Эту расхожую фразу вспомнили в начале разговора участники организованного еженедельником «Аргументы недели» Экспертного совета, посвященного теме комфортных и безопасных дорог. Как говорила еще Маргарет Тэтчер, по сути, не бывает никаких «государственных» — муниципальных, областных, федеральных — денег. Они не берутся из ниоткуда, из некого абстрактного источника. Люди в стране платят налоги, топливные акцизы, а затем, в том числе через систему дорожных фондов, эти средства поступают на финансирование ремонтов, реконструкций и строительства — от федеральных магистралей до сельских дорог. Вполне закономерно, что люди хотят знать, как выстроены приоритеты, на что именно и насколько эффективно расходуются деньги.
Надо сказать, что большой объем работ сегодня ведется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», куда вошли 83 субъекта РФ. В числе его ключевых целей — улучшение состояния региональных и муниципальных трасс, снижение уровня аварийности, смертности в результате ДТП, а также уменьшение доли дорог, работающих в режиме перегрузки. Этот проект и оказался в центре внимания дискуссии. Ключевыми спикерами Экспертного совета ожидаемо стали депутат Государственной думы, член комитета ГД РФ по транспорту и строительству, куратор федерального проекта ВПП «Единая Россия» «Безопасные дороги» в Иркутской области Сергей Тен и Сергей Сингатулин — как заместитель начальника ФКУ «Упрдор «Прибайкалье», представляющий структуру с наставнической функцией в дорожном нацпроекте. К дискуссии также подключились представители муниципальных властей, проектных организаций, подрядчики и производители материалов для дорожного строительства.
Открывая разговор, Сергей Тен поблагодарил коллег, проявивших готовность открыто обсудить, какая работа проведена и что делается сегодня, а также предложить решения, позволяющие всем вместе значительно «усилиться» в части реализации большой и важной задачи. Именно прозрачность действий, их координацию с общественностью депутат назвал значимым фактором успеха любого нацпроекта. Да, на сегодняшний день есть положительные результаты — более 240 км региональных и 61 км местных дорог отремонтировали в текущем году в Иркутской области. Но регион совершенно точно может проявить себя еще эффективней.
Сколько точно, в объектах
Как сообщил Сергей Сингатулин, в рамках поручения Федерального дорожного агентства о наставничестве в субъектах РФ Упрдор «Прибайкалье» с 2017 года принимает участие в проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: для муниципальных заказчиков работ выступает помощником при реализации нацпроекта, осуществляет мониторинг объектов в городах Иркутске, Братске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Шелехове, а также на региональных дорогах Иркутской области.
Представитель Упрдор «Прибайкалье» привел цифры, иллюстрирующие существенные объемы работ. Всего в рамках регионального проекта «Дорожная сеть» в 2019 году предусмотрено 110 объектов дорожного хозяйства, из них 91 — с завершением работ в 2019 году, 19 — переходящие на последующие годы. В настоящее время из 110 объектов контракты заключены на 109 объектах (99,1%), работы закончены на 75 объектах, на оставшихся объектах ведутся работы по обустройству и подготовке к сдаче. «Несомненно, этот факт можно выделить как один из положительных в работе проектного офиса Иркутской области», — считает Сергей Сингатулин. При этом он обратил внимание на то, что на одном объекте контракт не заключен. Это строительство дороги по ул. Возрождения в Братске. За счет субсидии из областного бюджета реализация планировалась в 2019-2021 годах. Электронный аукцион не состоялся трижды в связи с низкой стоимостью строительства, в настоящее время внесены изменения в сметную документацию, находятся на государственной экспертизе. Принято решение в рамках внесения изменений в региональный проект «Дорожная сеть» перенести начало реализации объекта на 2020 год.
Как известно, в Иркутской области было образовано сразу три агломерации, в которые вошли города Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское и Братск. Там и ведутся работы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сергей Тен со своей стороны в очередной раз озвучил предложение расширить охват территории: «Необходимо, чтобы Черемхово также входило в нацпроект «БКАД», который рассчитан до 2024 года. К этому времени будет закончено строительство автодороги в обход города Усолье-Сибирское и поселка Тельма. И город Черемхово, который расположен в непосредственной близости, стал бы продолжением участка, где принят значительный комплекс мер, способствующих приведению дорог в нормативное состояние».
Работа над ошибками
Подробно участники экспертного совета остановились на вопросах соблюдения технологий и качества выполняемых подрядчиками работ.
Специалисты ФКУ «Упрдор «Прибайкалье», по словам Сергея Сингатулина, регулярно совместно с муниципальными представителями выезжают на объекты контроля, проводят лабораторный анализ качества асфальтобетонного покрытия, доводят до заказчика сведения о каких-либо замечаниях и содействуют их своевременному устранению. Кроме того, сотрудниками управления проведены проверки асфальтобетонных заводов, участвующих в реализации нацпроекта. Все выявленные замечания были доведены до ответственных лиц.
В частности, в мае-ноябре 2019 года члены рабочей группы совместно с представителями администрации и правительства Иркутской области произвели 165 выездов на объекты контроля Иркутской, Ангарской, Братской агломераций. Обследовано 76 объектов (83,5%), отобрано 89 проб. Из них 33 пробы (36%) не соответствуют по уплотнению, физико-механическим свойствам или толщине. Выявлено 215 замечаний, из них 130 (60,5%) устранено.
«Большое количество не устраненных замечаний — в городе Иркутске, в частности на участке по улице Карла Маркса, — обратил внимание Сергей Сингатулин. — Также хотелось бы отметить, что из-за недостаточной подготовки инженерно-технического состава подрядных организаций зачастую происходят нарушения технологии производства работ, что напрямую влияет на качество выполненных работ по объекту. Из-за этого большое количество объемов переделывается после проезда кураторов. Рабочие, находящиеся на объектах, в большинстве случаев находятся без специализированной одежды и имеют ненадлежащий вид. Ограждение мест производства работ производится с систематическими нарушениями».
Исполнение гарантийных обязательств подрядчиками на объектах проекта «Безопасные и качественные дороги» 2017-2018 годов находится на низком уровне, констатирует Упрдор и рекомендует муниципалитетам «более плотно взаимодействовать с подрядчиком» для их устранения.
Также Серей Сингатулин напомнил, что городские чиновники должны вносить информацию о замечаниях и их устранении в систему оперативного управления Росавтодора «Эталон». Однако зачастую делают это с систематическими задержками до 1 месяца: «После каждого выезда на объекты контроля работников ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» в адрес муниципальных образований и регионального заказчика направляются замечания в письменной форме, и в системе «Эталон» они дублируются. С начала дорожного строительного сезона-2019 было направлено 33 письма по 215 выявленным замечаниям».
Дороги — больше, чем асфальт
Сошлись участники дискуссии еще в одном мнении: проектная составляющая дорожных работ, мягко говоря, «хромает». Об этом с сожалением упомянула Людмила Суслова, генеральный директор многопрофильной компании «ИНДОР». Опытных коллег поддержал и Сергей Тен, заметив при этом, что вывести реализацию нацпроекта на более высокий, продуманный и комплексный уровень мешает отсутствие единого координатора в структуре областного правительства: «В регионе есть министерство строительства, дорожного хозяйства. А вопросы транспорта находятся в ведении другой структуры — министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, которому все перечисленные, отнюдь непростые сферы, нужно разом охватить. Это говорит о том, что в регионе недооценивают важность ситуации с дорогами, значимость этого фактора в повседневной жизни людей. Да, нужны общественные пространства в городах, площади, скверы. Важны школы и детские сады, больницы, доступное жилье. Но если выстраивать все последовательно, в соответствии с грамотной градостроительной политикой, то в первую очередь идут дороги и коммуникации, а потом на эту базовую инфраструктуру «нанизываются» другие объекты».
Говоря о градостроительной политике, Сергей Тен констатировал: с тех пор как «Иркутскгипродорнии» утратил функцию системообразующего проектного института Восточной Сибири и Дальнего Востока, на этом пространстве никто не подхватил задачу подобной структуры — с интеллектуальным потенциалом, способным выработать четкую транспортную стратегию, в частности стратегию для столицы Приангарья. «Да, безусловно, национальные проекты способствуют значимым положительным изменениям в дорожном хозяйстве. Но что мы видим? Стояли в пробках, когда были ямы. Теперь мы стоим в пробках на хорошем асфальте», — с этим высказыванием депутата не поспоришь.
Но хорошие дороги — это не только асфальт. В том же в национальном проекте значительное внимание уделяется и такому вопросу, как внедрение интеллектуальных транспортных систем. А кто в регионе серьезно и глубоко занимается этим вопросом?
Эксперты не раз обращали внимание, что сегодня нужно приложить максимум усилий, чтобы в Иркутской области появилась комплексная система безопасности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Есть смысл создать Центр организации дорожного движения в Иркутске, и это прерогатива городской администрации. Такие центры существуют во многих регионах, например у наших соседей в Красноярске и Новосибирске. И, как показывает практика, работа таких систем позволяет существенно изменить ситуацию со смертностью и травматизмом, сохранить тысячи жизней.
За круглым столом во время Экспертного совета Сергей Тен еще раз вернулся к этой мысли — не нужно нам изобретать велосипед, важно использовать опыт других городов, других регионов, где процессы уже отлажены. Тогда мы, вероятно, перестанем с завистью рассказывать, «как там у них», и ругать, «как тут у нас».