Аргументы Недели Иркутск → Общество № 29(723) 29-04 августа 13+

Забвение и слава «Ангары»

, 10:04

Как невозможно представить Ленинград без крейсера «Аврора», Владивосток — без «Красного вымпела», так Иркутск невозможно представить без «Ангары». Это паровое судно — старейший из сохранившихся ледоколов в мире, один из пяти — дореволюционной постройки. Ледокол уцелел во время гражданской войны под обстрелами белогвардейцев. В советское время судно не раз было на волоске от гибели. А в 1990 году «Ангара» навсегда обосновалась у специального пирса в микрорайоне Солнечный. О том, как всем миром спасали ледокол, который тонул, горел и чуть не был сдан в металлолом, рассказывает заместитель председателя Иркутского регионального отделения ВООПИК Светлана Утмелидзе.

— Если бы не Иркутское отделение общества охраны памятников истории и культуры, известные историки, журналисты и жители Иркутской области, не стоял бы сегодня уникальный корабль в Солнечном. История возвращения «Ангары» из небытия драматична. Когда Восточно-Сибирское речное пароходство списало ледокол с баланса, власти приняли решение передать его ДОСААФ, для чего капитан Казимир Андрулайтис осуществил сложнейшую проводку «Ангары» с Байкала через перекат Исток в Иркутское водохранилище. Но у ДОСААФ не хватило средств для его содержания, и организация отказалась от судна.

В 1975 году Николай Салацкий, будучи председателем Иркутского горисполкома, узнал, что кто-то ходит по кабинетам и пытается найти средства на разрезку ледокола в металлолом. Глава города решил спасти ледокол и создать на нём музей Октябрьской революции и гражданской войны, приближалась юбилейная дата. Даже разработали концепцию музея… Николай Францевич добился, чтобы корабль отбуксировали из залива Иркутского водохранилища к плотине ГЭС. Деньги на восстановление судна начал собирать обком комсомола.

Но комсомольцы так и не смогли найти необходимые средства. Корабль долгое время стоял у плотины полузатопленный. Салацкий, уже работая в Обществе охраны памятников, посчитал своим долгом восстановить ледокол. Договорился с водолазами, и судно подняли. Организовал полное обследование судна, и комиссия вынесла вердикт: ледокол можно восстановить, но нужен капитальный ремонт.

На следующее утро после совещания нам звонят иркутяне и спрашивают: «А где ледокол?» Оказывается, той же ночью по решению, как нам сказали, первого секретаря обкома партии ледокол отбуксировали в Мельничную Падь. Руководство решило, что ржавое судно город не украшает.

Но Николай Францевич был человеком принципиальным и деятельным, всегда добивался поставленных целей. Механик-наставник Восточно-Сибирского речного пароходства Виталий Брянцев предложил поднять ледокол, который лежал на боку в заливе, при помощи плавучего дока. 7 сентября 1988 года «Ангару» подняли. Заработали насосы, откачивая воду из трюмов.

Теперь необходимо было найти средства для ремонта. На съезде Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Нижнем Новгороде представители иркутской делегации подошли в перерыве к министру культуры РСФСР и убедили его в том, что Иркутское отделение ВООПИК сможет провести благотворительную денежно-вещевую лотерею для сбора средств на восстановление ледокола «Ангара». Такого опыта в России не было.

Нам дали «добро». Но для лотереи нужно было иметь ценные вещи. Большое спасибо Валерию Игнатову, который был тогда заместителем председателя Иркутского облисполкома по социальным вопросам. Он добился того, что нам для розыгрыша выделили автомобили, мотоциклы, велосипеды, стиральные машины, телевизоры, пылесосы и другие «дефицитные» в те времена товары. Напечатали 500 тысяч билетов. Билет стоил рубль.

В итоге удалось собрать почти полмиллиона рублей. Но и этих денег на восстановление судна не хватало. Поэтому решили объявить сбор благотворительных средств по ведомостям. Мы бросили клич. Выпустили листовки, воззвания. Благодаря своему авторитету и организаторскому таланту Николай Францевич смог убедить людей жертвовать деньги на спасение уникального ледокола. Нам присылали переводы со всей страны. Большую помощь оказали завод имени Куйбышева, завод дорожных машин, авиазавод, завод «Радиан» и другие предприятия. Наши научные институты тоже не остались в стороне. Салацкий также обратился с просьбой о поддержке к председателю Советского фонда мира, шахматисту Анатолию Карпову, значительная сумма поступила от них на восстановление корабля. Так всем миром мы собрали почти 800 тысяч рублей.

Ремонтировали судно работники Восточно-Сибирского речного пароходства. В 1988 году была организована артель, техническим руководителем которой стал Виталий Брянцев. А уже в начале января 1989 года жители Солнечного увидели на ледоколе всполохи сварки. Мастера заменили палубу в нескольких местах, изготовили рубку, установили мачты. Ледокол преображался на глазах, приобретал прежние черты и изящество.

Работы на судне проводились ежедневно с восьми утра до одиннадцати часов вечера без выходных. Работники артели вручную убрали и вывезли с корабля 1476 контейнеров старого хлама, ила, мазута и строительных отходов. Были восстановлены судовые механизмы, проведена электрика. Артели помогали иркутяне. Спустя десятилетия на ледокол приходили горожане и вспоминали, как они школьниками работали на субботниках.

К 20 августа 1990 года судно было полностью отреставрировано и отбуксировано в Солнечный на специальный пирс. А 30 марта 1991 года ледокол «Ангара» был торжественно открыт для посещения. На ледоколе областное отделение ВООПИК создало культурно-экологический центр. Иркутский областной краеведческий музей разместил свою экспозицию по истории судоходства на Байкале и Ангаре.

В кают-компании проводили концерты, выставки, устраивались тематические вечера. Совместно с ветеранами военно-морского флота общественники организовали клуб, куда приглашали потомков матросов и капитанов, которые когда-то служили на ледоколе. Большая работа проведена сотрудниками иркутского отделения ВООПИК и по восстановлению фактов о той роли, которую сыграл ледокол «Ангара» в Русско-японской войне, были открыты многие забытые страницы в его истории.

Страницы истории

Ледокол «Ангара»: долгая дорога к причалу

Организовать паромную переправу через Байкал, чтобы перевозить вагоны и поезда на участке Транссиба между станциями южного берега озера 10 февраля 1893 года предложил министр финансов Российской империи Сергей Витте на заседании Комитета сибирских железных дорог. Для этой цели Россия заказала английской компании «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» изготовление двух ледоколов — «Байкал» и «Ангара».

Построен ледокол «Ангара» в 1899 в Ньюкасле, в разобранном виде доставлен на Байкал всеми видами транспорта, вплоть до конной тяги. Собран в селе Лиственничном. Торжественный спуск ледокола на воду состоялся 25 июля 1900 года. С 1 августа того же года начал совершать грузовые и пассажирские рейсы. Судно было изящнее и миниатюрнее своего собрата «Байкала». Длина «Ангары» — 60 м, ширина — 10,5, высота от киля до палубы в центре — 7,5 м, водоизмещение — 1400 т. Мощность двигателя 1250 л.с., осадка в полном грузе — 4,5 м, максимальная скорость — 23,1 км/ч. Состав команды — до 50 человек.

До 1906 года два судна перевозили грузы и пассажиров на паромной железнодорожной переправе через Байкал. С 1907 до конца 1916-го корабль стоял на приколе. В 1918-м «Ангара» была национализирована и, вооруженная пушками и пулеметами, участвовала в боевых действиях на стороне большевиков.

В конце 20-х годов судно потерпело крупную аварию. В декабре «Ангара» следовала в сплошном льду вдоль берега полуострова Святой Нос. У мыса Орловый ледокол напоролся на торосы. Раздался мощный удар. В образовавшуюся пробоину поступала вода, заливая котельное отделение. Спасло «Ангару» то, что она оставалась на каменистой отмели, которая вонзилась в днище и удержала ее от падения на глубину.

До 1949 года «Ангара» перевозила грузы, пассажиров, буксируя баржи. Затем поставлена на капитальный ремонт. Свою последнюю навигацию ледокол начал 26 июля 1960 года и закончил в 1962 году. После ледокол стал на отстой. Зимой на нем производился ремонт, в котельное отделение планировалось поставить дополнительные вентиляторы. Но в навигацию 1963 года «Ангара» в рейс так и не вышла.

Несколько лет, обрастая водорослями, судно простояло в порту Байкал, откуда его отбуксировали в Иркутское водохранилище, планируя пустить на металлолом. Затем о нем, брошенном в одном из заливов, забыли почти на 30 лет.

В 1988-м началось восстановление «Ангары», которое было организовано отделением ВООПИК при активном участии общественности. Судоремонтники очистили судно от грязи, привели в рабочее состояние двигатель, восстановили надстройки и коммуникации корабля.

Сегодня ледокол находится в ведении Иркутского областного краеведческого музея. Здесь работает экспозиция, посвященная развитию судоходства на Байкале. Среди экспонатов можно увидеть макет затонувшего ледокола «Байкал» и других судов, которые ходили по озеру с XVII века. Представлены фрагмент интерьера кают-компании, приборы навигации, подлинный колокол ледокола, личные вещи капитанов судна, подаренные музею.

Хранители

Светлана Утмелидзе, заместитель председателя Иркутского регионального отделения ВООПИК:

— Многие годы ледокол «Ангара» был общественным музеем и штаб-квартирой Иркутского регионального отделения ВООПИК, создавшего культурно-досуговый центр, который планомерно проводил культурно-просветительскую работу. 6 мая 2001 года ИРО ВООПИК совместно с Городским советом ветеранов военно-морского флота открыло патриотический клуб «Встреча поколений». Учащиеся школ микрорайона Солнечный на заседаниях клуба знакомились с героическими страницами военно-морской истории Иркутска и морскими профессиями. Самое активное участие в работе клуба принимали школьники из гимназии №25 и музыкантские воспитанники. Беседы с подростками проводили Виктор Вертянкин, Александр Селезнев, Валентин Казанцев, Александр Костромин, Алексей Маргулис, Артем Ермаков, Александр Кузьмин, Василий Ермаков и многие другие ветераны-моряки.

Много материалов об адмиралах-иркутянах, о героях-моряках и памятных местах собрал Вертянкин. Побывав на одном из заседаний клуба, журналисты создали фильм «Иркутск — морской город», который был отмечен на всероссийском кинофестивале. К 350-летию Иркутска я подготовила сценарий театрализованного представления «Иркутск — морской город», рассказывающего о славных страницах морской истории Иркутска. Летом 2011 года праздник у ледокола состоялся.

В 2011 году на ледоколе начал свою работу Клуб любителей истории отечества (КЛИО) для старшеклассников гимназии №25. Школьники на встречах узнавали имена замечательных деятелей России, которые незаслуженно находятся в тени, хотя дела их являют пример служения могуществу России и нашего края: о Петре Столыпине, об адмирале российского флота Александре Колчаке, о Геннадии Невельском, адмирале Владимире Корнилове.

Организаторами этой работы была я, доктор исторических наук Павел Новиков и историк Вячеслав Иванов.

Когда на ледоколе размещалось Общество охраны памятников, посетители музея могли увидеть живописные работы заслуженного художника России Анатолия Костовского, художника Петра Орехова, художественные работы подросткового клуба «Бригантина», творческие работы детей и педагогов детских садов Иркутска на выставке «Мир растительной фантазии», художественные фотографии на выставке «Мой край многоликий». Мы организовывали и проводили на ледоколе выставки, тематические вечера и экскурсии, встречи с писателями Валерием Слободчиковым, Глебом Пакуловым, поэтами Михаилом Трофимовым и Геннадием Гайдой.

Мы так радовались тому, что Губернское собрание общественности в 2004 году поддержало мой проект создания общественного музея на ледоколе, и в 2005 году к 105-летию ледокола мы открыли выставку «Из века девятнадцатого в век двадцать первый». Успехом пользовались тематические вечера на ледоколе: «Родники духовности», «Иркутск православный», «Иркутск изначальный», «Святители земли Русской — адмирал Ушаков», «Они защищали Родину», «Иркутск в судьбе адмирала Колчака». Все годы систематически проводились совместно с территориальным общественным советом самоуправления микрорайона Солнечный массовые мероприятия у ледокола: Масленица, День Байкала, День Победы. С 2012 года на ледоколе проводились музыкальные салоны с музыкантами иркутской филармонии.

Впереди у ледокола юбилей. Я желаю успехов областному краеведческому музею в решении всех задач по достойному содержанию и использованию уникального объекта культурного наследия, старейшего в мире ледокола, который достоин статуса памятника истории и культуры федерального значения. Я надеюсь, что к его следующему юбилею это случится.

Сергей Ступин, директор Иркутского областного краеведческого музея:

— Весь год мы занимались приведением в порядок машинного отделения ледокола «Ангара». Сотрудники музея собственноручно расчистили от старой краски, загрунтовали и покрасили. Такие же работы провели на одной стороне судна. Мы также провели подготовку документации на ремонт верхней палубы (капитанской рубки). В следующем году ледокол приобретет вид, максимально приближенный к своему историческому облику. Для удобства гостей установлены информационные таблички с названиями и описанием помещений и судовых механизмов. Разработана серия сувенирной продукции, керамические фигурки, тематически связанные с кораблем. Вскоре иркутяне смогут увидеть передвижную планшетную выставку редких исторических фотографий старейшего ледокола. В 2021 году выходит в свет книга о ледоколах «Ангара» и «Байкал». Для посетителей организуют фотозону. А в августе корабль украсят разноцветные сигнальные флажки. Поскольку сегодня массовые мероприятия запрещены, задуманную праздничную программу нам пришлось сократить. Тем не менее 8 августа состоится поднятие флага на корабле. Возможно, будет и салют.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram