Частника нужно увлечь спортом
№ () от 17 декабря 2019 [«Аргументы Недели », Олег СЕРГЕЕВ ]
По данным Совета Федерации, 39% населения страны регулярно занимаются спортом. Указ президента – довести этот показатель до 55%. О перспективах выполнения поставленной задачи рассказывает Константин ВЫРУПАЕВ – председатель экспертного совета по физкультуре и спорту Комитета СФ по социальной политике.
– КАК выполняется прошлогодний майский указ В. Путина в сфере спорта?
– Он задекларирован в виде нацпроектов. В каждом регионе реализуется местный проект, являющийся составной частью национального, и муниципалитеты тоже играют свою роль – получилась своего рода матрёшка. Теперь речь идёт не только о финансировании регионов и муниципалитетов с федерального уровня, но и – впервые! – об ответственности, от которой регионы и муниципалитеты отвыкли. Наконец-то федеральная власть в полном объёме спрашивает с регионов за те или иные показатели. До сих пор на местах считалось нормой «рисовать» показатели, а сейчас становится понятно: федеральная власть просто так не отстанет, все цифры будут проверены (для этого есть Народный фронт, Общественная палата). Для смены менталитета требуется время, но процесс пошёл. Деньги теперь выделяются под конкретные результаты, под контрольные точки. Назначены, что называется, главные по тарелочкам, то есть ответственные за каждый региональный проект: куратор проекта в лице зампреда правительства региона и руководитель проекта в лице регионального министра спорта.
– Как обстоят дела со спортивной инфраструктурой?
– Мы посчитали загруженность объектов по стране: многие из них значительное время простаивают. Таково управление инфраструктурой, крайне неэффективное. Нужно обучать персонал грамотному составлению графиков, и мы только в начале пути, хотя такие специалисты у нас теперь появляются. И вообще эксплуатация объекта должна рассчитываться до его постройки, а не после.
Большие возможности для нас открывает формат частно-государственного партнёрства. Причём государство должно финансово участвовать не на этапе стройки, а на этапе эксплуатации. Частник сам построит, рассчитает, в каком месте объект принесёт больше дохода, оценит потоки клиентов, определит объём услуг, наберёт персонал (и не в два-три раза больше нужного). Разумеется, частника нужно увлечь, поскольку заниматься, например, торговлей выгоднее, чем строить физкультурно-оздоровительные комплексы.
– Но губернатор не может позвонить руководителям ресурсных госмонополий и попросить о скидках для инвестора…
– Мы с вами говорим не о «позвоночном» праве, не о ручном управлении, а о системе. В рамках системы регионы могут влиять на тарифы – это совместное ведение. Поверьте, если губернатор заинтересован в том, чтобы привлечь инвестора, – он его привлечёт.
– Итак, вы предлагаете дотировать не строительство объектов, а их эксплуатацию?
– Правильнее назвать наше предложение иначе. Государство должно выкупать у частников услуги, которые они будут оказывать на этих спортивных объектах (например, столько-то часов в неделю будут проходить детские тренировки по такому-то виду спорта). Таким образом, частник может рассчитывать на определённую законтрактованную сумму и, исходя из неё, планировать, когда отобьются его инвестиции.
Кстати, Минфин внёс в Госдуму законопроект о социальной услуге. В первый год планируется поручать частнику, например, 10% от общего объёма конкретной услуги, потом, например, – 20%, и так далее. Нужно сформировать этот перечень услуг, а также чётко оговорить правила игры, ответственность. А не то частник придёт и скажет, как в том анекдоте: «Ну не шмогла я…» И кому от этого будет лучше?
– Его любовнице на Багамах.
– Чтобы такого не случалось, нужно детально прописать механизм отбора подобных организаций. В противном случае мы вместо плюса получим громадный минус. Семь раз отмерь, один – отрежь, и вымерять надо миллиметровой линейкой. Нам, что называется, не нужны преждевременные роды, не нужен выкидыш.
– По-видимому, у власти находятся слоны, учитывая продолжительность их родового цикла.
– Россия большая, разворачиваться тяжело. Я поездил по стране, по муниципалитетам. Они «сами с усами». Дескать, мы бедные, но гордые, добиваться финансирования не будем. До муниципалитетов нужно доносить, что такое нацпроекты, как их реализовать и даже как подать заявку. Нужен ликбез. Сейчас его проводят мобильные бригады, которые разъезжают по всей России.
Кстати, есть ещё одна проблема: строится объект, а потом в него не допускают людей из-за несоответствия требованиям антитеррористической безопасности. Очевидно, такие вопросы должны прорабатываться заранее – непосредственно с местными проверяющими органами. И лично я не слышу о том, чтобы они прорабатывались. Директора объектов оказываются крайними. Это недопустимо, практические решения должны быть выверены, описаны методологами и растиражированы для всей страны.
– Давайте пофантазируем: допустим, вы вновь стали чиновником…
– Скорее нет, чем да. Я много лет проработал в Росспорте и в министерстве и знаю, как функционирует чиновничество. На общественном фронте я сделаю больше. Необходимо создать зрелое экспертное сообщество – именно общественное. Регионы обращаются к спортивным ассоциациям, воспринимая их чуть ли не как государственные органы, а у ассоциаций почти нет опыта продвижения инициатив через госструктуры.