ссылаясь на изменение статуса помещения как нежилое, в 2015 году пытался повторно выселить семью, но им было отказано вплоть до Верховного суда и вновь со ссылкой на статус помещения как жилого и приобретение права на проживание в нем.

Этот случай лишний раз показывает, что попытки выдать здание за нежилое и лишить прав проживающих в нем людей являются незаконными. Возникает ощущение, что они могут оказаться элементарной попыткой безвозмездного отъема жилья у граждан. В этом вопросе было бы не лишним разобраться сотрудникам правоохранительных органов.

28 августа 2019 года Анапский городской суд признал недействительной постановку на кадастровый учет в 2011 году здания как нежилого и указал, что данное решение является основанием для возвращения объекту статуса общежития. Однако ощущение победы длилось недолго. Руководство санатория обжаловало решение, и 10 декабря 2019 года апелляционным определением судебной коллегии краевого суда это решение было отменено. Иными словами, помещения общежития снова стали нежилыми, а семью преследуют судебные приставы. Ларионовой дали отсрочку до 1 сентября, чтобы собрать вещи и вместе с детьми уйти в никуда. Более того, последней каплей стало отключение электричества и водоснабжения под предлогом ремонтных работ в здании. Оказалось, что свет и воду отключили конкретно в квартире Ларионовых, тем самым вынуждая жильцов покинуть помещение раньше отведенного срока.

Елена Ларионова признательна уполномоченному по правам ребенка края Татьяне Федоровне Ковалевой, которая откликается по первому зову, а также адвокату Сусанне Ильиничне Арутюнян и всем людям, кто в течение пяти лет помогал семье выжить.

Что касается позиции администрации Анапы, то Ларионова была на личном приеме у бывшего главы курорта Юрия Полякова. Напомним, в информационном пространстве он больше прославился тем, что запретил тратить бюджетные деньги на выступление поп-дивы Волочковой, призвал отказаться от запуска воздушных шаров в небо, являлся рьяным борцом за права животных, попавших в руки фотографов-живодеров, а уволился после критики со стороны краевого руководства за плохую работу с незаконным строительством. Единственное, что сумел предложить экс-глава многодетной матери, - встать в общую очередь на получение жилья и ждать квартиру в ближайшие 10, а, может, и 20 лет. Неужели обездоленные дети не вызвали у него сочувствия? Или не захотелось вступать в конфронтацию с «серьезными людьми»?

Ничем, кроме мутных ссылок на законодательство и перекладывания ответственности на суды, власти помочь семье Ларионовых не могут. Общественники и правозащитники не имеют никаких инструментов влияния. Обращения к Президенту лишь инициируют проверки в отношении самой Елены Ларионовой. Остается единственная надежда – на широкую огласку в СМИ и Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, куда подана кассационная жалоба на решение апелляционного суда.

Мы будем следить за развитием событий и намерены присутствовать на судебных заседаниях по делу Елены Ларионовой, чтобы иметь объективное представление о том, как вершится кубанское правосудие. Надеемся, восторжествует справедливость, а не право сильнейшего.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram