Верховный суд РФ как в представлении обычных людей, так и согласно статусу – та высшая инстанция, которая без всякого пафоса является последней надеждой для восстановления справедливости. И соответственно, люди, которые там работают, а тем более имеющие высокие должности, должны не только знать все законы и их исполнять, но и в случае чего поправлять своих более «младших» по статусу коллег в юридических вопросах. Однако ситуация, о которой будет рассказано ниже, заставляет, как минимум, усомниться в профессиональной компетентности людей, представляющих высший судебный орган страны.
СУДЕБНЫЕ тяжбы между двумя компаниями – кипрской «Бетафин Лимитед» и российской ООО «Монолит» длятся уже три года. А сама история и того дольше – 6 лет!
Ещё в 2013 году компания «Бетафин Лимитед» заключила с ООО «Монолит» соглашение займа, эквивалентного 3 000 000 долларов США. В договоре было чётко оговорено, что деньги будут перечислены в нескольких валютах: долларах США, фунтах стерлингов и евро. В них же, согласно договору, необходимо и погасить задолженность, а также выплатить все проценты.
Однако за три года ООО «Монолит» долг не вернуло и соответственно для защиты своих интересов «Бетафин Лимитед» обратилась в 2016 году в Солнечногорский городской суд Московской области. Само собой, суд постановил взыскать денежные средства в различных валютах, как и было прописано в договоре. Ответчику не помогла апелляция в Московский областной суд, который оставил в силе первоначальное решение.
В итоге кассационная жалоба ушла в Верховный суд РФ. Он возвратил дело на новое судебное рассмотрение в Судебную коллегию Московского областного суда, которая 04.12.2017 приняла по делу новое решение: выплатить денежный долг в рублях. Однако набежавшие за время пользования чужими деньгами проценты судьи обязали выплатить в соответствии с договором, то есть в валютах перечисления. Этот пункт договора был введён для учёта возможной инфляции и курсовой разницы. А значит, его игнорирование нарушило бы права кредитора.
Ведь курс валют и покупательная способность в 2013 году несравнимы с 2019 годом. По утверждению представителей «Бетафин Лимитед», заёмщик хочет выплатить в три раза меньше! Если совсем коротко, то суть всех апелляций представителей ООО «Монолит» такова: деньги взял в валюте, а вернуть хочет через 6 лет в рублях!
Проиграв ещё раз, ответчик пошёл по проторённому пути и вновь обратился за поддержкой в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда. И вот уже началась какая-то другая, совершенно непонятная история.
Вначале, несмотря на пропущенный представителями заёмщика шестимесячный срок для подачи жалобы, она была принята. Дело взял заместитель председателя Верховного суда В.В. Хомчик. Он возглавляет Коллегию по делам военнослужащих и к финансовым спорам никакого отношения не имеет. Тем не менее своим решением он приостанавливает исполнение решения суда о взыскании долга и направляет дело на новое рассмотрение.
Ещё один заместитель председателя Верховного суда В.И. Нечаев в пояснении заявляет о том, что не видит поводов для несогласия с подобным решением. Хотя ранее он занимал противоположную позицию и официально признавал, что «Монолит» исчерпал все законные способы обжалования судебного акта. Выяснилось, что это решение он «отозвал». Интересно почему?
После жалобы компании «Бетафин Лимитед» в Конституционный суд была созвана судебная коллегия по гражданским делам в совершенно новом составе. И 12 февраля 2019 года она оставила жалобу «Монолита» без удовлетворения. Однако заёмщик вновь повторил трюк с жалобой в Верховный суд с требованием отменить апелляционное и кассационное решения. При этом с момента апелляционного решения прошёл 1 год и 10 месяцев (!!!), это пресекательный срок, который не подлежит восстановлению!
Но почему-то опять 20 июня 2019 года дело снова передано на рассмотрение Президиума Верховного суда. При этом неоднократные обращения представителей «Бетафин Лимитед» «с просьбой оставления без рассмотрения по существу надзорной жалобы в части обжалования апелляционного определения Московского областного суда» остаются вообще без ответа! И этов высшей судебной инстанции страны! Что же тогда требовать от других?
Дальше – больше. Рассмотрение было назначено на 10 июля 2019 года, но после публикаций в СМИ, где также выражалось по меньшей мере недоумение по поводу действий Верховного суда, дело было снято с рассмотрения в этот день с формулировкой «отсутствие кворума».
И так же внезапно, как оно было перенесено, так же внезапно и на этот раз неожиданно оперативно – 1 октября было официально сообщено, что очередное слушание назначено на 9 октября. То есть «Бетафин Лимитед» предоставлено максимально короткое время для подготовки к судебному заседанию (без учёта выходных – 6 дней). И это при всём при том, что надзорная жалоба была подана в Верховный суд 05.03.2019 и, согласно закону, предельный срок её рассмотрения истёк 20 августа 2019 года.
Опять же риторический вопрос: почему так, как минимум, непрофессионально ведёт себя Верховный суд? Если это в самом деле такое халатное и, прямо скажем, наплевательское отношение к своим обязанностям, то это печально. Представляете, если они так же «оперативно» рассматривают дела, когда решается судьба невиновного человека, который, находясь в тюрьме, ждёт, надеется и верит? На кого остаётся надеяться?
А если всё это делается неслучайно, то печальнее вдвойне. Только непонятно, чем так могло заинтересовать вроде бы обычное ООО «Монолит» сильных мира сего? Тем более что платить-то им всё равно придётся. На каких условиях – другой вопрос. Поэтому совершенно непонятно, зачем Верховный суд рискует, как минимум, своей репутацией, а люди, занимающие высокие должности, тоже, как минимум, – своими должностями, дабы снизить платёжное бремя недобросовестному заёмщику?