Беда обрушилась на мир, пришла в Россию, на Кубань — коронавирус! Косит нещадно людей, молящих Бога о спасении, а спасают нас медики. Огромная благодарность им и низкий поклон. Медики: врачи, медсестры, санитарки — в круглосуточном режиме находятся на своем боевом посту, в больницах, напрямую общаясь с больными коронавирусом, откровенно говоря, подвергая и себя прямой опасности. Они — в зоне риска номер один.
— У нас дети, — говорит, не употребляя слов о героизме и самоотверженности, главный врач краевой детской инфекционной больницы НафисетТхакушинова, — делаем все, чтобы они вышли здоровыми. А врачи и весь медперсонал находятся в карантинных, фактически казарменных условиях, домой не уезжают, а остаются в больнице.
— Не ропщут сотрудники?
— Да вы что! Работают по 12—14 часов, в спецкостюмах. Если вы сможете в таком «скафандре» продержаться пару часов… Особый энтузиазм у молодых врачей. Поймите, медицина — это призвание, это стремление души помочь человеку, спасти его, а тут дети!
— Всекубанский карантин, самоизоляция помогают бороться с пандемией?
— Без решительных мер власти, без сознательной, а порой и принудительной самоизоляции зараза охватила бы десятки, сотни тысяч кубанцев, медицина физически бы не справилась с таким развитием бедствия. Я не пугаю, но… «итальянский вариант» был бы обеспечен, там ритуальные конторы не успевают принимать тела.
Губернатор Кубани прислушался к мнению профессионалов-врачей, единодушно высказавшихся на совещании о необходимости дальнейшей самоизоляции, и принял беспрецедентные меры, продлив карантин еще на неделю, взяв ответственность на себя. Здоровье и безопасность кубанцев — превыше всего!
Медики не только сдерживают, но и добиваются положительного результата, вылечивают больных.
Шестидесятидвухлетний житель Приморско-Ахтарска — первый пациент, у которого в крае подтвердили диагноз коронавирус, — выписан из больницы. «Каждый из них, спасая людей, занимается великим делом. Надеюсь, что их труд по достоинству будет оценен», — вот его слова благодарности.
Телеканал «Кубань-24» показывает станичную женщину, которая не может удержать слезы, говоря «спасибо! спасибо! спасибо!» врачу инфекционной больницы за спасенную жизнь.
Президент Путин в своем недавнем обращении к гражданам России особо подчеркнул роль и значение людей в белых халатах: «Им всем сейчас очень непросто. Именно они в больницах и инфекционных отделениях, на всех врачебных участках держат оборону от наступающей эпидемии: лечат, спасают людей, предотвращают возникновение и развитие болезни. Уверен, что все граждане страны присоединятся к словам сердечной благодарности нашим медицинским работникам».
И все же, говоря сегодняшние слова искренней благодарности и низко кланяясь медикам за их беспримерный героический труд, необходимо принести извинения за период былого шельмования врачей, подчас переходившее в травлю. Были выступления СМИ, не стесняющиеся говорить правду. Редко, к сожалению.
«Баба Галя разгулялась!» — так между собой работники здравоохранения характеризовали время бывших правителей.
Процитируем кое-что из былого: «А что мы наблюдали? С каким демонстративным чванством и хамством поучали главврачей и помыкали докторами наук. Устраивали публичный разнос по пустякам, тем ублажая себя. Расставляли своих на руководящих социальных должностях, а потом давали ответы следователям на вопросы о закупках медоборудования. Грозно ступая в лечебное заведение, облепленные поддакивающей свитой, сладко и самодовольно взирали, как трепещет вышедший встречать «высокое начальство» медперсонал — бальзам, услада.
«Живая Кубань» в ноябре 2013 года, еще не перекупленная нынешними владельцами, писала (извините за длинное цитирование): «Теряем светил. Владимир Оноприев — экс-директор Российского центра функциональной хирургической гастроэнтерологии, профессор, человек, имя которого известно далеко за пределами страны, сегодня вынужден применять свои знания и талант в должности заведующего кафедрой в медицинской академии. Фигура хирурга Андрея Янкина, без преувеличения, имела союзное значение. Сегодня продолжает свою деятельность, но уже не в Краснодарском крае. Валерий Мавроди осуществлял свою деятельность в должности заведующего маммологическим отделением краевого онкодиспансера. Теперь его профессиональная деятельность сужена до работы в частной клинике Краснодара. Бывший ректор медакадемии Борис Ермошенко сегодня довольствуется местом заведующего кафедрой онкологии при медицинской академии. Главный врач краевого онкологического диспансера Юрий Дудик, успешно руководивший этим медучреждением в течение 9 лет — с 1997 по 2006 год, вообще ушел из медицины. Игоря Ханкоева и вовсе выдворили с руководящей должности за 6 месяцев до пенсии.
Кадровая чехарда приобрела жуткие масштабы».
В медицинском сообществе тех времен просто стон: по состоянию на 1 января 2015 года в Краснодарском крае не хватает более 10 тысяч врачей, среднего медицинского персонала — более 18 тысяч работников. Прожиточный минимум на Кубани за 1-й квартал 2015 г. — 9965. Голая ставка врача — 5600. Минус 13 процентов налога. Приходится адски перерабатывать, чтобы добрать до нужного уровня. Сейчас в Краснодарском крае средняя заработная плата врачей за январь—сентябрь 2019 года составила 62 128 руб., среднего медицинского персонала — 32 103 руб., младшего медперсонала — 29 475 рублей. Это кратно превышает цифры пятилетней давности.
«Живая Кубань» писала и такое: «Сотнями и тысячами теряем мы врачей, пусть и не столь знаменитых и известных, как вышеназванные, но опытных, уважаемых пациентами. Уходят в массажисты, косметологи, предприниматели. Людей гонит отношение. Вместо улучшений условий труда, повышения его оплаты, идет открытая травля в профессии, сродни той, которая шла в начале 50-х годов под названием «Дело врачей». Собирают врачей по тревоге и, не говоря, куда везут, требуют: «Накопайте побольше недостатков». Привозят в лечебное заведение, и проверяющие, и проверяемые не могут смотреть в глаза друг другу. Но что поделать, есть команда.
— Мы что, урки какие-нибудь, у которых в камере администрация тюрьмы проводит внезапный шмон? — возмущаются медики».
У Игоря Ханкоева, с котлована выстроившего горбольницу № 2, в народе до сих пор именуемую «ханкоевской», шмон устраивала лично высокостатусная дама дважды. В кабинетах замыслив убрать неугодного, нагрянула с подобострастной свитой-понятыми сначала в полночь, а другой раз вообще в два ночи — узнать, дают ли лекарства.
Кстати, насчет лекарств. Напомнить благодетельным кураторам медицины тех лет, как понуждали главврачей принимать медпрепараты, до окончания срока хранения которых оставалась неделя-две? Бывало, фурами — на миллионы долларов! — такое импортное лекарство гнали в больницы, главврачи хватались за головы, ведь через неделю почти весь объем приходилось ликвидировать. В чем хитроумный план благодетелей, выкладывающих проверенным фирмам бюджетные миллионы инвалюты за такие импортные медикаменты? В том, что за границей лекарства, близкие к просрочке, отдавали за гроши, либо утилизировали — куда в итоге перекочевывала валюта?
Вообще встречи и разговоры с медиками (а встреч было много, разных уровней, в разных муниципалитетах, в краевых структурах) привели к неожиданному открытию: самыми информированными являются врачи. Ни ФСБ, ни полиция не знают столько закулисного, тайного и непубличного, сколько медики. Исповедуются врачу порой доверительнее, чем священнику.
Медицину перекроили, приоритеты, акценты сместили, все непрофессионально, удовлетворяя собственные амбиции и желания. Психология примитива, волею кумовских движений вознесшегося во власть. Из скромного краевого пирога, выделяемого на медицину, районам и станицам доставались крохи. Довели до того, что, например, в Приморско-Ахтарском районе, вызвав «скорую», необходимо ждать машину из Тимашевска, своей подстанции в районе нет!
Что легче и доходнее: собрать подати со всех сельских больниц и клиник, фельдшерских пунктов или на миллиардных оборотах «центра»? На импортном «супероборудовании», поставляемом, скажем, из австрийской «дружественной фирмы»?
Напомнить (почему-то заглохшие?) дела о золотых томографах? Почти вся аппаратура, необходимая для сельской диагностики, сосредоточена в частных клиниках Краснодара. Это порождает безумное количество анализов, которые зачастую дублируют друг друга, выгребая деньги из пациентов.
Кто же получил неограниченную власть над здравоохранением, образованием, культурой, в которых сосредоточены интеллигенция, высокие интеллектуальные кадры? Не смейтесь, тот, у кого за плечами непрофильное образование.
Поражает вот что — от медиков ни одного, подчеркнем, ни одного доброго слова в адрес былых властителей.
Вот длинная цитата из той же «Живой Кубани»: «Разгоняя собственных специалистов либо создавая им условия, при которых они сами работать не могут и не хотят, власть создает мощное напряжение во врачебном сообществе. Вбухиваются миллиарды рублей в показушные объекты «медицины мирового уровня» с вертолетной площадкой. А у нас-то общее состояние медицины все еще на уровне 70-х годов. И вот кого-то (можно догадаться, кого именно) привезут на вертолете и спасут жизнь, но ценой сотен и тысяч других жизней. Жизней тех, кому нет возможности поставить правильный диагноз. Ценой усилий профессионалов удается как-то балансировать ситуацию. Но музыку заказывают не они. Не они определяют кадровую политику, да и всю стратегию здравоохранения на Кубани. Здесь царят волюнтаризм, вкусовщина, ущемленные амбиции типа «а почему ты меня не уважаешь?».
А ведь до чего дошло: суслики, как бы блогеры, доводили травлей врачей до суицида, давая диванные заключения о методах лечения, вбрасывая фейки в головы граждан. Да и сейчас агрессивный кубанский фейкомет, погрузивший свои насосы в выгребную яму, денно и нощно поливает Кубань. Степень цинизма и бесстыдства зашкаливают, в разгар пандемии фейки являются преступно опасными, недаром Госдума приняла закон об ответственности их распространение вплоть до уголовной. Играя на естественных эмоциях людей, испытывающих небывалые трудности в форс-мажорных обстоятельствах, ловят хайп, набирают дурно пахнущие очечки, осознанно пытаясь прервать самоизоляцию, тем самым ввергая людей в опасность заболеть, а людей с ослабленным иммунитетом и здоровьем прямо вогнать в гроб! Не понимают? Все понимают, но алчную жажду набить карманы и выплеснуть завистливую злобу даже это не останавливает.
Было бы полезно тем, кому по роду деятельности предписано заниматься информационной политикой, воспринять в качестве рекомендации недавнюю реплику Президента: «Мы заткнем поганый рот, который открывают некоторые деятели за бугром для того, чтобы достичь сиюминутных политических целей, мы заткнем его правдивой фундаментальной информацией».
Как-то Путин, говоря о Вооруженных силах, вдруг опустил голову и произнес слова извинения военным, говоря, что с тяжелым сердцем воспринимал в 90-е гонения на военнослужащих, их нищенское существование, травлю в олигархических средствах массовой информации. И стал делать все, чтобы поднять армию. И поднял.
Надо надеяться, власть сделает выводы из сегодняшней ситуации, отдаст должное медицинским работникам, вообще сфере здравоохранения, вернет на вершину статус врача, с его величайшей гуманной сущностью. Даст достойное материальное обеспечение и не позволит впредь измываться над ними.
Краевая власть уже пошла по этому пути. К концу 2020 г. зарплата врача составит 86 тыс. руб., а работников среднего звена — 43 тыс. руб. Принято решение о надбавке к зарплатам тем работникам, которые находятся в зоне риска. Врачи получат по 50 тысяч в месяц, средний медперсонал — по 25 тысяч, младший — 15 тысяч рублей. Отмечается, что доплату получат и врачи, фельдшеры скорой помощи, медработники, которые оказывают первичную помощь, подцепившим коронавирусную инфекцию.
Медики, вам — низкий поклон.
Молим Бога, но надеемся на вас!