Чтобы он хорошо взлетел и крайне удачно сел
№ () от 28 апреля 2020 [«Аргументы Недели », Николай СЕРДЮКОВ ]
По последним данным Минкомсвязи, ещё около 50 тыс. россиян с конца марта не могут вернуться домой из-за прекращения зарубежного авиасообщения. И это притом что с 7 по 23 апреля на вывозных рейсах на родину уже вернули около 7 тыс. человек. Ростуризм 8 апреля заявил, что всех своих организованных туристов туроператоры вывезли, а ведущий канала «Россия» Владимир Соловьёв уточнил, что за границей остались одни дауншифтеры.
И ВОТ мы уже третью неделю рассказываем, что Ростуризм и В. Соловьёв выдают желаемое за действительное. Среди этих 50 тыс. россиян, застрявших за границей, бэкпекеры, дауншифтеры и лонгстееры – малая часть. Быть дауншифтером – не преступление, и эти люди в соответствии с Конституцией имеют право беспрепятственно вернуться на родину. Большую часть граждан России резкое закрытие границ застало во время лечения, учёбы, преподавания, нахождения в командировке или самостоятельного путешествия. То есть все эти люди в соответствии с Законом «Об основах туристской деятельности» (см. справку «АН») – туристы, они не нарушили никаких законов и обоснованно требуют вернуть их домой. И главное, среди этих туристов много, очень много так называемых организованных туристов. Которых якобы всех вывезли.
В прошлом номере («АН» №15) мы рассказали историю о группе организованных туристов из Новосибирска, Красноярска, Волгограда, Омска, Иркутской и Свердловской областей, «застрявших на Фиджи» с 19 марта. В понедельник за 26 россиянами должен был «залететь» борт «ЮТэйр» (Utair), который во вторник утром доставил 78 жителей ХМАО, ЯНАО и Тюменской области из Бали (Денпасар) и Бангкока в Сургут. По информации местных СМИ, с просьбой забрать россиян с Фиджи к губернатору Югры Наталье Комаровой обратился глава МИД Сергей Лавров. Полностью маршрут, если бы всё срослось, выглядел бы так: Денпасар – Фиджи – Денпасар – Бангкок – Сургут. Одно только расстояние между Бали и Фиджи составляет 6858 км, и самое быстрое время перелёта по этому отрезку пути – 11 часов 10 минут в одну сторону. В этот сложнейший многодневный перелёт самолёт «ЮТэйр» с тремя сдвоенными экипажами вылетел 24 апреля, но МИДу за это время так и не удалось «разблокировать ситуацию с фиджийской стороной» и получить у авиационных властей Фиджи разрешение на посадку российского борта. Республика Фиджи 19 марта после первого случая заражения закрыла границы и ввела комендантский час. На сегодняшний день на архипелаге подтверждено 18 случаев COVID-19 (смертельных случаев нет) на 884 887 жителей страны (перепись 2017 года). В связи с этим уже раздаются голоса о том, что, может быть, было бы проще и дешевле обеспечить гуманитарной помощью «застрявших на Фиджи», чтобы они переждали смутные времена на острове, чем гнать борт через весь земной шар? Мы не считаем уместным «разгонять» эту дискуссию именно сейчас, но отметим, что Ростуризм и его подопечные сработали с организованными туристами не так превосходно, как докладывали. И об этом надо будет говорить, чтобы подобное не повторилось, но потом, после коронавируса.
А сегодня мы вам расскажем о том, как ещё в одном райском местечке, даже покруче, чем Фиджи, внезапно обнаружилась забытая всеми колония российских организованных туристов.
Справка «АН»
Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подрядили осуществляющее не менее одной ночёвки в стране (месте) временного пребывания.
Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор, ТО).
Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент, ТА).
ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 01.04.2020)
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
#СВОИХНЕБРОСАЕМ
Март для туристической отрасли оказался невиданным ранее кошмаром – закрытие всех границ, отмена и перенос на неизвестно какое время всех туров, экстренная эвакуация всех туристов. Светлана Обоянская, руководитель и владелец турагентства OCA Tour из города Березники (второй по величине город Пермского края), разобрав «горящие завалы», решила 25 марта «тупо перевести дух на пять дней» (здесь и далее цитаты из ФБ Светланы) на Мальдивах (группа атоллов к югу от Индии, крупнейшее в мире «коралловое» государство). Сразу скажем, Светлана заранее знала, на что идёт, и возможную изоляцию на островах могла себе позволить. Но она не учла две вещи. Первое – что «мой любимый @aeroflot начал экономить и объединять рейсы, сделав из регулярного сообщения русскую рулетку», т.е. улететь, имея на руках билеты нацперевозчика, ей не удалось, а второе – что из-за изоляции (а значительная часть продуктов питания на Мальдивы импортируется) в местных отелях питание резко превратится из лакшери в «аскетичное». Из рациона уже пропали яйца («нет блинов и оладушек»), свежие фрукты и овощи. И за это «невозвратные россияне» в количестве 108 человек, которых уже собрали в «дешёвый резервационный отель» («водная вилла с бассейном») на острове Олхувели, платят по 100 долларов в сутки. Всего на Мальдивах застряло 260 россиян.
«За всё это время была составлена куча заявлений на сайте госуслуг, написано во все инстанции и консулу нашему много посланий, мы давали интервью и записывали видеопослания для ТВ, никто не получил ни одной копейки от государства из обещанной компенсации, – пишет Светлана. – А сегодня (20.04) я вдруг поняла, почему нас не вывозят и не спешат это делать. По данным Ростуризма, на Мальдивах нет организованных туристов, совсем нет. И потому для СМИ мы не интересны».
Светлана делает опрос в чате отеля и выясняет, что из 108 россиян 64 туриста прилетели по турам ТО (туроператора, см. справку). Такая «подача материала» возымела действие, и про застрявших на Мальдивах туристов начали писать СМИ. Уже 23 апреля Александр Сирченко, заместитель генерального директора TUI Россия, прокомментировал профессиональному отраслевому порталу TourDom.ru акцию турагента, «обратившегося с письмами во все инстанции, включая администрацию президента и МИД, из-за бедственного положения, в котором оказались россияне на Мальдивах»:
«В настоящее время на Мальдивах по линии туроператора остаётся только одна семья из четырёх человек, которая не захотела возвращаться раньше, так как на момент принятия решения авиакомпания планировала выполнить обратный рейс. Информация о 13 туристах TUI, опубликованная на странице турагента, является заведомо ложной, поскольку все туристы, бронировавшие у нас только наземное обслуживание, вернулись на родину».
Опустим то, что организованные туристы таки застряли и явно не по своей вине, – это нам уже давно известно. Про хитрости подсчёта ТО своих туристов – чуть позже. Пока же о том, что больше всего удивило Обоянскую. Если реакции отрицания от ТО она ожидала, то реакция коллег-агентов её поразила:
«Кроме моей фамилии, никто текст (дальше. – Прим. «АН») не читал. Я здесь нормально и могу позволить себе тут пожить до открытия рейсов, но есть люди, за которых не могут их агенты вступиться, так как их имена не вызовут волну в СМИ, но они переживают. Есть просто россияне, которые не знают, что им делать и где брать деньги.
Да, я не могу участвовать в тупых флешмобах с танцульками в купальнике в офисе, я работаю и плачу зарплату, не увольняя и не сокращая коллектив. Да, я улетела, да и многие из тех, кто брызжет ненавистью, имея возможность, улетели бы, но вдуматься и вчитаться в текст, подумать о людях никто не захотел.
Какие вы после этого коллеги, если вы забываете, что турист вас кормит и турист этот сейчас в беде?
Вам в похоронном бюро работать надо. Подумайте – очень прибыльный бизнес и всегда нужен, в кризис особенно.
Я прям желаю, чтобы как можно больше туристов увидели ваши комментарии. Пусть они посмотрят и поймут, что такой агент никогда не будет за них горой стоять».
Выйти из тени
Причина, по которой количество туристов от ТО «не бьётся», банальна. Операторы, продавая так называемую «наземку», т.е. свои места в отелях, могут, вполне законно, кстати, провести эту операцию не как продажу турпродукта, а как услугу. И всё, клиент уже не организованный турист. Юридически – да, но с моральной точки зрения всё не так однозначно. Мы уверены, что 64 туриста и не «задурялись», каким именно образом они купили (или им купил ТА) у ТО своё проживание. В конце концов, сложно представить, что 75% застрявших туристов всё это выдумали ради того, чтобы их сосед – турагент не хандрил в изоляции без блинчиков и оладушек, а смог развлечься и «хайпануть».
Понятно, что ситуация со «100% вывезенных организованных туристов» требует пристального внимания Ростуризма, проверяющих органов, законодателей. Это, конечно, банальщина, что «туризм уже не будет прежним» и «не все ТА И ТО доживут до следующей весны». Но тех, кто выживет, надо выводить из тени.
Кстати говоря, «один год (без зарубежных турпоездок. – Прим. «АН») это же ведь не трагедия?» – успокаивала нас в пятницу в эфире телеканала «Россия-24» спикер СФ Валентина Матвиенко. Скажем обтекаемо – это один из прогнозов развития событий. И на фоне позитивных новостей из Греции, Чехии, Хорватии Болгарии, Австрии и даже Турции и Италии (особенно радуют новости с Сицилии) – не самый вероятный прогноз. Но об этом поговорим в следующий раз. Как и о том, почему вышедший вечером в воскресенье из недр правительства компенсационный пакет за эвакуационные рейсы организованных туристов будет, скорее всего, «продинамлен» туротраслью, так же как и предоставленные ранее льготы по использованию средств фондов персональной ответственности.
По последним данным Минкомсвязи, ещё около 50 тыс. россиян с конца марта не могут вернуться домой из-за прекращения зарубежного авиасообщения. И это притом что с 7 по 23 апреля на вывозных рейсах на родину уже вернули около 7 тыс. человек. Ростуризм 8 апреля заявил, что всех своих организованных туристов туроператоры вывезли, а ведущий канала «Россия» Владимир Соловьёв уточнил, что за границей остались одни дауншифтеры.
Горячая линия
Россияне, находящиеся за границей и не имеющие возможности вернуться в РФ в связи с коронавирусной инфекцией, могут круглосуточно получить по телефону консультации по вопросам помощи российским гражданам за рубежом, в том числе по организации возвращения в Россию специальными авиарейсами.
Исходящие звонки на номер горячей линии будут бесплатными для находящихся в роуминге российских граждан с 14:00 27 апреля 2020 года. Горячая линия организована на базе кол-центра портала госуслуг по телефону: +7 (495) 249-75-77.
Минкомсвязь России