> СВО: за 3000 лет народы русской равнины мало изменились - Аргументы Недели

//История 13+

СВО: за 3000 лет народы русской равнины мало изменились

26 декабря 2024, 12:54 [«Аргументы Недели», Олег Грищенко ]

Прошли сотни лет, тысячелетия, а прямые потомки скифов и сарматов живут и воюют всё по тем же, изначальным древним правилам.  И потому смертельной ошибкой сарматов-украинцев было начать большую войну со скифами-русами, которая в силу традиции была изначально обречена на неудачу. 

В своих работах по истории, а также в различных предыдущих статьях в АН, я приводил многочисленные древние источники, согласно которым скифы, древнейший народ мира, населявший большую часть Евразии, является прямым предком русских (русов); а все народы, живущие рядом со скифами, являлись сарматами. Причём возникновение сарматских племён – это результат смешения тех же скифов с иными народами, ранее обитавшими у границ скифских земель.

Собственно, поэтому племена сарматов как этносы оформились намного позднее, чем скифский народ. Первые упоминания сарматов у древних авторов датируются 5 веком до н.э., а о скифах говорилось ещё в самых древних европейских письменных источниках – 9 века до н.э.      

Из сарматов древней Руси наиболее известны племена печенегов и родственных им половцев. Поляки до сих пор считают себя потомками сарматов. Сарматами являются и пришедшие на запад Европы предки болгар (в середине 7 века) и венгров (конец 9 века). Во времена так называемой «Воротыни», когда у самых южных границ Руси – от Дуная до Азовских степей существовала малонаселённая полоса земель с преимущественно кочевыми племенами, начали формироваться казачьи племенные группы, тоже обладающие признаками сарматских народов. И, конечно, сарматским является украинский этнос – это, пожалуй, наиболее молодой сарматский народ, отделившийся от скифского (русского) примерно в 14 веке во времена формирования так называемой «Галичины» – группы западнорусских племён, попавших под латинское влияние. Возможно, и именование это (в т.ч. города Галич) появилось именно от слова «Галлия» (субъекта католического влияния на западнославянские народы), так как центр латинской веры в то время находился не в Риме, а в Авиньоне – во Франции, т.е. в «Галлии».

Каковы же коренные отличия скифов и сарматов, позволяющие и ныне жёстко отличать их друг от друга? Главное отличие – это конечно, жестокость и, часто беспринципность сарматов в отличие от скифов, всегда живших и воевавших по законам чести и милосердия. Изначально, в сарматских набегах жестокость, не имевшая сдерживающих факторов, была действенным инструментом, чтобы запугать, лишить воли к сопротивлению, вынудить отдать грабителям всё ценное. Но со временем, этот «рабочий» принцип превратился в обычай, правило жизни сарматов.

Примером здесь можно привести происшедшую в 9 веке бойню в Тевтобургском лесу, где германцы (также потомки сарматов), преследовавшие римский легион, одержав победу, затем подвергли римлян страшным пыткам, а также вырезали всех до единого многочисленных гражданских, сопровождавших римские войска. А если вспомнить восстание в Варшаве 1794 года против русских, то тогда поляки не только убили прямо в церкви около 400 прибывших на моление безоружных солдат Киевского гренадерского полка, но затем, по свидетельству русского писателя-декабриста Александра Бестужева-Марлинского, умертвили по всему городу «тысячи гражданских русских».   И до сих пор среди потомков сарматов, составивших народы Южной Азии и Ближнего Востока считается нормальным нарушать слово, данное чужакам, брать заложников, вырезать целые семьи, не щадя ни женщин, ни детей.

Так как сарматы – это изначально, пограничные скифам племена, их сплочение перед лицом постоянной опасности, которая может прийти с чужих территорий, естественным образом приводило к обособлению, и, как следствие, к возникновению общей идеи отдельности. Чему способствовал и естественный процесс смешения с соседними нескифскими племенами.

Скифы же, испокон веков населявшие свои огромные территории, в отличие от сарматов, всегда ощущали общее единство. Фактически, это была (и есть в виде России) вечная империя, только не всегда имевшая имперские ритуалы.

Скифы сильны единством – это сплочение всегда обеспечивалось законами чести, благородства, справедливости. Исследователям хорошо известно, что скифы отвергали стяжательство, гордыню и не допускали несправедливость даже со стороны своих царей, некоторые из которых за злоупотребления поплатились жизнью. Но справедливый царь имел всеобщую поддержку скифов.

У сарматов же приказы верховных вождей племена имели право не выполнять. В качестве примера здесь можно привести тех же поляков, где Сейм, согласно принципу «либерум вето» («Свободное вето»), не мог принять решение даже при  наличии одного голоса против.    

