> Без перца и лимонов - Аргументы Недели Иркутск

//Общество

Без перца и лимонов

№  () от 11 февраля 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Санжиева ]

Несколько дней назад в «Слате» на улице Лермонтова покупатели не нашли привычных крупных лимонов из Китая. Вместо них появились маленькие из Узбекистана. Жители Иркутска-2 обратили внимание, что с прилавков супермаркета исчез болгарский перец. И вот уже около двух недель в магазинах города довольно скудный ассортимент яблок. Мы решили выяснить — с чем связано исчезновение овощей и фруктов, не подскочат ли из-за этого цены на них, не возникнет ли дефицита продуктов в наших магазинах.

Несмотря на вспышку коронавируса в Китае, Минсельхоз РФ не собирается вводить ограничения на импорт продуктов из Китая. Об этом заявил замминистра сельского хозяйства России Максим Увайдов. Он также подчеркнул, что информации о передаче заболевания через продукты питания нет. Однако некоторые ритейлеры в России объявили о приостановке поставок товаров из Поднебесной из-за эпидемии и усложнения логистики. Последствия такого решения уже ощутили жители Дальнего Востока. Во Владивостоке после закрытия границы с Китаем цены на овощи резко подскочили. В некоторых гипермаркетах цена на помидоры из КНР, стоившие 160-190 рублей за килограмм, взлетела до 370 рублей. Огурцы тоже подорожали — их продают 350 рублей за килограмм.

По словам директора одной из крупных торговых сетей «Реми» во Владивостоке Дмитрия Сулеева, причина высоких цен на овощи — вспышка коронавируса в Китае и закрытие границы. Он также отметил, что китайские овощи всегда были дешевые, но на данный момент их запасы распроданы.

Вот как прокомментировали ситуацию в Россельхознадзоре по Иркутской области.

— По растительной продукции, поставляемой из Китая, у нас были ограничения, но они не связаны с эпидемией коронавируса, — рассказывает Елена Васильева, заместитель начальника отдела карантина растений по Иркутской области и Бурятии. — На картофеле и листьях салата выявили карантинные объекты (насекомые, к примеру, муха-горбатка или трипс). Они безопасны для человека, но вредны для растений. Такие мошки наносят прежде всего экономический ущерб. Ведь пораженные растения и корнеплоды теряют товарный вид, да и срок хранения у них гораздо меньше. Если купите зараженную картошку, она быстро начнет гнить. Кроме того, в январе был ограничен ввоз цитрусовых в Россию из Китая. На них также были обнаружены карантинные объекты.

Мы связались и с руководством нескольких крупных торговых сетей в Иркутске. Оказалось, не все они зависят от китайских поставщиков. Заместитель директора гипермаркета «Окей» в Иркутске Александр Мордов пояснил:

— Наш головной офис находится в Москве, так что поставками мы не занимаемся. Только принимаем товар и оформляем заявки. Овощи и фрукты прибывают к нам в основном из России, Белоруссии, Израиля, стран Южной Африки. Мы реализуем огурцы из России, кабачки из Турции, апельсины из Египта, авокадо из Израиля, грейпфруты из Южной Африки и т.д. Как видите, на наших прилавках нет китайской продукции. Так что эпидемия коронавируса никак не отразится на нашем ассортименте и ценах в нашем гипермаркете.

Сотрудники пресс-центра гипермаркета «Лента» заявили, что не испытывают сегодня никаких трудностей. Доля импорта из Китая в «Ленте» невелика, в основном это непродовольственные товары и продукты с длительным сроком хранения.

Иначе обстоят дела в «Слате», где большую долю овощей и фруктов привозят именно из Поднебесной. Представители торговой сети подтвердили: нарушение поставок из КНР есть. И это связано с тем, что граница, по предварительной информации, перекрыта из-за коронавируса до 1 марта 2020 года. Запасов на местном рынке практически не осталось, ведь российско-китайская граница из-за Восточного нового года была перекрыта еще с 25 января. Весь товар, поступивший в Иркутск до этой даты, сегодня почти распродан.

Грозит ли Иркутску дефицит овощей и фруктов? Повысятся ли цены? Специалисты «Слаты» говорят о том, что возможна нехватка доступных по цене овощей и фруктов, так как на многие продукты из КНР, им сложно найти альтернативу. Причина — в удаленности нашего региона.

Практически полностью с рынка могут исчезнуть дешевые кабачки, баклажаны, перцы, пока не появится отечественный аналог. Также не будет китайских цитрусовых: лимона, мандарина, помело. Это связано с запретом ввоза цитрусовых от 6 января этого года. Закупать мандарины и лимоны торговая сеть начала в Египте, Турции, Пакистане, Марокко. Поэтому эти фрукты будут в изобилии. А вот помело закупали только в Китае, и альтернативных поставщиков нет. Перец «болгарский» можно привезти из Ирана, но это очень нежный товар и длительная перевозка может сказаться на его качестве.

Из-за того, что граница с Китаем закрыта, на прилавках Дальнего Востока уже образовался дефицит товара, что повлекло за собой высокий спрос и повышение закупочных цен в целом на рынке фруктов и овощей. В связи с этим можно ожидать дефицит огурцов, овощей «борщевой» группы (свекла, морковь, картофель, капуста), баклажанов, груш и яблок. Ряд позиций (овощей, фруктов) будут поставляться из Узбекистана, РФ, Белоруссии и других стран, в связи с этим возможно изменение цены закупа.

По мнению специалистов ТС «Слата», все эти факторы повлияют на розничные цены, но, насколько повысится стоимость продуктов и как это в целом отразится на продовольственном рынке Иркутска, спрогнозировать довольно сложно.

Доцент, кандидат экономических Светлана Гуревич считает, что рост цен в иркутских магазинах на овощи и фрукты будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от того, как быстро сети найдут новых поставщиков, чтобы восполнить дефицит китайских продуктов. Во-вторых, насколько будут честны ритейлеры, которые всегда смогут найти оправдания для повышения цен. В-третьих, каковы будут аппетиты у поставщиков. Есть и объективные моменты. Например, если везти продукцию из других стран, даже из центральной России, то транспортные расходы увеличатся, что повлечет и закономерный рост стоимости товара.

Как быстро стабилизуются цены после снятия карантина и открытия границы? Это зависит от состояния китайского сельского хозяйства. Если накопятся излишки фруктов и овощей, их надо будет распродать побыстрее, следовательно, цены упадут. Если же производство в этот период пойдет на спад, то рассчитывать на массу дешевых овощей и фруктов еще не придется некоторое время. Экономист уверена: чтобы такие катаклизмы не били по кошельку покупателей, нужно развивать местное тепличное хозяйство. И если такое производство поставить на поток, минимизировать издержки, то у иркутян всегда будут свежие и недорогие овощи.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте