> Прощай, «Ту», прощай, «Ил»? - Аргументы Недели

//Общество 13+

Прощай, «Ту», прощай, «Ил»?

№  () от 21 января 2020 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Покрашенный Ил-114-300, построенный в начале 1990-х. Кадр Youtube

Объединённая авиационная корпорация (ОАК) собирается заняться очередной реформацией. Ребрендинг по сценарию главы ОАК Юрия Слюсаря и компании! Его и коллег-менеджеров с гуманитарным взглядом на жизнь и «потрясающе глубокими» знаниями в авиастроении, аэродинамике, авиатехнологиях уже не устраивают самолёты под маркой «Ту», «Ил», «Як». Давайте, например, всех подстрижём под одну гребёнку – и вместо привычных «Илюш» и «Туполей», заодно и изрядно скомпрометировавшего себя «Сухого Суперджета» появится очередной МС, СВТС, ЛВТС, ПАК ФА, ПАК ДА? Гениальные умы под руководством музыкального продюсера не придумали ничего иного, чтобы стереть всё, что было.

Ребрендинг во имя ребрендинга

Принципиально важно помнить одно – сначала в авиации имя генерального конструктора было ещё и определённой гарантией качества. Это стало и наградой для главных конструкторов, и наложило на создателей авиатехники колоссальную ответственность. Но, скажете вы, гордость страны, стратегический ракетоносец Ту‑160 создал главный конструктор Валентин Иванович Близнюк. Не Туполев! Самолёт носит имя «Туполев», а не «Близнюк», потому что сегодня это уже известный всему миру бренд. Военно-воздушные силы дали техническое задание, и в ОКБ сделали самолёт на пределе технологий конца прошлого века. К слову, сейчас фирма «Туполев», Казанский авиазавод и сонм предприятий-кооператоров чудовищными усилиями пытаются воссоздать шедевр из прошлого века – видимо, тогда у нас с технологиями было лучше. Ту-160 ни в коем случае не устарел – круче по сей день в мире никто ничего не сделал. Валентин Близнюк ушёл из жизни перед самым Новым годом, 30 декабря. Он остался в памяти всех авиаторов гениальным авиаконструктором. Его имя присвоено одному из строевых ракетоносцев Ту-160. То же можно сказать о создателе первого в стране широкофюзеляжного авиалайнера Ил-86, дальнемагистрального Ил-96-300 и тяжёлого военно-транспортного Ил-76 Генрихе Васильевиче Новожилове – генеральный конструктор творил на фирме «Ильюшин» и категорически отказался от названия этих самолётов по своей фамилии. Пока летают «Илы», «Ту», «Яки», «Су», «МиГи» – есть ощущение преемственности конструкторских решений и школ. Взлетел новый «Ил», и приходит осознание – у страны есть собственный авиапром.

Сейчас у отечественных лайнеров возник шанс превратиться в нечто безликое, тот же МС-21 – «Магистральный самолёт XXI века». Вот как эту идею продвигает глава ОАК Юрий Слюсарь в интервью РИА «Новости»:

– Речь идёт о процессе, связанном с формированием дивизиона гражданской авиации, в который вошёл набор активов, занимающихся гражданскими проектами. Это «Иркут», который реализует программу МС-21 и на базе которого собирается дивизион, ГСС – производитель SSJ 100, ряд гражданских активов. Речь идёт о создании нового субъекта гражданского авиастроения в нашей стране, о создании того, чего не было, – объединённой гражданской структуры, управляющей линейкой гражданских программ... Возможно, целевая модель – это сделать единую линейку под единым названием всех самолётов. По крайней мере именно такая практика принята на рынке гражданской авиации. В мире немного игроков, создающих гражданские самолёты. И все они с разной скоростью пришли именно к такой модели. У неё есть экономические резоны – инвестиции идут в один бренд, а не рассеиваются по многим направлениям. Ведь продукты представлены в одном сегменте – гражданские самолёты. Дискуссия на эту тему идёт, решения ещё нет.