Указанные разные принципы организации социума привели и к возникновению разных воинских традиций. Скифы чаще всего вели большие войны, собирая для этого единое войско, покоряя народы – и удовлетворяясь данью. Сарматы же в больших войнах участвовали только как наёмники, но чаще всего совершали набеги, чтобы провести тотальное ограбление подвергшихся нападению земель, а потом уйти с большой добычей. Также сарматы всегда старались использовать свое граничное расположение, чтобы обирать идущие по их территории купеческие обозы. Во всех действиях сарматов главенствует мотив выгоды – устоявшийся веками вследствие изначально набегового типа их основных доходов. Так жили венгры, выбрав для проживания территории рядом с карпатскими перевалами, так делал древние болгары, прибывшие с Волги и поселившиеся на границе Византии, а поляков русские всегда звали «ляхи» именно за «кормление» со шляхов – больших дорог.    

В силу своей «специализации», несмотря на родство со скифами, сарматы порой ходили в набеги и на них.

В силу «набегового» образа жизни и соответствовавших жизненных правил, порядок ведения военных действий и манера боя, соответственно у скифов и сарматов были разные. Скифы, имевшие огромные территории, в войнах с более сильным войском не гнушались долгого маневренного отступления с целью измотать противника, дожидаясь удобного момента для контрудара. Сарматы же долгих войн чурались, предпочитая сразу выходить из невыгодного боя. Но если дело доходило до схваток, они всегда сражались стойко.

Главным мотивом сармата в бою было показать себя, выделиться (лучшие воины получали большую долю добычи), а для скифов главным мотивом было обеспечение общей победы. У скифов личная скромность, даже у героев, считалась добродетелью.

Ну и, наконец, разница в «философии» отражалась в хозяйственной деятельности скифов и сарматов. Хозяйство скифов было организовано системно и включало все возможности добывать «хлеб насущный» в пределах своих царств. Поэтому у них были развиты не только скотоводство и сельское хозяйство, но и ремёсла и искусство. Сарматы же, предпочитавшие заниматься набегами за добычей или заключать временные военные договора, не особенно заботились о том, чтобы развивать своё хозяйство. Древние историки писали, что у сарматов не было даже кузнечного дела, а оружие они, как правило, покупали у скифов.

Все эти разные жизненные уклады и воинские обычаи унаследовали современные скифы и сарматы. И на это раз – с 2022 года – сарматы украинцы, «цари» и «элита» которых были наняты для большого набега на Русь, вооружаются чужим оружием, снабжаются и получают вознаграждение. Сарматы-украинцы стойки в бою, но их «наступы» имеют вид всё тех же незамысловатых накатов, эффективных лишь для грабительских, жестоких набегов. Потому действия их войск довольно прямолинейны, без полководческих изысков; а отношение украинцев к пленным солдатам и местным жителям по степени жестокости мало отличаются от действий германцев в Тевтобургском лесу. Точно также, как и предводители древних сарматов, вожди и военачальники украинцев не держат слова и не выполняют договорных обязательств, и точно также кичливы украинские бойцы, всегда стараясь хорошо приврать, если вдруг удаётся иметь хоть какой-то воинский успех.     

А потомки скифов – русские – воюют в точности как их далёкие предки: стойко, самоотверженно, и при этом умело, всегда соизмеряя действия и имеющиеся возможности. Стратегия новых скифов всё также включает даже маневренное отступление, как это было, например, в 513 году до н.э. во время знаменитого похода Дария I на скифов, или во время французского вторжения 1812 года, когда за манеру боя Наполеон прямо назвал русских «скифами». И точно также, как прежде, русские чётко соблюдают правило ведения войн, проявляя даже большую гуманность, чем заслужили их противники.    

Никогда в своей истории скифы не проигрывали больших войн, потому что их единство было всемерным, ресурсы огромными, территории бесконечными. Многие народы Европы и Азии, пытавшиеся их победить, получали такие удары, что теряли всю свою силу и уже больше никогда не претендовали на лавры завоевателей. Такова же участь ждёт тех бездумных вождей Украины, которые вовлекли Россию в войну. Исход этой схватки – предстоящая большая победа русских – была очевидна с самого начала. Это будет очередным уроком для всех, кто в безумии своём забыл уроки прошлого, в то числе сарматам, всегда слабым в отношении скифов, не стоило грозить оружием Великой Скифии – России!            

             

ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:

• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.

• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.

• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в период: 9 век до н.э. – 9 век н.э.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте