Цифровые «сквозные» технологии − искусственный интеллект, машинное обучение, робототехника, Интернет вещей, большие данные, облачные вычисления, технологии беспроводной связи, способны увеличить эффективность практически любой деятельности до 30%. В западных странах они уже играют значимую роль в обеспечении экономического роста, повышении производительности разных отраслей и формировании новых рынков. В этой связи закономерен вопрос об их правовом регулировании.
России важно адаптироваться к новому технологическому укладу, к созидательной модели экономики и по возможности быстрее внедрять эффективные бизнес-модели и новейшие технологические достижения.
Зарубежный опыт
В условиях различия в правовом регулировании необходимо международное сотрудничество в сфере цифровой экономики. Россия могла бы организовать широкомасштабные дискуссии по проблемам искусственного интеллекта.
В политике ведущих стран сейчас наблюдается переход к комплексной цифровой повестке. Основными целями выступают цифровая трансформация государственного управления, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, цифровых навыков и компетенций и укрепление информационной безопасности. Более того, речь идет о регулировании инфраструктуры широкополосных сетей и доступа к радиочастотному спектру.
Цели и задачи стран в целом схожи, но подходы к их реализации различаются, поскольку действуют национальные стратегии и программы цифровизации экономики.
В развитых стран созданы благоприятные условия для внедрения инноваций и инвестирования в цифровые технологии и инфраструктуру. Для Запада характерны длительный период реализации «повестки цифрового развития» и преемственность приоритетов. Как правило, проходит время от построения информационно-коммуникационной инфраструктуры до формирования скоординированной политики и программ поддержки внедрения цифровых технологий.
Инициативы европейских стран по развитию цифровых технологий вписаны в наднациональную повестку. Причем инициатива «Электронная Европа» по переходу к информационному обществу была принята еще в 1999 г.
На протяжении 2000-х гг. ЕС как раз и занимался построением информационной инфраструктуры и стимулированием применения ИКТ в разные сферы. В 2010 г. была принята общеевропейская цифровая повестка. Ожидается запуск пилотных программ внедрения цифровых технологий в промышленность («Индустрия 4.0»).
У нас столько времени, к сожалению, нет – спасибо нашей элите за растраченные годы на рыночные реформы, обернувшиеся расхищением госимущества (приватизация) и вывозом капиталов из страны!
Опыт США, Франции, Великобритании, Германии, Испании, Сингапура, Китая, Южной Кореи, Японии по созданию крупных цифровых компаний, которые производят инновационные подходы, конечно же, полезен. Среди успешных компаний − Samsung, LG, Toyota, Sony, Toshiba, SoftBank, Alibaba, Huawei.
Крупные компанииGoogle, Apple, IBM, Amazon Echo, Facebook, Telegram, Twillio, Microsoft, Cisco уже обзавелисьголосовыми помощниками (чат-ботами) для автоматизации бизнес-процессов, в частности, для общения с клиентами в чатах с целью увеличения прибыли и улучшения качества информирования. В России знакомы с простыми чат-ботами при оформлении онлайн-заказов, звонках в офисы или поиске маршрута.
«Чат-ботомания»
«Чат-ботомания» в мире стартовала в 2016 г., но мы ее только ожидаем. На самом деле первые эксперименты по созданию ботов начались еще полвека назад. Судя по темпам внедрения, они остаются ключевым трендом в сфере бизнес технологий. Машинное обучение и искусственный интеллект для сбора и обработки метаданных могут дать старт различным компаниям и заменить службы клиентской и технической поддержки.
Фактически правильно обученный искусственный интеллект может классифицировать информацию быстрее, чем человек, и экономить время, необходимое для представления четкой картины. В бизнес сфере находят обнадеживающими перспективы чат-ботов как канала коммуникации в онлайн среде.
Как уже писали «Аргументы недели», чат-боты могут выступать в качестве персонального стилиста, ассистента, промоутера или психолога (Woebot). Боты-инфлюенсеры могут общаться с аудиторией от имени знаменитого человека. Газета The Washington Post запустила своего бота в мессенджере Facebook для уточнения настроений электората с тем, чтобы искусственно управлять общественным мнением и выдавать продукцию под их ожидания (астротурфинг).
Боты также научились играть в шахматы, распознавать человеческий голос, ставить медицинские диагнозы, рисовать, петь и генерировать текст. А что дальше? Поживем – увидим. Скорее всего, они смогут обучать, совершать мониторинг новостей, планировать и проводить встречу. Им будет под силу даже успокоить (йога-боты).
Похоже, что мы входим в «новую эру коммуникаций» или эру «Интернета людей», когда люди и роботы будут общаться друг с другом на одном языке.
Отечественный опыт
В России правовое регулирование цифровых технологий осуществляется на базе Конституции РФ; национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г.; ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г.; положения федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ. Недавно утвердили «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта» на период до 2030 года».
Цель России на предстоящие 15–20 лет – войти в группу мировых лидеров развития цифровой экономики. Доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2–3 раза ниже, чем у лидеров, которые создали конкурентоспособную цифровую индустрию.
В стране недавно стали реализовываться цифровые инфраструктурные проекты. В частности, в 2018 г. появилась возможность удаленного доступа к банковским сервисам с помощью биометрии. В перспективе национальная биометрическая платформа может использоваться компаниями из других сфер.
Были созданы цифровые компании («Тинькофф Банк», Яндекс, Mail.ru, Avito, ВКонтакте, «Лаборатория Касперского», ABBYY). Большинство освоили базовые цифровые технологии, но лишь немногие провели цифровую трансформацию бизнес-процессов. Иными словами, у российских компаний отмечается низкая инновационная активность (менее 10%).
Помимо этого имеет место быть нехватка инвестиций на реализацию проектов, неразвитая инфраструктура, кадровые проблемы, отсутствие спроса у потребителей, которых, как правило, не сильно осведомляют о новых технологиях.
Особой проблемой стало импортозамещение телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения и др. Поэтому предпринимаются действия по разработке и использованию отечественного программного обеспечения. С 1 июля 2020 г. вступит закон о предварительной установке российского ПО на гаджеты (от смартфонов, планшетов до компьютеров и телевизоров с функцией Smart TV).
Очевидно, что государство должно участвовать в создании правил игры, поддержке ИТ-компаний, поощрении конкуренции, привлечении инвестиций, стимулировании цифровой грамотности, реализации концепции «Индустрия 4.0» с учетом российских специфики. Помимо субсидий необходимы новые меры поддержки.
Ожидается, что новые технологии изменят систему госуправления, финансовую сферу, сферу образования и т.д. С их помощью можно будет построить оптимальную модель управления и развития при взаимодействии государства, бизнеса и гражданского общества.
По мнению экспертов, повестка в области цифровой экономики в России и ведущих зарубежных стран сблизилась. Помимо развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предусматривается реализация пилотных проектов на базе новых технологий (например, развертывание сетей 5G), создание квантового компьютера и цифровых платформ. На Западе уже давно функционируют специализированные платформы − Octaine, Pandorabots, Alterra, для создания упрощенной версии чатботов.
Правовое регулирование цифровой сферы должно помочь наладить взаимодействие между государством, частным сектором, научным сообществом и потребителями. Российскому бизнесу важно ориентироваться на запросы и ожидания населения. Государство должно помочь населению развивать новые цифровые навыки и компетенции и адаптироваться к меняющемуся рынку труда. Вопросы информационной безопасности, так или иначе, затронут большинство сфер жизни страны.
Попытки правового регулирования ИИ в России
Правительство РФ в скором времени должно разработать федеральный проект «Искусственный интеллект». Уже сейчас обсуждаются изменения в Гражданском кодексе, ряде правовых актов.
Анализ положения дел в цифровой сфере показывает, что требуются устранение пробелов в законодательстве, выявление узких мест и доработка с учетом новых видов отношений, новых объектов и субъектов, их прав и обязанностей. Поскольку отсутствуют единое понятие цифровой экономики и ключевые термины («умный контракт», «криптовалюта», «Интернет вещей», «искусственный интеллект»), нужна разработка понятийного аппарата информационного права, изменения в нормативном регулировании и развитие отдельных правовых институтов в сфере цифровой экономики. Необходимы регулирование процедуры идентификации и аутентификации субъектов, запрет несанкционированного доступа к документам и защита персональных данных.
В законодательстве нужно ввести не только понятие ИИ, но и ответственность для тех, кто его создал, в случае нарушения законодательства, или кто его неправомерно использовал в ущерб другим людям. Неслучайно, президент предложил подготовить свод этических правил взаимодействия с ИИ. К слову, отношения человека и умной машины обсуждают и в Европарламенте, в частности, наделение роботов статусом «электронной личности».
Отметим, что факт неправомерного использования информационных технологий, причиняющих вред здоровью, психики, моральному состоянию людей, ведет к маргинализации и аутизации молодого поколения, «очеловечиванию» и «обожествлению» машин, деградации общества и, в конечном счете, расшатыванию власти. В Европе уже обозначился новый тренд: предлагают кнопку аварийного отключения для ботов. Все же сознание должно определять техническое развитие, а не наоборот, как сейчас наметилось, когда смартфон начал заменять профессиональный и личный рост, подменять семью, друзей, хобби, природу…
По всей видимости, частный бизнес ввиду лакун в законодательстве должен самостоятельно выстраивать диалог с государством и населением по широкому спектру вопросов внедрения цифровых технологий, руководствуясь принципами созидательной модели экономики, исключающей расхищение общественного богатства.
Скорее всего, чат-боты станут многофункциональными Интернет-помощниками в офисах, а связи между человеком и гаджетами будут углубляться – и вот мы уже на пороге нового смелого мира! Между тем необходима процедура оценки рисков, оперативного реагирования и минимизация последствий.
Правомерное использование цифровых технологий может способствовать диалогу между государством, бизнесом и народом. Главное, чтобы они не превратились в новое средство выкачивания денег из страны. А пока на развитие искусственного интеллекта и нейротехнологий планируется потратить 400 млрд. рублей до 2025 г. Похоже, российский бизнес уже включился в «цифровую гонку».