Вниманию читателя предлагается рейтинг законодателей от Самарской области. Рейтинг является частью масштабного исследования, и ранее в статье «Рейтинг лоббистской эффективности законодателей 2019» уже были опубликованы многочисленные результаты и подробная методология исследования.
Лоббистская эффективность рассматривается как способность законодателей к продвижению законопроектов через федеральный парламент. В зависимости от того, как много законопроектов было инициировано с участием депутата или сенатора, и как много законопроектов в итоге превратилось в законы, подписанные президентом, оценивалась лоббистская результативность парламентария, как субъекта законодательной инициативы. Разумеется, что деятельность народных избранников не может рассматриваться исключительно через призму величины числа одобренных парламентом законопроектов, но, тем не менее, сухие и объективные цифры наглядно демонстрируют важный аспект профессиональной деятельности депутатов и сенаторов, а также какой лоббистской эффективностью наделен каждый из парламентариев.
Данные о законотворческой активности и принадлежности депутатов и сенаторов к тому или иному региону взяты с официальных сайтов Государственной Думы и Совета Федерации. Исследователями были подсчитаны законодательные инициативы, внесенные в Государственную Думу в период действия VII созыва (до 16 сентября 2019 года). Разделение депутатов и сенаторов на группы «активных», «пассивных», «плодовитых», «стопудовых», «вне конкурса», «суетливых», «ленивых», «холостых», «пустопорожних» и «разовых» было произведено условно, с долей иронии, чтобы облегчить восприятие результатов сложного исследования.
Руководитель исследовательской группы ИД «Аргументы недели» – Ирина Толмачёва, психолог, политолог, автор бестселлера «Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью», организатор дискуссий, посвященных вопросам взаимодействия власти, бизнеса и общества, в рамках Московского Экономического Форума.
Самарская область
Интересы Самарской области в федеральном парламенте представляют двенадцать депутатов от трех фракций и один сенатор, который уже длительное время наделен полномочиями и имел много возможностей показать себя в деле. Сенатор Фарит Мухаметшин и депутат Александр Хинштейн исключены из исследования, так как были наделены полномочиями только в 2018 году и еще не успели развернуть законодательную активность в полной мере. Фракция ЛДПР не имеет своего представителя в Самарской области. Законодатели с высокой лоббистской эффективностью составляют внушительную группу «стопудовых» и «плодовитых» депутатов исключительно из фракции «Единая Россия». Среди «стопудовых» четыре депутата – Владимир Шаманов, Виктор Казаков, Игорь Станкевич и Евгений Серпер, как и среди «плодовитых» четыре парламентария – Марина Беспалова, Владимир Гутенев, Леонид Симановский и Роман Романенко. Законодатели с высокой лоббистской эффективностью значительно превосходят как в численности, так и в весе группу парламентариев с низкой лоббистской эффективностью, которую формируют «суетливый» депутат Валерий Гартунг из фракции «Справедливая Россия», «пассивные» депутаты Леонид Калашников из фракции КПРФ и Григорий Балыхин из фракции «Единая Россия», «ленивый» депутат Владимир Бокк из фракции «Единая Россия» и «разовый» сенатор Сергей Мамедов.
«Стопудовые» – все или почти все законопроекты с их участием подписываются президентом. Обладают высокой лоббистской эффективностью.
«Плодовитые» – вносят на рассмотрение много законопроектов, и большая часть из них подписывается президентом. Обладают высокой лоббистской эффективностью.
«Суетливые» – вносят на рассмотрение много законопроектов, и большая часть из них снимается с рассмотрения. Обладают низкой лоббистской эффективностью.
«Пассивные» – вносят на рассмотрение малое число законопроектов. Обладают низкой лоббистской эффективностью.
«Ленивые» – вносят на рассмотрение мало законопроектов, и большая часть из них снимается с рассмотрения. Обладают низкой лоббистской эффективностью.
«Разовые» – вносят на рассмотрение несколько законопроектов, которые подписываются президентом. Обладают низкой лоббистской эффективностью.