Аргументы Недели Иркутск → Общество № 16(710) 29.04–6.05.20 13+

Тулун «не брошен». Но есть вопрос по приоритетам

, 13:39

Нынешняя новостная повестка из Тулуна, оказавшегося в прошлом году в зоне разрушительного паводка, по большей части позитивная. Город, кажется, не брошен. Новая защитная дамба в процессе. На стройплощадки комфортного жилья регулярно выезжают чиновники, а ответственные лица практически постоянно дислоцированы в восстанавливаемом городе. На горизонте обозначились федеральные миллиарды. Но всплывают старые проблемы.

Такого масштабного наводнения Иркутская область еще не переживала, говорят региональные власти и объясняют, что определенные накладки на первых этапах, конечно, могли быть. Ведь летом 2019 года работать приходилось «с колес», в ручном режиме. Но сегодня вся работа на территориях Иркутской области, подвергшихся подтоплению, ведется в четком плановом режиме, докладывает региональный минстрой. Еженедельно проходит заседание штаба по координации мероприятий, направленных на ликвидацию последствий паводка, на котором рассматриваются как текущие вопросы соблюдения плана-графика реализации мероприятий, так и решаются оперативные задачи.

В частности, жителей информируют, что разбушевавшиеся реки обязательно будут под контролем.

«В текущем году в городах Тулун и Нижнеудинск, в селе Алыгджер Нижнеудинского района, в поселках Шелехово, Шиткино и Бирюса Тайшетского района начнут строить инженерные защиты. Также будет проведен капитальный ремонт берегоукрепления в поселке Соляная Тайшетского района», — сообщает иркутская дирекция федерального автономного учреждения «РосКапСтрой», которая ведет мониторинг и контроль над ходом исполнения федеральной программы по восстановлению Иркутской области после паводков. Приступить к выполнению мероприятий планируется в июне 2020 года. Также предусмотрены работы по расчистке и дноуглублению пострадавших русел рек — для увеличения пропускной способности. В настоящий момент разрабатывается проектная документация. Всего программой предусмотрено строительство и восстановление 20 гидротехнических сооружений и еще 6 временных дамб. Помимо этого, ведется строительство инженерной защиты в селе Покровка Зиминского района.

Что касается решения вопроса с жильем, то тысячи семей, чьи дома разрушил паводок, получили жилищные сертификаты на приобретение новой недвижимости. Многие поспешили воспользоваться сертификатами или перебрались в самые разные районы Иркутской области и даже за ее пределы. Так, говорят, большой интерес тулунчане проявили к частным домам в селе Хомутово Иркутского района, где и до этого социальной инфраструктуре было сложно поспеть за растущими цифрами по числу жителей.

В самом Тулуне, напомним, тоже развернули строительство — заложили микрорайоны и с современными многоквартирными, и с индивидуальными жилыми домами. Со временем стали поговаривать, что заселять в многоэтажки будет некого. Дескать, большинство «подтопленцев», нуждающихся в жилье, уже купили квартиры на «вторичке» и переехали. С другой стороны, оживилось довольно много тех, чьи дома формально в зону подтопления не попали, но, как выразился вице-премьер Виталий Мутко, «граждане там живут порой хуже, чем в зоне подтопления — подвалы затоплены, стены с трещинами». На переселение из такого печального жилья обещали дать федеральных денег.

И вот в середине апреля пришла весть: «Правительство РФ одобрило выделение Иркутской области в 2020 году 1,3 миллиарда рублей на переселение граждан». На что конкретно пойдут эти средства?

В региональном правительстве объяснили, что деньги будут направлены на мероприятия по переселению граждан с территорий, не попавших в зону чрезвычайной ситуации, но пострадавших от действия грунтовых вод. С таким ресурсом можно будет построить «государственный жилищный фонд для расселения 556 семей».

«В приоритетном порядке будет расселяться жилой фонд, находящийся в городе Тулуне и населенных пунктах Уйгат, Икей и Центральные мастерские Тулунского района, — пояснил областной минстрой. — Подготовлен первый реестр жилых помещений, пострадавших от действия грунтовых вод, где уже проведены обследования».

Интересная деталь — переселять людей планируется в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Ранее включить в неё можно было только многоквартирные дома, а значительная часть выявленных зданий, ставших аварийными в результате ливней и высокого уровня грунтовых вод, являются индивидуальными. В общем, в программу потребовалась поправка. Но власти, судя по всему, на многое готовы, когда вопрос имеет еще и явно «политическую» окраску, как в случае с ликвидацией последствий наводнения в Тулуне.

В целом, наверное, можно поздравить тех, кому в определенном смысле даже «повезло» с грунтовыми водами. На решение их проблемы средства нашлись. Вот только в том же Тулуне на переселение из ветхого и аварийного жилья, как и во многих других российских городах, рассчитывали и многие другие семьи. А теперь кто-то опасается, что их вопрос будет «задвинут». Иные приоритеты.

Мнение

Захар, житель города Тулуна

— Посмотрите. В Тулуне есть аварийные дома, построенные в позапрошлом веке! Но все эти дома признаны аварийными только в 2017 году. Насколько я знаю, до 2017 у нас не создавались комиссии, и программа переселения, которая полным ходом идёт по стране, игнорировалась.

А мы с женой и двумя детьми приехали в Тулун из Екатеринбурга, решили перебраться в места, где выросли. В 2015-м на маткапитал купили «двушку» в бараке. Да, аварийный, но ни на что больше не хватило. Успокоили себя тем, что по всей стране вовсю расселяются бараки и есть перспектива.

Сейчас детей прибавилось, но нас, видимо, никто расселять и не планирует. Если я правильно понимаю, текущая программа рассчитана на жильё, которое признано аварийным до 2017 года. Была надежда, что расселят с волной «подтопленных», но она растаяла. Судя по всему, расселять будут в первую очередь целые районы частного сектора с болот, несмотря на то, что болота и грунтовые воды там последние 100 лет точно…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram