Байкальский лед: непрозрачные схемы
№ () от 14 января 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Александр Потапов ]
В феврале и марте тысячи туристов едут на Ольхон и маломорское побережье. В это время года относительно тепло, световой день уже длинный — идеальные условия для ледовых прогулок, посещения многочисленных гротов, путешествий на небольшие островки. Правда, в этом году привычное развлечение оказалось усложнено — стараниями сотрудников Прибайкальского национального парка (ФБГУ «Заповедное Прибайкалье»). С их подачи введена обязательная плата с каждого человека при выходе на лед. Об автопутешествиях по замерзшему озеру можно и вовсе забыть — строгий запрет, за исключением специально размеченных трасс. Нововведения, хоть и имеющие под собой благие основания, возмущают как обычных посетителей легендарного озера, так и представителей туристического рынка.
Как снег на голову
О том, что выход на лед Малого моря станет платным, руководство «Заповедного Прибайкалья» объявило в конце ноября прошлого года. Расценки за одно разрешение следующие: жителям Иркутской области необходимо платить (вне зависимости от продолжительности визита и реальных выходов на лед) по 50 рублей, других регионов России и стран мира (включая соседнюю Бурятию) — по 100 рублей. Льготы имеют люди с пропиской в Иркутском и Ольхонском районе — денег с них не берут, но разрешение оформлять все равно придется. Иначе никак — если инспекторы нацпарка поймают на льду человека без заветной «бумажки», то могут составить протокол со штрафом в 3-4 тыс. рублей. «В этом году мы впервые начинаем патрулирование в рамках межведомственного взаимодействия с инспекторами ГИМС. Рейды будут проходить на регулярной основе. Согласно 33 федеральному закону, нахождение на особо охраняемой природной территории допускается только при наличии специального разрешения. Если у граждан не будет при себе такого документа, в отношении них будут составляться протоколы об административных правонарушениях», — поясняет позицию нацпарка заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» по охране Василий Пестерев.
Еще одно нововведение — полный запрет выезжать на лед на легковых автомобилях и других средствах передвижения, например, снегоходах и квадроциклах. Формально запрет выезжать на лед действовал уже давно: существует единственная официальная ледовая переправа — ей и следовало пользоваться, а передвигаться с «материка» на остров Ольхон или совершать иные путешествия по замерзшему Байкалу было нельзя. Однако надзорные органы до недавнего времени закрывали глаза на эти правила. Теперь же выезжать на лед вне официальной переправы можно только на воздушной подушке «Хивус», аварийно-спасательном автомобиле «Трекол», на коньках, лыжах и собачьих упряжках.
Прибайкальский нацпарк уже несколько лет взимает плату за посещение популярных туристических маршрутов на своей территории, растянувшейся вдоль западного берега озера от Култука до самого северного населенного пункта Ольхонского района — деревни Кочерикова. Основанием для сбора денег с туристов является один из пунктов закона «Об особо охраняемых природных территориях», где говорится, что с туристов взимают плату за посещение территории национальных парков. Однако оформлять разрешения за выход на лед начали только в этом году. Заместитель директора по развитию ФБГУ «Заповедное Прибайкалье» Денис Банщиков объясняет это появлением соответствующих правовых возможностей. По его словам, не так давно была завершена большая работа по постановке на кадастровый учет территорий и определений границ нацпарка, в том числе и акватории Малого моря.
Как отмечает Денис Банщиков, на территории Прибайкальского нацпарка в прошлом году побывало более 170 тысяч гостей, половина из этого количества — иностранцы. Турпоток растет примерно на 20%. Сборы, по словам специалиста, целиком должны пойти на улучшение туристической инфраструктуры — строительство туалетов, оборудованных площадок для отдыха людей, информационных стендов и так далее. Но мы о подобном благоустройстве слушаем уже не один год…
«Все это хорошо, туризм должен быть цивилизованным, а экология Байкала не должна страдать. Но нацпарк объявлять о любых нововведениях мог бы и заранее, — отмечают представители туротрасли. — Туры на эту зиму, включающие в себя прогулки по льду Байкала, мы начали продавать еще летом — в начале осени. Сейчас вынуждены как-то выкручиваться, объясняя людям, что их расходы возрастут из-за меняющейся логистики и дополнительных сборов».
Хотели как лучше
Гид по Байкалу Татьяна Постникова отмечает, что в новых правилах есть смысл. «Гиды лучше многих понимают все особенности передвижения по льду на автомобиле. Это действительно опасно. Вместе с тем единственной официальной трассы явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить все потребности туристов, приезжающих в зимнее время на Ольхон и Малое море, — рассуждает она. — Площадь Байкала огромна, достопримечательностей масса — нужны альтернативные ледовые дороги, по которым можно передвигаться легально и безопасно. Вот над чем необходимо подумать руководству нацпарка».
Еще одно пожелание, которое высказывает гид в адрес ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», касается грамотного сбора и расходования средств, собираемых за выдачу разрешений выходить на лед. «Во-первых, необходим удобный дистанционный механизм сбора платы. Например, через приложение в смартфоне, с возможностью электронной оплаты. Пока же туристы вынуждены обращаться в офисы нацпарка, информационные центры, которых не так много. Во-вторых, люди должны видеть — на что именно идут эти деньги: нужно достаточное количество нормальных туалетов, мусорные баки, информационные стенды, не запрещающие все и всем, а объясняющие, почему нельзя мусорить, ломать сокуи (замысловатые ледяные наплески на озере) и завязывать ленточки на деревьях. Тогда и вопросов не возникнет. К слову, последние два года на Ольхоне начали появляться новые оборудованные площадки для отдыха, деревянные настилы, ограждения опасных обрывистых утесов, однако при существующем турпотоке и растущем внимании к Байкалу со стороны туристов этого явно не достаточно», — отмечает Татьяна Постникова.
В нацпарке в свою очередь парируют, что единственной ледовой переправой ограничиваться не собираются. «В данный момент ведутся работы по паспортизации ледового маршрута протяженностью 160 км по акватории пролива Малого моря от Куркутской бухты до метеостанции Узуры. Маршрут планируется обозначить ограничительными маркерами и информационными щитами. Также будет рассмотрена возможность организации пунктов обогрева», — говорит начальник отдела туризма ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Кристина Глотова.
Что же касается возводимой на деньги туристов инфраструктуры, то, по словам Дениса Банщикова, в этом сезоне в наиболее популярных у любителей ледовых прогулок местах наконец появится полтора десятка специально оборудованных туалетов, информационные стенды и другие сооружения. Кроме того, с учетом того, что новые правила введены недавно, наказание за выход на лед должно в большинстве случаев ограничиваться проведением разъяснительной работы, по крайней мере так пояснили редакции представители нацпарка.
Увы, но об удобстве оформления разрешения для выхода на лед пока приходится только мечтать. Сейчас, чтобы заплатить эти 50-100 рублей для легальных прогулок по Байкалу, нужно пройти довольно муторную процедуру. На сайте ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» процесс описывается примерно так. Во-первых, перед поездкой нужно зарегистрироваться в МЧС. Во-вторых, запросить разрешение в «Заповедном Прибайкалье», заранее учитывая, что обработка запроса проходит в будние дни и в рабочее время. В-третьих, оплатить разрешение. В-четвертых, забрать оригинал квитанции или получить ее копию по электронной почте. «При достаточной оперативности (в стандартных ситуациях) вся процедура занимает 1-2 рабочих дня», — указано на сайте ведомства.
Стоит отметить, что подобный порядок работы в 2020 году кроме как позорным назвать трудно. Если эта «процедура» еще хоть как-то приемлема для руководителей туркомпаний, принимающих группы туристов, то для обычных людей она элементарно неудобна. К слову, в конце зимы — начале весны этого года на льду Байкала в районе Ольхона и Малого моря планируется проведение ряда массовых мероприятий в рамках фестиваля «Зимниада». Можно предположить, что неуклюжая разрешительная система, столкнувшись с наплывом заявок в короткое время, может дать сбой. Как это отразится на имидже фестиваля, который на уровне регионального правительства позиционируется как одно из главных туристических мероприятий, остается только догадываться. По словам члена оргкомитета «Зимниады» Вадима Копылова, агентство по туризму Иркутской области уже сейчас ведет переговоры на этот счет с руководством ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».