> Отважный наставник: как сберечь Россию от погибели - Аргументы Недели

//Общество 13+

Отважный наставник: как сберечь Россию от погибели

№  () от 21 июля 2020 [«Аргументы Недели », Валентин ­ОСИПОВ ]

Протесты в России

Продолжаем материалы рубрики, которую ведёт член Высшего творческого совета Союза писателей России, лауреат Большой литературной премии России Валентин ОСИПОВ. События прошлого имеют аналог в настоящем.

«О ПРИЧИНАХ гибели царств. Описание поводов или причин, по которым различные государства приходят к гибели и разорению, и о тех деяниях, благодаря которым они в целости и покое живут и расцветают».

Такой трактат анонимного автора появился в России, когда ещё были остро памятны и взбудораженное царствование Ивана Грозного, и трагические последствия Смуты. Русь волновали вопросы: быть ей или не быть, а если быть, то какой?!

Приведём в пример некоторые цитаты.

Во всяком государстве властителям и начальникам подобает жить честно и праведно, чтобы являлись они образцом всех добродетелей, ибо прежде всего каждому государю и начальнику следует остерегаться того, чтобы ничего не совершалось в государстве насилием и беззаконием.

– Если уже необходимо изменить какой-либо из обычаев страны, то следует это делать не наспех, а постепенно, чтобы от неожиданных перемен не смутились сердца подданных и чтобы вслед за тем не пришло в смятение государство, ибо всякое новое несёт государству больше потерь, чем прибыли, и нововведения приводят к смуте и мятежу в стране.

– Должно быть так, чтобы власть приказных людей в государстве оставалась бы справедливой, чтобы осуществлялась она в своих пределах и в соответствии с законом и чтобы приказные люди власти не превышали, а пользовались ею лишь настолько, настолько это предусмотрено судебниками.

– Похлебство, то есть лесть, происходит от зависти и является злым ядом в государстве. Поэтому людям, облечённым властью, не подобает прислушиваться к таким разговорам, которые не только не принесут государству никакой пользы, но и создадут для него ещё большие затруднения, ибо коварные люди живут одними слухами, понося и оговаривая добродетельных и честных людей.

– Всякому властителю подобает помнить о том, что любому из них, поставленному от Бога, следует избегать кровопролития. Но если уж это необходимо и невозможно усмирить зло в государстве, не прибегая к кровопролитию, то тогда надо поступать по примеру лекарей и докторов: если видят они, что жестокая болезнь не может быть излечена никакими лекарствами, то – не радуясь, а жалея – отрезают они те или иные части человеческого тела, но притом только те, которые пострадали, чтобы остальное тело не заразилось от поражённой болезнью части.

– Не приводит к добру в государстве и то, если вводятся в нём иноземные обычаи.

– Алчность также является причиной гибели государств, ибо для государства нет большей помехи, чем алчность, а особенно алчность начальников, им управляющих.

– Народ, придя в отчаяние и смятение от насилий и бедности, восстаёт против тех, кто властвует над ним».

– Плохо бывает в том государстве, где бояре не могут свободно говорить о делах, которые принесли бы государству только пользу, боясь тех, кто, объединившись в своём едномыслии, всё творят по своему произволу.

Нет более страшнейшего дела, чем мздоимство, из-за которого погибают многие государства.

Этот трактат был обнародован научной группой академика Дм. Лихачёва (1987 г.) в Библиотеке «Памятники литературы Древней Руси» издательства «Художественная литература».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте