Что скрывает "сказка" Wildberries?
21 ноября 2019, 09:36 [ «Аргументы Недели» ]
Во всем мире розничная торговля или ритейл активно перемещается в интернет-пространство. И наша страна – не исключение. Так, если в 2013 году доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли в России составляла около 2%, то в 2018 году – уже около 4%. По экспертным прогнозам, к 2024 году данный показатель может удвоиться и превысить 8%. Ну если, конечно, наши западные «партнеры» не закроют нам доступ в Интернет.
Вот уже который год лидером отечественного E-commerce является компания Wildberries. Неожиданное появление ее основательницы и владелицы Татьяны Бакальчук (в девичестве Ким) на втором месте в списке Форбс богатейших женщин России вызвало ожидаемый интерес к российскому чудо-примеру успешного бизнеса. А ну как и впрямь вскоре будем гордиться, опередив Amazon и Alibaba?!
Однако при ближайшем рассмотрении картина оказывается не такой прекрасной. В отличие от гигантов интернет-торговли, за которыми стоят значительные вложения в развитие и ведущие мировые экономики, модель работы Wildberries, если убрать в сторону весь «макияж», искусно наложенный PR-специалистами, выглядит довольно незамысловато. Ведь все вложения – это строительство складских помещений (которые при случае можно легко продать) и производственные издержки, хотя сама компания ничего не производит. Но при этом в последние 2-3 года стала активным инвестором, одним из флагманов в сфере поддержки малого и среднего бизнеса в России и быстрорастущей компанией, создающей тысячи новых рабочих мест.
Так, в августе этого года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев посетил основной склад Wildberries и в ходе прямого эфира телеканала «360» анонсировал введение дополнительных складских площадей и увеличение количества рабочих мест с 5 до 12,5 тысяч! В ходе встречи он заявил, что "Wildberries" - уникальная компания, она конкурирует с Amazon, с Alibaba. У них в этой компании работают очень одаренные ребята, тысячи программистов, которые постоянно совершенствуют систему покупки, доставки товаров".
Простите, какие тысячи программистов, откуда? Анализ сайтов с вакансиями четко иллюстрирует кадровые потребности онлайн-сети. Это, в основном, грузчики, водители-экспедиторы, работники склада и продавцы. Конечно, всех их можно обозвать менеджерами разных специализаций, но наукоемкости от этого особо не прибавится. При этом не секрет, что подобные кадровые позиции у нас давно заполняются приезжими, в основном из стран ближнего зарубежья, так что польза для подмосковных земель вовсе неочевидна.
Да и достойные зарплаты в компании красиво выглядят, похоже, только на сайтах кадровых агентств. На деле же персоналу живется не сильно сладко. В сети хватает отзывов о кадровых порядках Wildberries. "Работников нанимают сотнями, а потом скидывают на работающий в нечеловеческих условиях персонал все издержки и штрафы. Недовольных недоплатами и переработками людей без лишних слов увольняют. Уволился работник - проще нанять нового. Разумеется, бешеная текучка в «Вайлдберриз» сказывается на качестве обслуживания клиентов" - пишет Infox.ru.
Про «клиентские истории» коллеги из других изданий уже писали, мы же остановимся на предлагаемых товарах и их качестве.
Вайлдберриз, ориентируясь на покупателей с разными возможностями, предлагает, в числе прочих, брендовые товары от известных производителей. Здесь к производителям никаких вопросов. Вопросы, или точнее претензии покупателей к продавцу. Жалобы на вскрытые упаковки, брак и дефекты, несоответствие цвета и размера встречаются в отзывах о продукции весьма известных брендов. Не то, чтобы они носят массовый характер (если, конечно, негативные отзывы не зачищают). Но складывается впечатление, что сюда – на торговую площадку Вайлдберриз, могут поставить и бракованный, и контрафактный, и некондиционный, и даже бывший в употреблении товар. Не верите? Почитайте отзывы клиентов в изданиях Moscow Post, Infox, Век.
Иная ситуация с российскими «брендами».
Случайно выбранный российский обувной бренд GARRO на своем сайте позиционируется как «один из крупнейших российских производителей женской высококачественной обуви из натуральной кожи и меха!»
«С 2000 года продукция компании производится на Московской обувной фабрике GARRO и насчитывает сотни моделей, предназначенных для любого сезона, стиля жизни и случая. Ежегодно фабрика GARRO выпускает около 80000 пар обуви.» И там же информация, что это индивидуальный предприниматель Аванян Гарри Владимирович, поставленный на учет 14 мая 2015 г. Т.е. фабрика – это индивидуальный предприниматель?! Более того, 1 августа 2016 г. «один из крупнейших отечественных производителей обуви» включен в реестр МСП (малого и среднего предпринимательства) в качестве … микропредприятия, на котором, согласно российским законам, должно трудитьсяне более 15 работников! То есть, если все 15 работников заняты на производстве, то каждый из них должен произвести ежедневно 21-22 пары обуви. Это реально? Или же на деле небольшой цех производит пару тысяч пар в год, а остальной объем докупается в других местах?
Пройдемся по мужской одежде… В каталоге Вайлдберриз в большом количестве представлены мужские деловые костюмы, сорочки и прочие предметы мужского одеяния под брендом STENSER… И цены не могут не радовать: костюмы за 4 – 6 тыс. рублей, стильные рубашки и пуловеры не дороже 1,5 тыс. руб. И все, разумеется, по акциям!!! Скидки до 50%!!! Но что же это за «популярный» бренд?
На их сайте сообщается, что «одежда «STENSER» выражает сущность успешного мужчины... Мужские костюмы марки «STENSER» — это безупречный крой, чистота линий, изысканность материалов и совершенство деталей, идеальная форма, которых бросается в глаза благодаря выверенным пропорциям и отточенному силуэту. Это чистый стиль, не ищущий компромиссов…». Много вы знаете успешных мужчин, которые носят костюмы стоимостью 5 тыс., но не долларов, а рублей? Впрочем, не в цене дело. В качестве адресов компании указаны два складских комплекса: в г. Пушкино Московской области и … на 14 км МКАД, на рынке «Садовод». Но если STENSER - это, по сути 2 склада и интернет-магазин, то Вайлдберриз (сеть складов и интернет-магазин), получается, выступает в качестве банального перекупщика… А как же быть с декларированным исключением посредников из цепочки поставок?
Рассмотрим другой «бренд», продвигаемый Вайлдберриз – мужская одежда от Аbsolutex. Нехитрым путем попадаем на официальный сайт. Там, не кстати, упоминается ООО "Абсолютекс-М", деятельность которого прекратилась в связи с исключением из ЕГРЮЛ аж в ноябре 2015 г. По адресу и ИНН, указанным в разделе контакты, всплывает ООО «Абсолютекс», у которого свыше 20 видов деятельности и всего один сотрудник, видимо сам же генеральный директор Айбек Азимов. И кстати, на этом же сайте представлены другие «известные» бренды BAZIONI, BAZIONI blue, BOLINI, LAСONI. Нетрудно предположить, где еще их можно приобрести. Правильно, в интернет-магазине Вайлдберриз! И здесь история аналогична STENSER. Разница лишь в том, что на сайте Аbsolutex бренды BOLINI и LAСONI позиционируются как итальянские, а на сайте Вайлдберриз честно указано, что страна бренда и производителя – Россия. Впрочем, где это производится, все равно непонятно. И тот же вопрос с посредниками в цепочке поставок…
Интересно, что в энциклопедии брендов упоминаний о вышеназванных GARRO, STENSER, АBSOLUTEX, BAZIONI, BOLINI, LAСONI и прочих …. ONI обнаружить не удалось. Поэтому не трудно предположить, что все эти бренды, как и продукция под такими названиями – не более чем маркетинговые приемы.
Однако бренд Wildberries (рус. Вайлдберриз) там присутствует. Но и сам бренд, как и одноименная компания с ее незамысловатой моделью построения бизнеса, по-видимому, не более чем грамотный маркетинговый проект.
Особенно непонятно, а потому и интересно, в этом контексте выглядят известия об открытии очередного Центра экспертизы электронной коммерции (ЦЭЭК), которые позиционируются как ноу-хау от Wildberries и открыто их по стране уже более десятка. С точки зрения маркетинга и PR –ход на 5+. Ну кому интересно, что в городе N открыли новый склад площадью столько-то квадратных метров. А тут ЦЕНТР! Да еще экспертизы. Да еще электронной коммерции. И это не просто хранилище товаров. ЦЭЭК, как следует из презентации на официальном сайте компании,- многофункциональная площадка с собственным обучающим центром и операционно-складским комплексом. Интересно, а в Amazone есть что-то подобное ЦЭЭК или их топ-менеджменту креативности не хватает?
А еще это, ни много, ни мало, проект федерального значения, направленный на поддержание поставщиков в сфере e-commerce, который, кстати, «осуществляется при поддержке Министерства Промышленности и Торговли РФ и Российского Экспортного Центра». Только вот на сайте Минпромторга поиск по запросу «Центр экспертизы электронной коммерции» результатов не дал. А с Российским экспортным центром в июне 2019 года «Вайлдберриз» подписал соглашение о сотрудничестве для поддержки российских производителей в выходе на экспорт. Так кто этот проект в реальности поддерживает? Сама по себе поддержка отечественного производителя – дело, безусловно, нужное и благое. Но каких производителей поддерживает Вайлдберриз?
И даже из презентации непонятно, о какой экспертизе все-таки идет речь? Если об экспертизе качества товаров, тогда кто, как и на основании каких документов ее осуществляет? Быть может, логичнее соответствующим уполномоченным органам заняться экспертизой предлагаемых товаров?
Эксперт-экономист Михаил Делягин в статье в «Независимой газете» в связи с Wildberries, видимо, не случайно вспоминает печально известный своим массовым контрафактом знаменитый Черкизон:
"Wildberries ориентируется на дешевые товары. Не случайно, заняв в 2018 году первое место в рейтинге E-CommerceIndex, составляемом компанией Data Insight, по объему продаж и количеству заказов, компания находится в нем же на одном из последних мест по среднему чеку... Модель массовой продажи по минимальным ценам требует жесточайшей, еще больше, чем в отрасли в целом, экономии в прямом смысле слова на всем: на управлении и персонале, на условиях труда, таможенном и налоговом режимах, на логистике, расчетах с персоналом и партнерами, а также на отборе последних. Если верить жалобам покупателей в Интернете, бывали и случаи обнаружения контрафакта, и затруднением возврата бракованных товаров, что порой производит впечатление творчески переосмысленной и перенесенной в Рунет модели Черкизона.».
Примечательно, что основатель и владелец группы компаний АСТ Тельман Исмаилов, он же в прошлом «хозяин Черкизона» на пике успеха также имел состояние, оцениваемое примерно в 1 млрд долларов. Но у него в активе были Московский институт народного хозяйства им. Плеханова; работавший в сфере торговли отец, согласно данным Википедии - крупный бакинский цеховик; коммерческий опыт, приобретенный еще в советские времена, и поддержка столичных властей, о которой написано множество статей.
Судя по растущему в последнее время количеству публикаций в интернете, Вайлдберриз развернул активную PR-компанию, в основе которой лежит красивая сказка про обычную преподавательницу английского языка, которая работала – работала и заработала миллиард американских долларов. Сама! Без экономического образования, родственников - миллиардеров, поддержки крупных бизнес-структур и, даже, без сколь-либо значимых инвестиций! А вам слабо?
А ее бизнес-проект теперь не только крупнейший отечественный онлайн-ретейлер в стране, но и конкурент таким акулам интернет-бизнеса как Amazon и Alibaba, мечтающий покорить еще и европейский рынок. Ну с такими брендами и сервисом эта мечта осуществится, видимо, нескоро… История с Польшей оказалась, по сути, фейком. Теперь на очереди Словакия. Согласно заявлению г-на Мантурова, распространенному информагентством РИА Новости "Компания Wildberries планирует строительство крупного логистического центра в Словакии, в районе 300 тысяч квадратных метров, инвестирует более 200 миллионов евро, и в рамках проекта будет создано более 15 тысяч рабочих мест в Словакии.» Только все-таки следует помнить, что в Европе с правами потребителя все очень строго. Так что, излюбленную практику Wildberries, описанную уже многими СМИ и содержащуюся в судебных материалах, придется оставить для российских реалий.
Странно только отсутствие какой-либо реакции проверяющих органов. Или прав был вышеупомянутый Михаил Делягин, предполагая, что «вероятно, что у Wildberries есть и необычные для высоко конкурентного рынка, на котором он действует, уникальные и при этом скрытые, невидимые со стороны факторы оглушающего успеха. Нельзя исключить, например, что в него вложилась какая-либо значительная корпоративная структура, таким образом осваивающая принципиально новое для себя направление деятельности, но категорически не желающая себя афишировать». Несколько по-научному сказано, так ведь и автор – доктор экономических наук. Впрочем, как гласит латинское выражение «sapientisat» — «умный поймёт».