Точной даты бума social-инфлюенсеров нет (influencer – влиять, т.е. человек, имеющий влияние). Можно связать ее с появлением первых реальных социальных сетей. Начиная с 2004 года, именно тогда Марк Цукерберг основал Facebook. Спустя 2 года появился Twitter и еще через 4 года – Instagram, запустивший волну инстаблогеров.
Традиционные СМИ больше не работают на эксклюзив. Теперь социальные сети сообщают новости и диктуют тренды. Как результат – лидеры мнений, миллионы фолловеров и рекламные контракты с лидерами рынка: The Coca-Cola, Lays, Яндекс, Золотое Яблоко и другие. Forbes опубликовал список новых миллионеров, заработавших свои деньги на монетизации контента. Самые популярные: Настя Ивлеева на пару с Элджеем, Ольга Бузова и Хабиб Мурмагомедов. Далекие от social media Forbes не упомянул ни одну маму-блогершу или вайнера (тот, кто снимает смешные скетчи). А ведь именно они держат самую большую аудиторию и к ним обращаются рекламодатели.
В 2019 году большую популярность получили различные ток-шоу. Только из телевизора формат переместился в социальные сети. Чтобы шоу «выстрелило» достаточно собрать группу людей и дать возможность каждому высказать свое мнение или просто покричать. Экспертами выступают известные люди: актеры, певцы, комики, ученые и т.д. шоу. Согласно Google Trends самые популярные темы – это феминизм и бодипозитив, секс-образование, а также саморазвитие и обучение в стиле «как стать дизайнером, блогером, моделью, фотографом за месяц». Интернет дал любому возможность создать из своей жизни развлекательное шоу, поэтому профили в социальных сетях все больше смахивают на красивую картинку или рекламный каталог.
Последние два года можно проследить тренд на микро-инфлюенсеров. Это люди, у которых в профиле социальной странице до 30 тысяч подписчиков. Причем стать микро-инфлюенсером можно даже с тремя тысячами активных подписчиков, интересующихся твоей персоной. Крупные компании стали чаще обращаться к ним из-за их близости Микро-инфлюенсеры и виртуальные инфлюенсеры ближе к подписчику. В них больше жизни, а значит лояльность и доверие аудитории выше. Что касается виртуальных блогеров – это новый для России тренд, перенятый с Азии.
Уже сейчас блог Лил Макелы, проекта американской компании Brud, имеет в Instagram 1,8 миллионов реальных подписчиков. Российские цифровые инфлюенсерки Ася и Кира менее популярны и на двоих имеют 4,5 тысячи. Помимо постинга фото, они работают моделями, занимаются дизайном одежды и рекламой таких брендов как Adidas. Идея виртуальных инфлюенсеров не нова. К примеру, Gorillaz, Глюкоза с её образом.
Искусственный интеллект не может создавать контент как это бы делал живой человек, но это не лишает его возможности рассказывать о своих чувствах. Его преимущество – искренность. Пока живые люди переделывают себя с помощью фильтров и масок, цифровые модели вызывают уважение и получают новых подписчиков как раз за то, что позволяют себе выглядеть неидеально. О серьезной конкуренции между человеком и машиной быть не может. Все же людям интересны люди, а не программы даже суперсовременные и оригинальные.
Есть и плюсы, выделяющие их на фоне цифровых коллег. Они участвуют в социальных проектах, митингах, поддерживают благотворительность. Недавно сервис Добро Mail.Ru решил назначить неравнодушных инфлюенсеров «Послами Добра», чтобы люди знали об акциях и мероприятиях. Не менее важное движение «Ты не одна», посвященное жертвам домашнего насилия. Сейчас благодаря целеустремленности девушек-активисток на государственном уровне обсуждается вопрос о создании законопроекта, защищающего жертв от насильника и утверждающего меры по работе с проблемой.
Поэтому не важно — живой это человек, за которым продюсерский центр, или цифровой образ. Главное — нести пользу, отстаивать идеи и быть неравнодушным к своей аудитории.
Ананстасия Костыркина