Вот ведь гений шоу-бизнеса – самолёт называет продуктом! Хорошо, что, как утверждает Слюсарь, «решения ещё нет». Уильям Боинг, основатель знаменитой авиастроительной фирмы, родился в 1881 году и никак не мог иметь отношение к созданию линейки современных самолётов этой компании, он скончался в 1956-м. Знаменитые «Боинги» 747, 737, 777, 787 сконструировали другие и очень, надо признать, талантливые люди. Но имя, бренд, сохранили и менять не собираются. А вертолёты «Сикорский»? Летают как миленькие. Правда, есть и другой пример – европейцы «всем миром» создали «Эрбас». И ставят под этим уже завоевавшим признание брендом производственные рекорды – в 2019 году компания поставила 863 самолёта 99 заказчикам. Так что, видимо, не в бренде дело, а в том, что надо просто профессионально строить хорошие и востребованные типы самолётов, а не заниматься бесконечным реформированием отрасли. Но реформаторский зуд у главы ОАК не стихает. Приведу ещё одну выдержку из интервью Ю. Слюсаря:

– Корпоративная трансформация должна дать внутри ОАК более чёткое деление всех активов на четыре дивизиона. Процесс создания дивизиона гражданской авиации завершается. Впервые в истории мы будем иметь единую компанию на базе «Иркута», куда будут входить все активы, относящиеся к гражданскому авиастроению.

Значит, самолёты будут носить новое, неведомое миру имя «Иркут»? А может, стоит притормозить и вспомнить, что в основе проекта среднемагистрального лайнера МС-21 лежит разработка КБ «Яковлева» Як-242. И ещё – слияние в одну корзину разных самолётостроительных школ под эгидой ОАК способно окончательно уничтожить конкуренцию и привести конструкторскую мысль внутри отрасли к полной деградации. Тогда имена знаменитых авиаконструкторов лучше не трогать, не марать руками недоучек. Такие, как Слюсарь, сначала заставили деградировать наш шоу-бизнес, сегодня добивают авиапром. Быть может, технарь Мишустин отгонит эту субстанцию «от корыта»?

 

 

Суд да дело

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») вложит в разработку импортозамещенного двигателя для «Суперджета» (SSJ 100) и амфибии Бе-200 почти 33 млрд рублей. То есть надо было угробить своё собственное авиадвигателестроение, накачать деньгами франко-итальянскую контору и слепить SaM-146, который является самым уязвимым местом «Суперджета». К так называемым детским болезням самолёта кривой двигатель отнести нельзя, это уже хроническое заболевание. Стоит отметить, наших инженеров из Рыбинска упрекать не в чем. Холодную часть они сделали на отлично. А вот французы нам впарили говённенький полуфабрикат в виде основы двигателя, его горячей части и газогенератора, которые не отрабатывают назначенный ресурс. Теперь надо снова тратить огромные деньги и время, чтобы сделать свой и работоспособный двигатель.

К чему приводят хотелки менеджеров ОДК и их неистребимое желание встроиться в международную кооперацию, можно увидеть на примере деятельности дальневосточной авиакомпании «ИрАэро». Аккурат к новогодним праздникам производитель «Суперджета» «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) подал иск в Арбитражный суд Москвы к авиакомпании «ИрАэро». Сумма иска – 941, 4 млн рублей: авиакомпания задерживает лизинговые платежи Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) за девять поставленных «Суперджетов». Но лишь четыре самолёта «ИрАэро» получили новыми, ещё пять – из «отказников» авиакомпаний «Ямал» и «Рэд Уингз».

Уже в январе стало известно, что «ИрАэро» направила ГСС встречное требование почти на два миллиарда рублей. Проблема в том, что из девяти авиалайнеров летают по маршрутам пять, три ждут запчасти для ремонта, а один из «Суперджетов» три года вообще не поднимался в воздух и служит донором для рабочих машин. Каннибализм во всей красе. Вот куда надо направить всю энергию реформаторского угара чиновников. При таком подходе к делу никакой ребрендинг ни отрасли, ни ГСС, ни отдельно взятому типу самолёта, в данном случае «Суперджету», не поможет.

Есть критики этой ситуации, которые утверждают, что авиакомпании неправильно эксплуатируют и обслуживают «Суперджеты». Но почему тогда в «ИрАэро» исправно возят пассажиров безальтернативные для многих аэропортов региона старички Ан-24? Их в авиакомпании семь единиц. Например, один из этих самолётов с бортовым номером RA-47804 был построен в апреле 1971 года, почти 49 лет назад. И летает! Скорее всего, и будет летать, пока не придёт замена в виде Ил-114, производство которого должны наладить в подмосковных Луховицах на мощностях РСК «МиГ».

Вопрос – когда новые самолёты доберутся до авиакомпаний? На публику ОАК заявляет, что к серийному производству Ил‑114-300 практически всё готово. Но в Жуковском на опытном производстве «Ильюшина» чиновникам Минпромторга вместо готового к полётам лайнера 28 декабря показали спектакль-пантомиму под названием «Выкатка нового самолёта Ил‑114-300». На самом деле это был покрашенный в красивую ливрею борт №0108, построенный в начале 1990-х. Он долгие годы простоял на аэродроме Раменский и, как шутят в КБ, успешно прошёл климатические испытания. Сейчас его должны привести к новому облику – установить современные системы и оборудование, новые двигатели. Но пока только покрасили, авиалайнер к испытательным, сертификационным и демонстрационным полётам не готов. Значит, опять показуха? Демонстрация Минпромторгу России, заказчику самолёта, что бюджетные деньги идут в дело. Ан-24 не могут летать вечно, неужели в ОАК и Минпромторге этого не понимают?

 

Слюсарь – о бренде, Сердюков – о деле

Слова Юрием Слюсарем произносятся, иногда с ними можно согласиться. Им не сказано главного, о чём многократно писали «Аргументы недели», – о создании стройной полновесной линейки самолётов гражданской авиации. И если Слюсарь талдычит про «единое название всех самолётов», то индустриальный директор «Ростеха» Анатолий Сердюков предлагает «зрить в корень» и говорит о полноценной линейке самолётов гражданской авиации – способных летать на грунтовые посадочные площадки вместимостью до 14 пассажиров, региональных турбовинтовых вместимостью от 50 до 68 пассажиров (Ил‑114-300) и 100-местных реактивных «Суперджетах», ближне-среднемагистральных МС-21 на 160–211 мест. В линейку вписывается и широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-400М, рассчитанный на 370 мест.

Конечно, гармоничнее смотрелась бы туполевская линейка реактивных лайнеров из Ту-324 и 414 вместимостью от 52 до 76 мест, версий Ту-334 на 102 и 130 пассажиров, модификаций Ту-204, способных взять на борт от 164 до 215 человек. А им в партнёры турбовинтовые Ил-114 и аэробус Ил-96 – никакое импортозамещение бы не понадобилось.

Правда, на Ту-204 ставить крест рано, он востребован у госкомпаний, в версии Ту-214ПУ мы видели этот самолёт с президентом Путиным на борту в аэропорту Дамаска. Также стало известно, что Минобороны выбрало Ту-204 в качестве базового для создания нового противолодочного авиационного комплекса (ПлАК). Чем мы хуже американцев? У них аналогичные задачи выполняет самолёт P-8 «Посейдон» на основе «Боинга-737».

Более того, накануне подписания номера ТАСС сообщил, что «Ростех» подготовил предложение создать специальную авиакомпанию: «Она будет эксплуатировать произведённую в России авиатехнику. Речь о самолётах ОАК, вертолётах, продукции УЗГА (Уральский завод гражданской авиации), – сказал Сердюков. – Разрабатывается эффективная модель эксплуатации парка отечественных самолётов в различных сегментах рынка. Это означает и полную техническую поддержку, и гибкую финансовую экосистему, включая лизинговые инструменты. Необходимо разрушить мифы об отечественном авиапроме, которые создаются искусственно. Создаваемая модель должна продемонстрировать наглядно, что российская авиатехника может летать много, комфортно и безопасно».

Проблема одна – кроме «Суперджета», у нас нет массово строящихся гражданских авиалайнеров. Так что мир вновь замер в ожидании.

Владимир ЛЕОНОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте