Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 22(716) 10–16 июня 2020 13+

Половинка величия России

, 22:25 , Обозреватель отдела Наука

Половинка величия России
Петропавловск-Камчатский, Konstantin Kokoshkin / globallookpress.com

8 июня всё прогрессивное человечество отметило Всемирный день океанов. Если перед праздником кому-то пришло в голову загнать эту дату в поисковик, то с чувством глубокого удовлетворения можно было видеть, что именно 8 июня развернётся модная ныне онлайн-дискуссия: «Спасти Мировой океан: миссия выполнима?». Рекламой дискуссии заполнены все новостные сайты. Ещё бы, сам внук знаменитого Кусто Филипп Кусто-младший – в роли модератора. Президент АО «ОСК» Алексей Рахманов – в роли спонсора. Легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов – в роли посла доброй воли ООН по Арктике и Антарктике. Ну и ещё с десяток иностранных граждан.

И ни одного анонса онлайн-конференции на площадке РИА «Новости» директора Института океанологии РАН Алексея Сокова. Кусто в обнимку с Рахмановым и Фетисовым важнее?

Доить, и никаких гвоздей!

На самом деле это вполне заслуженно. Российская океанология, как фундаментальная, так и прикладная, скорбно и верно почиет в бозе. Ну или даёт дуба. Собственно, как вся российская академическая наука. Провожают её в последний путь странно: фанфарами и пожеланиями вечного здравия. Поэтому с первого взгляда и непонятно, куда ты попал: на свадьбу или на похороны? Власть уверяет, что на свадьбу вкупе с «днюхой», люди знающие – ставят вальс Шопена. Этакая раздвоенная оценка: «пациент скорее мёртв, чем жив» и «пациент скорее жив, чем мёртв».

Тут внимательный читатель скажет: «Опять вы про океан и научный флот?! Других тем нет?» Действительно, с апреля по июнь вышло три материала по теме под общим названием «Научная Цусима». Вкратце суть: Миннауки обязано было выделить деньги на ремонт научного флота ещё в начале года. Второе. Деньги до сих пор не выделены. Ремонта не проведено. Третье. Умники и умницы с Тверской улицы (там находится здание Минобрнауки) в курсе ситуации, но просто забили на неё, мол, само рассосётся. Четвёртое. Институт океанологии сам на свои сэкономленные деньги объявил тендер на ремонт судов. Ну как ремонт? Лишь бы необходимые документы для выхода из порта получить, ну а тяжёлая работа в море – это уж извините. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих…

И вот что надо сказать: как по составу капли из океана можно иметь представление о составе всей воды в океане, так по отношению Миннауки к самому затратному научному инструменту – флоту можно судить об отношении ко всей науке. Не только океанологии. А оно простое: кормить поменьше, доить побольше. На наш век хватит, а там пусть сдохнет.

– Средства, заложенные на выполнение программы по изучению Мирового океана – важнейшее государственное дело – в рамках нацпроекта «Наука», гигантские. Больше, чем на геномные центры, установки класса мегасайнс и прочие. Порядка 40 миллиардов рублей, в том числе постройка двух новых научных судов (28 миллиардов рублей). Поступают они в Минобрнауки. Эти огромные деньги требуют рачительности, контроля и ответственности. А бесконтрольно с точки зрения ожидаемого результата распоряжаться такими финансами – это же счастье и редкая удача, – говорит океанолог академик Михаил Флинт.

Он, конечно, немного сгущает краски. Полностью «бесконтрольно» такие деньги никто освоить не позволит. Но даже просто порулить этим рублёвым потоком значит обеспечить себя и внуков своих.

Вот, например, 200 млн рублей, которые Миннауки вроде собиралось выделить институту на ремонт. И не выделило. Тут только два варианта. Первый – они так и лежат на корсчёте министерства. Просто валяются 200 «лимонов», а сроки ремонта научных «пароходов» заканчиваются. Это халатность, головотяпство и непрофессионализм. Гнать из кресла на место уборщицы за это надо. И второй вариант. Денежки не лежат, они работают, крутятся, приносят кому надо «прибыля». Причём либо «прибыля» такие, либо у «таких» людей, что даже ценой грандиозного скандала с провалом ремонта НИСов и срыва экспедиций вытащить 200 лямов из оборота невозможно. А кто у нас в Миннауки отвечает за морскую тему? Старые знакомые. Госпожа Голубева и замминистра Медведев.

Учитывая экономическое образование последнего, выбор из двух пунктов скукоживается до единственного логичного. А вы говорите экспедиции, Арктика, Антарктика! Их и тут неплохо кормят.

Сам не гам

Хотя, конечно, есть вариант номер три. Учитывая провал ВВП на 24%, государство просто начало мести по сусекам и скрести по амбарам. И, не заметив, смахнуло эти 200 млн в свой карман обратно. Это можно понять, но если только объяснить: «Мол, так и так, товарищи учёные, доценты с кандидатами, давайте вместе думать, как быть». Но молчит здание на Тверской. Хотя эти ухоженные девы и мужи на партизан совсем не похожи.

При этом у Миннауки, кажется, нашлись 20 млн на начало очередной реорганизации управления научным флотом и затратную передачу судов Дальнего Востока из рук в руки. Причём обратно в те руки, из которых они были изъяты тем же министерством несколько лет назад по причине глубокой некомпетентности этих самых «рук». Зачем и кому это надо, непонятно. Причём бумагу (имеется в редакции) подписала замминистра Бочарова, хотя министр уже вышел с больничного.

Выступая на онлайн-конференции, директор Института доктор наук Алексей Соков сказал, что институт «старается выкрутиться».

– Изыскиваем собственные средства на ремонт в ущерб другим программам, конечно. Будем переносить экспедиции на другие суда. Ремонт проводить по минимуму, лишь бы смогли выйти хотя бы два судна – «Академик Вавилов» и «Академик Келдыш». Помогла и пандемия, регистр немного, на несколько месяцев, сдвинул сроки обязательного ремонта. Но проблемы будут только копиться и перейдут на следующие годы, будет ещё хуже, ещё сложнее, – заявил Алексей Соков.

А теперь перечитайте его слова! Мы, учёные, сами ищем деньги на ремонт научных судов, чтобы провести экспедиции для своей страны. Вот что означают слова директора Института океанологии РАН! Они не устраивают итальянскую забастовку, они не орут, что на сломанных судах в океан ни ногой! Что делают представители министерства, которые отвечают за этот беспредел? Ни-че-го! Ровным счётом ничего!

Эти дамы и господа, которые за долгие годы съели не одну «административную собаку», прекрасно знают, что им за это только благодарность в приказе объявят. Мол, сэкономили госденежку. А эти лохи-учёные пусть в море ходят на неподготовленных судах, да ещё и сами за это платят!

– Содержание, научное наполнение экспедиций в той власти, которая управляет наукой, никого не интересуют. Интересуют затраты, количество судо-суток, опубликованные в иностранных журналах по итогам статьи рейтинги, в которых они ничего не понимают. Научное содержание статей тоже никого не интересует. Только количество. Наука как необходимое человеку познание окружающего мира перестала интересовать власть! Власть интересуют только цифры затрат, разделённые на количество попаданий в «Скопус». Это общемировая тенденция, конечно, но только у нас она приняла гипертрофированные формы. Для них, если новые знания нельзя пощупать, а ещё лучше монетизировать, то их и нет. Это какой-то новый этап «средневековья», – с горечью говорит академик Флинт.

В принципе ничего странного в этом нет. Как можно интересоваться тем, в чём не просто ничего не понимаешь, а по уровню умственного развития или, как сейчас модно говорить, компетенции никогда и не сможешь понять. Как ни тужься и не пыжься. От осинки не родятся апельсинки. И это ни в коем случае не оскорбление, а медицинский факт.

Кстати, именно те люди, которые убивают сегодня научный флот, принимали активное участие в написании паспорта нацпроекта «Наука», в котором есть колоссальные бабки, эверест разных числительных показателей, грандиозная отчётность и нет только одного. Самой науки…

Всё «как бы»

Несколько лет назад чиновники требовали от учёных в каждой работе писать, сколько денег составит экономический эффект от их деятельности. То бишь, скажем, астроном, наблюдающий за чёрными дырами, должен был на полном серьёзе написать, какую пользу для экономики страны в рублях приносит его служба. Конкретно, в рублях на рубль вложений, и завтра. Маразм, конечно, но ведь писали такие обоснования. Репрессий не было, значит, либо не читали, либо самим смешно было. Сгинула куда-то инициатива. Научив молодое поколение исследователей безопасно врать в профессии.

Совершенно недавно большой российский математик академик Владимир Захаров возмущался:

– Звонит молодая девушка из ФАНО и спрашивает: «Владимир Евгеньевич! Сколько в следующем году вы напишете статей и сделаете открытий?» Совершенно серьёзно спрашивает! Ей, видите ли, отчёт писать надо! Открытий!

Но Захаров – глыба! А сколько других, калибром пожиже, ребят учились гнать халтуру по требованию Миннауки? Сотни? Тысячи? Бред с отдачей на рубль отменили, но осадочек остался…

Остался «отлитым в граните», точнее, в нацпроекте за 635 млрд рублей (!), железобетонный, как задница бюрократа, маниловский план: ворваться в пятёрку самых научных стран на планете не по открытиям, не по влиянию науки на жизнь общества, а по статьям, опубликованным в научных англосакских журналах. Мило, правда?

В 1993 году готовилась важнейшая арктическая экспедиция совместно с американскими учёными с их оборудованием. Тогда у нас были мир, дружба, жвачка. Американцы с оборудованием уже были в Норвегии, но соответствующее министерство никак не давало добро на их въезд. И вот один из руководителей с российской стороны, академик, пришёл на приём к замминистра, который курировал научное сотрудничество.

Тот встретил его: «Какой вы молодец, что пришли! Сейчас всё решим! Ваши бумаги уже у меня на столе, вот лежат! Конечно! Всегда со всеми проблемами к нам приходите! Наша наука – наша гордость!» Академик вернулся окрылённым. В результате американцев так и не пустили. Экспедиция была чисто российской, без супероборудования и с международным позором вместо сотрудничества. Только спустя годы выяснилось. У того замминистра профессиональная задача была очаровать-околдовать академика заботой и участием. Мол, заткнётся на некоторое время. А как только тот вышел из кабинета, замминистра смахнул его бумаги в урну и приказал секретарю: «Я в отпуске для этих яйцеголовых».

Если вы думаете, что нравы на правительственной кухне изменились, то вы наивный человек…

Аргумент министра Валерия Фалькова на прямой линии 5 июня 2020 года

– РОССИЯ – великая держава. Величие в том числе в возможностях проводить исследования на просторах Мирового океана.

Закончено проектирование двух больших научных судов неограниченного района плавания. Надеюсь, что к 2024 году они поступят и их можно будет использовать. Но надо не только строить, но и приводить в порядок суда, которые поизносились. Средства зарезервированы, в плане стоят. В этом году «Николай Страхов» и «Академик Келдыш». Не все проблемы решены, ещё идёт большая дискуссия и насчёт подводных глубоководных аппаратов, и насчёт экспедиций, т.к. есть проблемы организационного управления научным флотом.

Аргумент «АН»

В ПЛАНЕ регистрового ремонта, без которого судно просто не выпустят из порта, на этот год стоят пять НИС. То есть министерство запланировало два судна под ремонт, а оставшиеся три просто спишет? Или оставит стоять и ржаветь у стенки, как много лет уже стоят «Профессор Штокман» в Калининграде и ещё три судна на Дальнем Востоке? Что будет с намеченными на этих судах экспедициями?

Кстати, 8 июня никакие деньги на ремонт судов, ни платёжная ведомость на эти средства, ни даже соответствующее информационное письмо в Институт океанологии не поступили. По инициативе института прошёл конкурс на ремонт, правда, минимальный, лишь одного судна – «Академик Вавилов». Готовится тендер на ремонт, опять же минимальный, «Академика Келдыша», и опять же за институтские деньги. Деваться океанологам некуда, в августе и сентябре эти суда должны идти в ключевые экспедиции в Северную Атлантику для мониторинга системы Гольфстрима и в Арктику, где сейчас сконцентрированы наши национальные приоритеты. В Миннауки надеются, что Институт океанологии сам найдёт деньги на ремонт оставшихся судов? А зачем тогда нужно целое министерство? Словесно поддерживать величие России на просторах Мирового океана? Тогда давайте честно говорить: Россия – великая держава, но наполовину…

ОТ РЕДАКЦИИ. Несмотря на официальные запросы редакции в Минобрнауки, ответа по существу от министерства мы не получили. Просим Генеральную прокуратуру РФ считать данную публикацию официальным запросом СМИ и провести проверку по изложенным фактам.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram