Труднее всего приходится блондинкам
№ () от 14 января 2020 [«Аргументы Недели Сахалин», Юлия Глухова ]
Казалось бы, что может измениться в ремесле парикмахера – стриги себе да окрашивай? Мы живём не в средневековье, когда цирюльники ещё и ставили банки, прикладывали пиявки и пускали кровь! Однако индустрия красоты не стоит на месте: появляются новые технологии, меняются тренды, требования к внешности современного человека.
Обо всём этом нам расскажет руководитель салона красоты «Дольче Вита» Евгения Го.
Сохранить своих клиентов
Как давно вы в парикмахерском бизнесе?
В первый раз я прошла полугодичный курс обучения в 1994 году и сразу приступила к работе, стала стричь. В 1998 году поступила в наше училище № 2 и получила диплом парикмахера-визажиста. С 1999-го года я работаю в салоне. Свой собственный бизнес появился в 2012 году. Два года назад я открыла второй салон «Студия Блонд», а также учебный центр – школа парикмахерского искусства, где мы обучаем парикмахеров с нуля, проводим семинары по причёскам, даём различные мастер-классы. Я сама продолжаю работать как мастер, и сейчас в обоих салонах и учебном центре у меня работают ещё пятнадцать специалистов.
С гордостью могу сказать, что сохранила клиентов, которые ходят ко мне с 1998 года: я принимала участие в выпускных вечерах детей, свадьбах, других семейных торжествах – нас связывают десятилетия.
Фото: Евгения Го с двукратным чемпионом мира по парикмахерскому искусству Георгием Котом
Какие услуги в вашей сфере деятельности можно считать новыми, или каких возможностей, программ не было ещё десять лет назад?
За последнее время индустрия красоты произвела настоящий рывок в своём развитии. Это касается и парикмахеров: новые окрашивания аиртач («прикосновение воздуха»), шатуш (плавный переход от тёмных оттенков к более светлым), балаяж (выгоревшие «на солнце» пряди). Всё это – разновидности мелирования, новые технологии, улучшающие качество окрашивания волос. Для клиента здесь важно, что отпадает необходимость ежемесячно поддерживать у мастера произведённое окрашивание – на три-четыре месяца об этом можно забыть.
Новым можно считать яркое цветное окрашивание. Появились новые возможности, производитель нам предлагает краски, которыми мы можем радовать наших клиентов. Цвета долго держатся, их при желании можно легко менять.
Если хочется, то почему бы и нет?
Расскажите, в чём суть популярных сегодня процедур, какого эффекта от них ожидать?
Колорирование – это присутствие на волосах двух и более цветов. Сейчас оно не очень востребовано, потому что подобное окрашивание нелегко поддерживать впоследствии. Кризис последних лет, снижение благосостояния клиентов мы явственно ощущаем на своём бизнесе. В том числе и по этой причине в моду входят натуральные оттенки окрашивания – они не так прихотливы в дальнейшем уходе.
Мелирование – самый распространённый вид окрашивания, его тоже можно обновлять не ежемесячно, а раз в три-четыре месяца. Заключается оно в том, что помимо вашей натуральной базы на волосах появляются светлые блики. При дальнейшем обновлении цвет бликов может меняться, приобретать разные оттенки.
Ламинирование волос – процедура не столько восстановительная, сколько эстетическая. Она создаёт ощущение здоровых, ухоженных, блестящих, рассыпчатых, красивых волос. Но её эффект недолговечен: месяц или шесть-восемь раз мытья волос. Процедура безвредна и, если финансы позволяют, её можно повторять бесконечно, обычно – раз в полтора месяца. Очень хорошо дублировать ламинированием окраску волос (вместо последующего подкрашивания).
Маникюр волос – то же самое, что и ламинирование. Каждый косметический бренд эту процедуру называет посвоему.
Выпрямление волос бывает двух видов: восточно-азиатский, химический (волосы останутся прямыми, пока не отрастут) и выпрямление на базе кератина либо нанопластика. Важно, на какие волосы мы наносим составы и какие преследуем цели – всё очень индивидуально. Первый способ выпрямления делается только на натуральные волосы либо окрашенные в тёмный цвет и исключает какие-либо агрессивные процедуры в дальнейшем (никаких завивок и укладок). Это не щадящая процедура, полностью изменяющая структуру волоса. Удивительно, но клиенты с прямыми от природы волосами всегда хотят сделать их вьющимися, а кудрявые клиенты – мечтают о выпрямлении волос. Нередко такая «пара» встречается в соседних креслах и удивляется желаниям друг друга. Почему-то женщины не воспринимают благосклонно себя такими, какие они есть…
«Химия», или перманентная завивка, уже не так популярна. Но есть клиенты, которые ходят на неё ко мне на протяжении 15 лет, появляются и новые. Прежних «баранов» уже, конечно, никто не хочет, значительно увеличился диаметр для завивки. Важно также понимать, что «химия» это прежде всего основа под укладку, она для клиентов, которые могут и хотят ухаживать за «химией». Те, кто ждёт готовых локонов с утра, будут разочарованы. Это лишь фундамент для дальнейшей работы. В крайнем случае необходим мусс, пена, правильное высушивание. Опытные же женщины воспользуются плойкой, бигуди и создадут причёску, которая будет держаться, пока они не вымоют голову.
Наращивание волос. Для него тоже есть разные техники: капсульное, ленточное, пришивное (самое щадящее), на клипсах (одноразовое. Здесь я практикую прокат, имея множество цветов и длин волос). Популярность наращивания объясняется тем, что не все могут отращивать волосы, не у всех они растут. Процедура эта дорогостоящая, потому что используется лишь натуральные волосы. Здесь важна привязка к конкретному мастеру, студии, ведь у каждого бренда – свой клей, свои растворители, и в соседнем салоне вам не снимут наращённые волосы качественно, могут неграмотно произвести коррекцию. Если женщина хочет почувствовать, что такое густые длинные волосы, зачем отказывать себе в этом безобидном желании? Можно смело носить наращенные волосы в течение года, есть клиентки, которые носят их по пять-шесть лет. В зависимости от скорости роста волос их придётся перенаращивать примерно раз в два месяца. Но для корней волос это стресс. Злоупотреблять процедурой не стоит. В случаях наращивания волос на протяжении десяти лет на зоне головы, предоставленной под наращивание, свои волосы перестают расти в длину.
Возрождение волос – это уходовые процедуры, направленные на восстановление, улучшение состояния волос. Многие (даже мастера-парикмахеры) этого не знают, но выросший волос – он уже мертвый. Какие бы витамины вы ни ели, что бы ни втирали в кожу головы, это никак не повлияет на состояние отросших волос! Мы можем питать живую волосяную луковицу, влиять на состояние кожи головы, предотвращая выпадание волос, пробуждая спящие луковицы и тем самым делая волосы гуще. Но улучшить состояние волос в длине, действуя изнутри, нельзя! Здесь работают только способы извне: маски, масла, кондиционеры и другие подобные компоненты. И такие натурпродукты, как кефир, яйцо, коньяк, лук-чеснок, не улучшат состояние самих волос –они могут быть эффективны (и то, под большим вопросом) лишь для кожи головы и волосяных луковиц.
Не будем забывать о пользе так называемого раздражения кожи головы, вызывающего приток крови, обогащающей, питающей волосяные луковицы всеми необходимыми микроэлементами. Сегодня из обихода практически ушли массажные расчёски. И очень жаль! Раньше бабушки и мамы расчёсывали девочкам волосы, уделяя этому ежедневно (и утром, и на ночь) по 20-30 минут. И никто не страдал выпадением волос. Пока вы смотрите телевизор, помассируйте кожу головы, и кровь сама доставит все питательные вещества по назначению.
Не убивайте волосы
О чём вы можете предупредить женщин, от чего предостеречь?
Я категорически не рекомендую девушкам ходить без шапок! От холода сужаются сосуды, прекращается приток крови к волосяным луковицам, и они засыпают. Если такое сужение сосудов происходит систематически, из заснувших луковицы постепенно превращаются в мёртвые. Волосы будут слабенькие, жиденькие, а реанимировать волосяную луковицу очень сложно. Даже если вам кажется, что и на морозе вроде бы тепло, кожа чувствует холод, её нужно прикрывать.
Важный аспект – не использовать масла для кожи головы, а наносить лишь на кончики волос и в меру.
Ещё один совет касается использования масок и кондиционеров. Наносим эти средства не как шампунь, а только на зону «хвоста»! Основная масса клиентов об этом не знает. При неправильном использовании масок и кондиционеров волосы сильно жирнятся: мы вымыли голову, очистили поры и на чистую кожу опять нанесли жирный кондиционер. Это неправильно. Для коротких волос можно использовать несмываемые спреи-кондиционеры, а если волосы ничем не окрашены, то вы вообще не нуждаетесь в дополнительном уходе – волосам хватает естественно выделяемого сала. Достаточно развести в воде чуть-чуть лимонной кислоты или сока лимона, смягчив её, и сполоснуть волосы после мытья. И ещё, расход кондиционера часто необоснованно превышается. Это не вредно, но, как говорится, деньги на ветер.
После мытья волос ни в коем случае нельзя перетирать их полотенцем – почти все сечения волоса происходят именно от этого действия.
Многие клиенты злоупотребляют утюжком, страшно пересушивая волосы. Есть специальные препараты для укладок, которые выдерживают высокие температуры, обволакивают волос и защищают его. Но пользуются этими средствами немногие. А если вы ещё и недосушиваете волосы после мытья и начинаете утюжить – идёт пар. Наличие пара говорит о том, что температура поднялась до 100 градусов! Это слишком горячо! Конечно, на высоких температурах вы сделаете причёску быстрее. Но какой ценой?! Чем утюг страшнее плойки? В плойке мы не помещаем волосы между двумя пластинами, а закручиваем вдоль одной. В утюге же, особенно при влажных волосах, идёт избыточный прогрев, разрушающий структуру волоса. Такая укладка ни в коем случае не подходит для каждого дня.
Сопоставить желания и возможности
Как клиенту определиться, какие процедуры ему необходимы, желательны, разрешены, а какие противопоказаны?
Конечно, мы консультируем клиента. Очень многое зависит от его образа жизни: сколько времени женщина может уделить укладке, где она работает, как часто должна выглядеть максимально ухоженной. Обычно клиентки, работающие в бюджетной сфере, вынуждены ежедневно прилагать немало усилий для создания своего «лука». Работники индустрии красоты тоже «обязаны» выглядеть достойно.
Ещё при выборе конкретной процедуры или программы важно выяснить, как часто клиентка может посещать парикмахерскую. Располагает ли она для этого финансами и временем? При обычных окрашиваниях, однотонных, достаточно появляться у мастера раз в полтора месяца. Если у вас седые волосы, обновлять окрашивание придётся чаще – раз в месяц. Если это стопроцентная классическая блондинка – раз в 28 дней, не реже. Таким образом, прежде чем приступить к желаемой процедуре, мы вместе заполняем тест-карту, общаемся. Сколько денег готова потратить женщина на уход за волосами? Например, блондинка после каждого мытья головы должна сделать маску.
Что сейчас в тренде?
Нехватка времени диктует определённые изменения в моде. Все меньшее количество женщин умеет самостоятельно делать укладку. Требования к внешности смягчаются. Европейский тренд – чистая голова, пусть взлохмаченная, пусть не уложенная. И одного этого уже достаточно.
Сейчас очень моден объём. Гладкость и отутюженность остались в прошлом. В тренде здоровые, густые, красивые волосы. И объём должен выглядеть натуральным, а не созданным за счёт «химии» или начёса.
Модны все виды каре, подчеркивающие объём.
Всегда в моде длинные волосы.
Также в тренде все стрижки и укладки на среднюю длину волос, чуть ниже плеч. И прямые, и локоны, и любые волны. Это занимает не так много времени и несложно в исполнении. На такую длину и достаточный объём можно использовать эффектные заколки, которые тоже сегодня приветствуются.
Опять-таки, чтобы подчеркнуть объём, предпочтение отдаётся натуральным, плотным цветам: шоколад, светлый шоколад, с бликами осветлённых прядей. Также в моде яркое цветное окрашивание. В это лето уверенно заходит радужное окрашивание, уже частично опробованное в прошедшем году. Если занимаемая должность или сфера деятельности не позволяет вам выглядеть слишком эпатажно, всегда можно окрасить прядь или несколько и прятать их в повседневной причёске, предъявляя красоту на вечеринках и во время отдыха.
У мужчин опять стали популярны стрижки бокс, полубокс, теннис (не классический, а более удлинённый). Мужчины стали не просто бритоголовыми. Они носят причёски, требующие укладки, носят бороды.
Нужно ли экономить на качестве
Что, повашему, необоснованно пользуется спросом у клиентов (на самом деле неактуально)?
Начёсы на коротких волосах. Есть клиенты, которые до сих пор хотят видеть себя с такой укладкой. Уже давно существуют другие инструменты для поддержания объёма, более естественные, без взбивания «колтуна». Молодёжь вообще не знает, что это такое – начёс. Но некоторые женщины хотят именно его.
Окрашивание волос. Многих интересует, как формируется достаточно высокая цена за эту процедуру? При том что можно купить любую краску и окрасить волосы в домашних условиях.
Отдельно поговорим о блондинках. Сегодня быть блондинкой хотят очень многие. Но это очень затратно: и по времени, и по деньгам. Как правило, на консультации всё кажется понятным, клиентка соглашается с необходимостью постоянного тщательного ухода за блондинистыми волосами. Но на практике – почти никто этого не делает. И волосы, увы, потрясающе не выглядят. А им необходимы как просто тонирующие маски, так и уходовые. Последние появились относительно недавно, их очень не хватало на протяжении этих десяти лет, когда все захотели быть блондинками. Даже тех профессиональных продуктов, которые сейчас есть на рынке и которые мы рекомендуем своим клиентам, не вполне достаточно, чтобы длинные блондинистые волосы выглядели на все 100%. Необходимо более натуральное восполнение, без консервантов.
А если женщина, испугавшись расходов, идёт в массмаркет, то она получает совсем не то, на что рассчитывала. Массмаркет ориентирован на нечто среднее, а вовсе не на конкретного потребителя, не учитывает толщину вашего волоса, количество седых волос, длину корней, подходящий именно вам способ осветления, уровень тона и т.д. и т.п. Даже в профессиональных магазинах продавцы не могут проконсультировать так, как это сделает мастер в парикмахерской, хорошо знакомый с основами колористики. В итоге вы приобретаете кота в мешке (за исключением окрашивания в чёрный цвет).
Или рассмотрим такую ситуацию. Клиент хочет одно, и мы согласны, что это красиво, но, оценив состояние волос, вынуждены отказать в окрашивании. Сделав тест-прядь (обязательно!), мы можем обнаружить, что желаемое окрашивание не оставит волос на голове (это касается клиентов, которые злоупотребляют утюжком для волос). Тогда мы рекомендуем другое окрашивание либо советуем подождать, остричь либо восстановить ослабленные волосы.
Новый взгляд, независимое мнение
Есть ли смысл обслуживаться у одного мастера? Или пребывать в вечном поиске лучшего?
Привязываться навечно к одному мастеру, наверное, не имеет смысла. Бывает, мастер и клиент настолько пригляделись друг к другу, что из этого тандема не рождается ничего нового. Полезно иногда сходить даже не в другой салон, а пересесть к мастеру в соседнее кресло. Она увидит вас подругому, поновому. Я к этому отношусь очень спокойно, с пониманием. Есть мастера, которые ревнуют своих клиентов, вплоть до того, что могут перестать разговаривать с вами. Это ничем не обоснованный эгоизм. Иногда я сама рекомендую клиентам сходить к другому мастеру. Когда я езжу в другие страны, то всегда хожу на укладки – мне интересно, как меня видят другие люди. И бываю приятно удивлена.
Плюсы постоянного мастера в том, что клиент идёт к нему со спокойной душой, расслабленным, зная, что получит гарантированный результат. Плюс общение, так как это тоже часть нашей работы. Свой мастер с удовольствием просветит, расскажет о новинках и трендах.
Ещё могу посоветовать посещать салоны, работающие командно, а не мастеров единоличников, вот из каких соображений. Поставщики и производители сегодня предлагают очень много разнообразных красок, средств для ухода и препаратов для укладок. Не каждый мастер может сам всё это разнообразие опробовать и проверить. А когда ты работаешь в салоне, в коллективе, у тебя есть возможность перенимать опыт и делиться им, постоянно развиваться. Это очень важно для профессионала, и девочки-мастера ценят эту возможность: при прочих равных условиях у команд всегда есть преимущество, есть с кем посоветоваться и обсудить спорные вопросы, порекомендовать клиенту мастера, более опытного в своей специфике.
Какой он, ваш любимый клиент?
Люблю клиентов, которые знают, чего хотят. Они понимают себя и чётко представляют желаемый результат. Тогда мастеру легко работать. Это не мешает что-то корректировать по ходу работы, обсуждать, предлагать. Мне интересно общение с клиентами, которые спорят, не соглашаются и настаивают на своём. Я знаю многое, но не знаю всего. И каждый клиент – это новый опыт.
Сложнее с клиентом, который не знает, чего хочет, и мне полностью доверяет, говорит: «Делайте, что хотите». Таким клиентам нужен не просто мастерпарикмахер, а мастер-стилист. То есть важен правильный, грамотный подход к запросам клиента, чтобы он не остался разочарованным.
Важно встретить клиента и рассмотреть его до того, как он будет запакован в пеньюар: как и в каком стиле женщина одета, как общается, чем занимается. Чтобы не предложить ей того, что ей не свойственно, чтобы с новой стрижкой или окрашиванием она не оказалась не в своей тарелке, не почувствовала себя некомфортно.