Аргументы Недели Сахалин → Общество № 12 (706) 1–7 апреля 13+

Чем занимаются сахалинские ресурсные центры

, 09:13

Часть ли я гражданского общества или сторонний наблюдатель?
Третий сектор гражданского общества, некоммерческий (два других – государство и бизнес), в основном представлен организациями, которые оказывают помощь людям, заботятся о животных, занимаются другими социально значимыми вопросами. Способность населения к социальной самоорганизации – лакмусовая бумажка, демонстрирующая уровень его развития и правовой грамотности. Как обстоят дела с некоммерческим сектором в нашем регионе мы узнали у Илоны Волошиной, руководителя Ресурсного центра некоммерческих организаций в Сахалинской области.

Проблемы – одни на всех
Для чего создаются ресурсные центры?
Ресурсный центр некоммерческих организаций (РЦ НКО) один из проектов учебного центра «Активное образование». Его задача состоит в оказании помощи и развитии некоммерческих организаций Сахалинской области. Активное образование и раньше выполняло эту работу. Поскольку я была членом общественной палаты области в течение трёх созывов подряд, и, бывая в районах, видела – некоммерческий сектор абсолютно неразвит, люди не понимают ни как зарегистрировать юридическое лицо, ни куда обратиться за финансовой поддержкой. Этому мы в меру своих сил и обучали. Но сегодня назрела необходимость открытия филиалов ресурсного центра в районах.
В прошлом году наш ресурсный центр попал в программу обучения владивостокского Центра развития некоммерческих объединений (АНО ДПО и К «Развитие»). В рамках грантовой поддержки (Президентского гранта) Центр проводит обучение для регионов Дальнего Востока. Занятия были посвящены развитию местных сообществ и ресурсных центров, организации филиалов ресурсных центров на местах. Это достаточно обширная и новая для нас тема. И чем больше в неё углубляешься, тем больше осознаёшь, что мы ничего не знаем об этой сфере деятельности, что в Сахалинской области в зачаточном состоянии любая гражданская активность, что никто не занимается некоммерческим сектором. В рамках обучения был проведён конкурс и из 20 ранее отобранных ресурсных центров были выделены пять для поездки на стажировку в Новосибирск: Сахалин, Якутия, Хабаровский край, Камчатка и Забайкальский край.
Новосибирск – это город с хорошо развитым некоммерческим сектором, где действуют «монстры» некоммерческие организации, работающие ещё с 1998 года, имеющие завидный опыт, достойный для изучения и применения в других регионах. Но наш островной регион, к сожалению, имеет ряд ограничений для распространения чужой успешной практики: географическое расположение и закоснелое мировоззрение людей.
Что из себя представляла стажировка?
Стажировка заняла пять дней: мы посетили ресурсные центры Новосибирска, а также крупные некоммерческие организации, которые работают с незащищенными слоями населения. Перед стажировкой у нас интересовались, какого опыта нам не хватает. А поскольку УЦ «Активное образование» руководит Центром трудоустройства молодых инвалидов, то нам особенно хотелось посетить подобное заведение, работающее с ребятами инвалидами.
Так мы оказались в действующем с 2002 года центре, собравшем на своей территории слабослышащих, слабовидящих и тотально глухих ребят (в отличие от нашей типографии большинство подопечных новосибирского центра – с сохранённым интеллектом, но это тоже очень сложный контингент). У них, как и у нас, предусмотрено пересечение мини производства (керамическая мастерская) и досуговой деятельности. При ближайшем знакомстве оказалось, что проблемы, вне зависимости от места нахождения, у всех одинаковые. Когда мы открывали свой центр трудоустройства, то считали себя первооткрывателями! Но люди работают подобным образом давно, ясно понимают, как следует организовать процесс. К ним, задействованным в этой сфере специалистам, закономерно возникает вопрос: как вы здесь оказались? Руководитель организации рассказала, что когда работала в школе и среди ее учеников появился глухой ребёнок, она поняла, что это – те дети, с которыми она должна быть рядом всю жизнь. Сегодня в открытом ею центре уже 108 ребят.
Чему новому мы научились? И у нас, и у них есть производство. Следовательно, есть проблема сбыта. Научиться продавать продукцию на ярмарках важно, но этого мало. Они создали свой интернет-магазин, эффективность которого не столь велика, но который уже собирает заявки на 10% от общих продаж.


Шаги в самостоятельную жизнь
Обнаружили ли вы в ходе стажировки что-то ещё совершенно для себя новое?
Ещё один интересный проект новосибирского центра – «сопровождаемое проживание». Ребят инвалидов учат самостоятельно жить в нашем мире. Несколько квартир, в которых находятся старшие наставники, используются для приобретения подопечными умения вести свободный и независимый образ жизни (ходить в магазин, вести бюджет, готовить еду, содержать в чистоте дом, одежду и т.д.). Для ребят с ограничениями всё это может представлять серьезную проблему, а родители, опекуны – не вечные и тоже понимают, что ребёнок должен научиться обслуживать себя сам. В зависимости от готовности ребят им может быть предложено либо дневное пребывание, либо круглосуточное. Услуга эта очень востребована, в планах центра приобретение ещё одной квартиры. Поскольку инициатива поддержана министерством соцзащиты на уровне Новосибирской области, многие затраты проекта окупаются (зарплаты наставников, аренда, приобретение оборудования и мебели для квартир). Востребованность в подобных услугах есть везде, есть она и у нас. Изучив практику, воспользовавшись помощью и советами, мы тоже в ближайшем будущем внедрим эту практику для сахалинских ребят инвалидов.

Тандем с властью
Вернёмся к разговору о ресурсных центрах на Сахалине.
В районах некоммерческий сектор не развит. И сам по себе он не разовьется, этому нужно активно способствовать. Продолжать делать это на старый лад: приехали, провели семинар, уехали недостаточно эффективно. Нужно открывать филиалы РЦ НКО в районах. Поскольку мы рассчитываем только на свои доходы, пока принято решение об открытии филиалов в трёх муниципальных округах: Анивском, Холмском и Долинском. Кроме того, не так давно к нам обратился депутат Южно-Курильского городского округа и предложил зайти со своим проектом на Южные Курилы. Нам обещана необходимая помощь, так что, если все сложится, это будет уже четвертый филиал.
На стажировке нам объяснили, что выбирая районы для открытия филиалов ресурсных центров, нужно искать поддержки местного административного ресурса. Заинтересованная в развитии некоммерческого сектора администрация должна помочь с выделением помещения (на безвозмездной основе или с возможностью компенсировать затраты), помочь наладить работу с уже имеющимися организациями (обществами инвалидов, обществами пенсионеров). Первые встречи с населением тоже должны быть организованы совместно с администрацией. Это новый для нас подход к работе на местах. Раньше мы считали, что органы власти – сами по себе, мы – сами по себе. Более того, оказывается, существуют специальные технологии работы с муниципалитетами, способствующие быстрому налаживанию контактов и взаимопонимания. Задача перед нами одна – развитие местного сообщества. Без объединения административного ресурса и общественной инициативы это невозможно. К сожалению, есть мэры, которые не считают помощь самоорганизации населения своей задачей. Им кажется, что мы явились пошатнуть их авторитет. Между тем успешная совместная работа только укрепит позиции любого мэра.
Мы узнали об эффективных технологиях работы с населением, которое повсеместно находится в депрессивном, безыинициативном состоянии. Люди не верят власти, но не верят и в свои силы. Усталость, апатия, вселенская тоска – тяжело преодолимые препятствия при первичном общении с населением глубинки. Обидно за область, когда сторонние люди вопрошают: «Почему у вас этого нет, то не работает? Ваш же бюджет позволяет!» Я не знаю, что ответить…
Простой вопрос, как собрать людей на разговор? Можно просто привезти в деревню хорошее кино и показать его в клубе (в который никто не ходит). А потом – дать людям самим проговорить, чего им хочется, что им нужно. Не надо заходить в район со своими сверхидеями, нужно понять, чего желает население, какие проблемы их беспокоят. А мы раньше именно так и приступали к делу: кофебрейки, образовательные семинары… Люди от этого уже устали. Собирать людей нужно как минимум двумя возрастными группами, чтобы без помех, откровенно поговорить и с молодежью, и с людьми опытными. Тогда удастся увидеть объективный срез потребностей и запросов всего общества.
Ещё мы узнали о такой технологии «Одобрено старшим поколением». Суть ее в следующем. Пожилые люди на волонтерских основах ходят и проверяют все учреждения и организации, которые они посещают в обычной жизни: больницы, библиотеки, магазины, киоски и т.д. Всё, что затрудняет существование людей такого возраста (узкий проём, скользкое покрытие, высокая ступенька, отсутствие поручня), доносится в виде пожеланий до руководства. Если пожеланиям идут навстречу (что обычно большого труда не составляет), на вход заведения водружается красивый лейбл «Одобрено старшим поколением», что-то вроде знака качества. Предприниматели, заинтересованные в расположении людей, охотно включаются в акцию. Пенсионеры заняты делом, ощущают свою значимость и нужность, их начинают приглашать для проведения «независимой экспертизы». Всё это создаёт то оживление, которого очень не хватает в нашем обществе.
В центральных регионах России сегодня популярно движение, когда люди старшего возраста помогают друг другу. Фестивали «Нужные люди» выявляют, привлекают к полезной деятельности желающих помочь своим пожилым сверстникам. Более активные и «продвинутые» ведут за собой, подают пример или деятельно сочувствуют тем, кто в этом нуждается. Благодарить таких активистов важно, хотя бы на словах показывая, что они попрежнему ценны для общества.

Если взяться за дело с толком…
Как теперь вы продолжите работу с ресурсным центром?
Составим планы развития филиалов, планы работы, куда обязательно войдут акции, связанные с людьми старшего возраста. Потому что наш остров «старый» населён большим количеством пенсионеров.
Четкий план действий необходим для продуктивной беседы с мэром, для того чтобы показать администрации муниципалитета, как мы себе представляем развитие местных сообществ.
Что необходимо для создания некоммерческой организации? Некая активность между людьми, которые хотят приносить пользу. Только обнаружив активных граждан, начинающих что-то реализовывать у себя в районе, мы начинаем рассказывать о возможности регистрации своей некоммерческой организации, учить писать грантовые проекты и получать грантовую поддержку (что может быть осуществлено во всех без исключения районах области). Далее мы замахиваемся на получение регионального гранта (а это уже сумма не до 100, а до 700 тысяч рублей). Следующий шаг – президентский грант (до 10 миллионов).
Задача в том, чтобы расшевелить население, понять, кто из них активен, предприимчив, чем хочет заниматься. Получать финансирование можно не только разово (благодаря грантам). Волонтерство хорошо само по себе, но не длится долго. Поэтому, чтобы организация уверенно стояла на ногах, необходимо регулярное финансирование, тогда и дела становятся масштабнее. Решение проблемы существует. Если ваша деятельность представляет собой социальные услуги, вы встаёте в реестр поставщиков социальных услуг и получаете финансирование от государства. Если деятельность связана со здравоохранением либо со спортом – для вас тоже существуют программы субсидирования, соответствующие реестры. И это, повторюсь, в отличие от грантовой помощи, регулярное финансирование!
Действует указ президента о том, что общественно полезные услуги (любительский спорт, социальные услуги, культура, образование) в районах должны быть переданы некоммерческому сектору, и 10% бюджета должны предназначаться ему. Но передавать-то некому! Некоммерческого сектора в районах нет. И муниципалитет не знает, как выходить из ситуации. Поэтому наши задачи и задачи местной администрации совпадают.
При этом на жизнь нужно смотреть реально. Создание сильной некоммерческой организации занимает не полгода. Подать в минюст документы недостаточно. Людей нужно сплотить, пройти вместе с ними путь становления организации, избежав всех возможных ошибок. После проведения первого мероприятия становится понятно, кто здесь может стать лидером, хорошим организатором, генератором идей.
Во всех регионах, которые были отобраны для прохождения стажировки в Новосибирске, уже действуют сети ресурсных центров (головной и его филиалы во всех районах субъекта Федерации). Акции, проводимые в головном офисе, расходятся дальше по всему региону, что делает акцию масштабнее, значимее для всех ее участников. Например, «День ангела» сбор подарков для ребят в детских домах, становится событием областного уровня, вовлекает больше людей в разрешение общих социальных проблем. До сих пор многие считают, что это не их задача – разбираться с социальными трудностями посторонних людей, это ответственность государства. Но такие взгляды не могут главенствовать в развитом гражданском обществе, а именно о нем все мечтают. Когда мы только начинали свою работу по развитию некоммерческого сектора в районах, в акциях принимало участие очень небольшое количество людей. Но год от года проект набирал обороты, все больше людей включалось в эту активность.
В Новосибирске на опыте Польши нам продемонстрировали развитие филиалов ресурсного центра. Сначала нужно осознать, чем наполнить вновь созданный филиал в конкретном селе, деревне. Его помещение предназначено не для того, чтобы там заседал представитель РЦ НКО, а для того, чтобы организованные группы людей могли туда прийти и поговорить, сформулировать свои задачи, обсудить план действий. У каждого здесь есть своё место, свой ящичек, где хранится необходимое для работы: от карандаша до документов. В открытых боксах постепенно будет собрано всё, что может понадобиться для общественной деятельности: посуда, книги, игрушки для детей… Помещение должно привлекать новых людей, которые придут поговорить, рассказать о своих проблемах. Кому-то можно помочь сразу, напрямую.

Совместными усилиями
А помимо иностранного опыта, есть примеры успешной работы РЦ?
На стажировке в Новосибирске коллеги из Якутии поделились такой историей. Развивая местные сообщества в удалённых районах, в районах вечной мерзлоты, они объединили в один комитет РЦ, правительство республики, министерство соцзащиты и муниципалитет. Проехав по депрессивной деревне, где уже не было ни садика, ни досуговой деятельности, комиссия зашла в каждый дом, провела опрос и в результате выявили 60 семей, находящихся в практически безнадёжном состоянии (алкоголизм, брошенные на произвол дети, отсутствие работы и т.д.). Для каждой семьи была разработана программа поддержки, включающая психологическую и медицинскую помощь, финансовую поддержку неработающих и т.п. Затем в течение трех месяцев выполнение этих индивидуальных программ отслеживалось руководством муниципалитета (два раза в неделю посещалась каждая семья и оценивалось выполнение рекомендаций программы поддержки). В результате все 60 семей (состоящие не из двух человек, а включающие несколько поколений ближайших родственников) вышли из кризиса. Потому что руководство республики поставило задачу – работать с этими удаленными деревнями, и люди ощутили заботу и внимание к своим проблемам. Сейчас в этот населенный пункт заведено инициативное бюджетирование, построен садик, зарегистрировано четыре некоммерческие организации, жители оборудовали в заброшенном ангаре свой исторический минимузей, активисты пишут грант для финансирования работ по возвращению высохшего озера. Работники ресурсного центра признались, что за эти два года уже немного устали от такого всплеска активности. Зато население живет полноценной жизнью, само ею руководит или по крайней мере на неё влияет.
Когда узнаешь о таких метаморфозах, то понимаешь, что всегда можно что-то изменить. И ничего невероятно сложного в этом нет. Главное – желание.
Почему один из наших филиалов мы собираемся открыть в Аниве? Потому что у нас тоже есть небольшой положительный опыт подобной работы в Таранае. В прошлом году мы приехали туда с задачей развития местных сообществ. В центре села у учебного центра «Активное образование» куплено помещение для оказания услуг дополнительного образования, но зайти в Таранай только как бизнес мы не хотели. Если ожидаешь, что местные жители будут работать вместе с тобой, нужно им тоже что-то дать. Мы собрали население, поговорили. Первое с их стороны пожелание – реконструкция центральной площади, вокруг которой расположены школа, корт, детсад, клуб. На вопрос, почему жители не использовали возможности инициативного бюджетирования, они ответили: «Пять лет пишем, все бессмысленно, результата нет». В анивской администрации выяснилось, что до людей даже не донесли, что в инициативном бюджетировании участвуют три стороны: правительство области, бизнес, работающий в вашем посёлке, и сами жители. В этой сумме должно быть три слагаемых, три бюджета. Мы опять возвращаемся в Таранай, собираем людей, восполняем информационный пробел. В итоге жители, первый раз в истории Тараная, собрали 30 тысяч рублей, мы выделили 450 тысяч рублей, 3,5 миллиона в проект вкладывает область, этим летом начнутся работы по восстановлению центральной площади. То есть при наличии заинтересованного бизнеса и населения областной бюджет готов финансировать проекты на местах. Я считаю, это правильная установка правительства, потому что когда человек сам вкладывает в дело свои три рубля, он начинает подругому относиться к результату, а если что-то получает совершенно бесплатно, то особо не ценит полученное…
Второй вопрос, который удалось решить вместе с населением Тараная, заключался вот в чём. Раньше на таранайском побережье был стадион, и сегодня жителям его не хватает (несмотря на наличие большого стадиона в центре села). Они жаловались, что стадион запущен, захламлён, зарос, для его ремонта денег нет. Зная о сахалинской программе поддержки сельских местностей, мы подали документы и выиграли 500 тысяч. Итак, все что нужно было сделать (и в этом вся суть развития местных сообществ), это поговорить с населением и вовлечь людей в им же самим необходимую деятельность. Готовы помогать строительству стадиона, а потом поддерживать его в порядке? Готовы ухаживать за посаженными цветами? Жители посёлка готовность охотно подтвердили.
Пусть медленно, потому что не хватало опыта, но нам удалось решить некоторые проблемы. Теперь, получив новые знания и технологии, мы продолжим развитие ресурсных центров на наших островах.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram