Юлия РОМАШИНА окончила Щукинское училище. Зритель знает актрису по таким фильмам и сериалам, как «Азбука любви», «Миф об идеальном мужчине», «Кодекс чести», «Хозяин», «Дальнобойщики», «Женщины на грани», «Гетеры майора Соколова», «Следователь Тихонов», «Рая знает всё!» и другие. Журналист «АН» побеседовал с актрисой и вдовой известного актёра, любимца многих поколений Анатолия Ромашина.
– ЮЛЯ, вы родились и прожили часть жизни в Киеве. Бываете там сейчас?
– Достаточно часто. В Киеве живут моя сестра с семьёй и много родственников.
– Пропускают через границу спокойно?
– Абсолютно. Было пару лет назад некое напряжение с обеих сторон. Сейчас же при переходе границы все стараются быть максимально вежливыми.
– Вы играли бывшую балерину в сериале «Гетеры майора Соколова». Нужно было иметь балетные навыки для этой роли?
– Моя героиня учила «гетер» в большей степени манерам. Говорила о том, как себя держать, о внутреннем стержне. Когда балерины занимаются у станка, они проявляют волю, характер и соблюдают железную дисциплину именно для того, чтобы этот внутренний стержень наработать. Моя героиня передавала им всё это через своё восприятие и понимание мира, через то, как она высоко держит голову в любых жизненных обстоятельствах. Пыталась научить их выдержке, закалить характеры.
Я попала в эту историю скорее благодаря своим внешним данным, они у меня от природы такие. Но опыт работы у станка у меня был и в детстве – в студии бального танца и в Щукинском училище. Поэтому балетные азы я знаю, но фуэте не кручу.
– Какое впечатление произвёл на вас Андрей Панин, сыгравший в той картине одну из своих последних ролей?
– Замечательное. У Андрея, царствие ему небесное, была специфическая манера говорить. Как-то мы репетировали сцену у него в вагончике. Подаём друг другу реплики, и он себе что-то под нос бормочет, я, признаюсь, ничего не понимаю. «Андрюш, ни слова, ни слова не понимаю, твою дивизию!» – говорю я довольно резко. И тут вижу, как на меня поднимаются глаза. Повисает мхатовская пауза... «Понял, исправлюсь». Мы оба засмеялись, и с этого момента у нас наладился контакт, сложились тёплые и искренние отношения.
– Вы сыграли главную роль в «Полонезе Кречинского» по Сухово-Кобылину. Вас там окружали знаменитые артисты-мужчины: Лыков, Петренко, Ильин, Ступка, Стеклов, Абдулов, Золотухин. Кто из них вас особенно поразил, чем-то удивил?
– К сожалению, эта работа так и не вышла на широкий экран. Её показывали по какому-то региональному телевидению, кажется, на Украине. Там действительно и актёрский состав замечательный, и история сложилась. Из актёров мне трудно кого-либо выделить, потому что все, не побоюсь этого слова, личности большого масштаба, и человеческого, и актёрского. Но, впрочем, в этом прекрасном списке у меня есть особенная любовь – это Владимир Ильин. Человеческая любовь. Я Володю и его жену Зою считаю своими ангелами-хранителями, потому что, когда у меня был трудный период в жизни, они были невероятным образом рядом.
– У вас была главная роль в картине «Хозяин». Там речь идёт о том, как у простых людей за бесценок скупают землю под элитную застройку. Как вы относитесь к подобному «дикому капитализму», к тем, кто заработал деньги нечестным путём?
– Плохо, когда что-то делается нечестно. С позиции гражданской, если сейчас высказываться на этот счёт, это отдельная и долгая тема для разговора. Я понимаю, что вокруг много несправедливости, но я лично с ней не борюсь. Я просто живу свою жизнь. Живу честно, благодарю за то, что имею. Бороться с нашей российской несправедливостью просто бессмысленно. Другое дело, что, будучи принципиальным и честным, человек проповедует ту самую справедливость, утверждает её своими трудами и поступками и перед другими людьми, и перед Богом. И потом жизнь так прекрасна и многогранна, что тратить её на борьбу с «ветряными мельницами», на мой взгляд, неправильно.
– То есть вы абсолютно аполитичный человек?
– Нет, позиция у меня есть. Я просто её не высказываю.
– А что для вас деньги? Средство для достижения цели или сама цель?
– Безусловно, средство, хлеб насущный, возможность поехать куда-то отдохнуть, возможность делать подарки родным и близким.
– Почему наши актёры в отличие от западных не говорят о своих гонорарах? Чего они боятся, чего стесняются?
– У западных актёров всё официально, у них большие гонорары, с которых они платят налоги. И, снявшись в фильме, они будут получать с проката этой картины проценты на регулярной основе. У них сильный профсоюз. У нас совсем другая история, у нас ничего этого нет, к сожалению. Поэтому никто из наших актёров не любит говорить о своих гонорарах.
– Чему вы специально обучались для той или иной роли?
– Для своего первого сериала «Азбука любви» я занималась карате у одного известного мастера. Это был интересный опыт.
– Вы играли в сериале «Женщины на грани». А у вас в жизни была ситуация «на грани»?
– Да, конечно, была, думаю, как и у любого человека. Для меня такой ситуацией была потеря Анатолия Владимировича Ромашина. Это был очень трудный период.
– Где он похоронен?
– На Ваганьковском. 19 лет прошло. Я часто его вспоминаю…
– Красота помогает в актёрской профессии или иногда мешает?
– Актёрская профессия – крайне субъективная. И почему того или иного человека выбирают на какую-либо роль – всегда загадка. Как и поступление в театральный институт. Потому что приходит тысяча талантливых ребят, ну пусть из них одарённых будет триста. Но выберут-то всего 40. Это всегда очень субъективно. Что же касается моего мнения, смею предположить, что красота помогает в нашей профессии, и особенно женщинам. И дело не в идеале. Красота – она же идёт изнутри. Это не значит, что у тебя должны быть абсолютно правильные черты лица. Это тот свет изнутри, который притягивает, магнетизирует.
– Вы снимались в сериале «Тот, кто читает мысли». А как у вас самой развита интуиция, есть ли у вас дар предвидения?
– Смею надеяться, интуиция у меня есть, и я к ней прислушиваюсь. Часто интуитивно понимаю, что вскоре что-то либо произойдёт, либо мне не нужно в чём-то участвовать. Считываю людей, ситуации…
– Вы способны на месть?
– Я не мстительный человек – не моя история. Абсолютно верю в справедливость. И даже если она, предположим, наглядно не видна глазу, ну, предположим, сделал тебе человек плохо, а у него самого всё хорошо. Он тебя обманул, предал, и кажется, что он не наказан. Не печалься об этом, это удел Бога, доверься Ему.
– В историю бумеранга вы верите?
– Верю.
– Чем запомнились съёмки в «Отеле Элеон»?
– Для меня это предложение было совершенно неожиданным. Была возможность похулиганить, я играла жену богатого человека.
– Какой самый шикарный отель вам запомнился во время путешествий по миру?
– Это был юбилей Мстислава Леопольдовича Ростроповича (крёстный отец Дмитрия Ромашина), и его юбилей отмечала английская королева. Это было в Букингемском дворце. Я получила приглашение. И вот я приехала в Лондон. Большой друг нашей семьи Шалва Чигиринский снял нам шикарный отель. Как он назывался, я уже не помню. Но вся эта поездка в целом была, как говорят, из другой жизни.
– А как получилось, что Мстислав Ростропович стал крёстным вашего сына?
– Анатолий Владимирович познакомился с Мстиславом Леопольдовичем у Белого дома в 1991 году. И они подружились. Димы, сына, тогда ещё не было. Они о чём-то разговаривали, и Ростропович сказал Анатолию Владимировичу: «Если у тебя родится сын, я буду крёстным отцом». И слово своё сдержал. Крестили Диму в храме Ильи Пророка в Обыденском переулке.
Александр МАЛЮГИН