Аргументы Недели → Общество № 37(681) от 25.09.19 13+

Прорвут ли США ПВО Калининградской области?

, 19:30

На днях новый командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеффри Харриджян в очередной раз показал, что некоторым генералам куда полезнее жевать, чем говорить.

Абонент вне зоны доступа

Не дают покоя американцам наши «зоны вне доступа», которые они называют пузырями A2/AD (anti-access and area denial – ограничение и воспрещение доступа и маневра). Речь идёт о территориях России, густо набитых дальнобойными средствами ПВО-ПРО ЗРС С-400, С‑300В4 и С-300ПМ2, береговыми противокорабельными ракетными комплексами (БПКРК) большой дальности и прочей военной техникой. Из-за чего признанным сторонникам «свободы судоходства» и прочей «свободы» в чужих водах и на чужих территориях очень неуютно находиться там даже в мирное время. «Краник перекрыть» могут в любой момент.

В сущности, практически вся Россия является для американцев такой зоной. Но их беспокоят районы, близко прилегающие к странам, которые США считают интересными для себя. Например, Крым. Расположенная там группировка авиации и средств ПВО ВКС контролирует всё Чёрное море, часть Украины и прилегающих стран бассейна. А береговые ракетные комплексы даже без привлечения авиации и флота могут перетопить всё, что «выплывет» из Босфора.

Также Вашингтон волнует Калининградский особый оборонительный район (КОР), где такая же ситуация. Да ещё и комплексы «Искандер-М»,которые контролируют оттуда обширные районы Европы. Беспокоит американцев и то, что Россия перекрывает такими же методами и обширные районы своих полярных владений в Арктике и зону Севморпути. Её в США считают «принадлежащей всему человечеству». В первую очередь – себе.

 

А мог сойти за умного

Российские зенитные, противокорабельные и наземные ракеты, базирующиеся в районе Калининградской области, могут угрожать большей части НАТО, в связи с этим ВВС США подготовили план прорыва созданной там российской системы ПВО, заявил генерал Джеффри Харриджян: «Если нам придётся этим заняться, уничтожить интегрированную систему ПВО там, пусть не будет сомнений, у нас есть план, как это сделать». «Мы ведём подготовку к этому, мы постоянно продумываем эти планы и будем готовы к их реализации, если когда-либо нам придётся это сделать». Правда, детали этого плана он раскрывать не стал, но намекнул, что недавние полёты тяжёлых бомбардировщиков В-52Н к главной базе Балтийского флота (о которых «АН» писали в статье «Весеннее обострение стратегической авиации США» в №12) являются деталями этого плана. Также он включает в себя «всестороннее наступление, нападение с воздуха, земли, моря, космоса, а также атаки в киберпространстве и радиоэлектронную борьбу».

Этот генерал Харриджян вроде бы хороший лётчик. Он имеет 4100 часов налёта на F-15 и F-22 и лёгких штурмовиках А-37. Но, вероятно, работа по интеграции истребителя F-35 в ВВС, которую он возглавлял, подточила его разум, раз он не понимает, что можно говорить публично военачальнику, а что не стоит. Как говорят, «помолчи – сойдёшь за умного».

 

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Начнём с «кибератак» – это ныне очень модное направление войны. В первую очередь модно потому, что на нём можно делать деньги без особых внешних результатов. Одно дело – взломать управление электросетями в Венесуэле, где всё установленное оборудование произведено канадской компанией. Другое дело – атака на военные объекты России, где всё совсем иначе организовано и защищено, а ключевые системы никак не связаны с Интернетом. А если кто-то рассуждает о «кибератаках» против АСУ ПВО или ЗРК, или ракетных систем РВСН, то ему надо в британскую психбольницу Бедлам, в палату к шаманам, изгоняющим Трампа из Белого дома.

Что до РЭБ, то это палка о двух концах. Устойчивость наших систем к ней выше, чем устойчивость систем потенциальных противников к нашим средствам. На Западе военные признают своё отставание в РЭБ и помехоустойчивости, хотя делают это сквозь зубы. К тому же чем разнообразнее по средствам система ПВО, тем сложнее её давить. В целом различные попытки прощупать на уязвимость наши современные средства ПВО пока успехом не увенчивались.

А про нападение с воздуха хотелось бы заметить, что интегрированную и эшелонированную и разнообразную систему ПВО «продавить» почти невозможно. Затраты и потери будут совершенно неприемлемыми. В КОР в составе 44-й дивизии ПВО Балтфлота имеется 1 радиотехнический и 3 зенитно-ракетных полка, где 5 дивизионов только С-400,а ещё есть дивизионы С-300В, С-300ПС и «Панцири-С». А ведь дивизию можно и усилить в кризисный период.

 

«Героический прорыв» мирного времени

Что до «героического прорыва» В-52Н в мирное время, то смысл его непонятен. Если речь идёт о самолёте из ядерной группировки – то это одно, а если из неядерной – то совсем другое. Только 42 из 76 этих бомбардировщиков являются ядерными носителями, но используются для этого и вовсе 36 (ядерных КР не хватает для всех). Остальные лишены ядерного потенциала хирургически и безвозвратно.

Носителям КР большой дальности никакого смысла подлетать близко к цели нет – выпустил ракету с расстояния 1, 5–2, 4 тыс. км и иди домой. А с ракетами пусть ПВО разбирается. И скорее всего, разберётся, что показывает опыт Сирии. Наши «стратеги» не подходят к берегам США ближе дистанций, с которых они могут атаковать потенциальные цели. А уж те, которые имеют новые ракеты Х‑101 и Х-102, вообще могут атаковать Америку со своей территории.

Неядерные же В-52Н способны применять оперативно-тактические КР JASSM/JASSM-ER с дальностью до 900 км – тоже можно не подлетать близко. Но и их могут сбить наши средства ПВО. Есть ещё один вариант – американцы могут сбросить много-много малогабаритных корректируемых бомб SDB и попытаться перегрузить нашу ПВО массой малогабаритных и малозаметных бомбочек. Это достаточно неприятный для ПВО сценарий. Но для этого надо подлетать на 80 км к цели.

Как показала практика боёв в Сирии, наши ЗРК типа «Панциря-С1» и «Тора-М2У/М2» способны уничтожать такие боеприпасы достаточно надёжно, да и средства РЭБ могут им помешать. А сам бомбардировщик не подберётся в военной ситуации на такое расстояние – его за сотни километров встретят и свалят истребители. Если он будет с эскортом, то, конечно, как получится, но дальнобойным ракетам Р-37-1 с МиГ-31БМ всё равно, кого сбивать. Подойдёт поближе – станет жертвой ЗРС С-400, если комплекс оснащён ЗУР 40Н6 сверхбольшой дальности. А на 80 км его достанет и старая С-300ПС.

 

Вам точно это нужно?

Ну и сама попытка массированно продавить ПВО Калининграда, Крыма, да хоть Новой Земли или Новосибирских островов может вызвать массированный сокрушающий ответ по территории противника. Возможно, с применением нестратегических ядерных средств. Это очень нужно генералу Харриджяну? Скорее такие заявления генералы США делают для того, чтобы успокоить обывателей, мол, не переживайте, у нас всё под контролем, Америка «снова стала великой» (как обещал Трамп), мы со всем справимся.

Правда, на самом деле США боятся связаться не то, что с Россией, но и с КНДР и Ираном. Который в грош не ставит американскую мощь и делает то, что считает нужным.

 

Арктический «прорыв» не состоялся

Что до российской Арктики, которую наша страна продолжает «опутывать» зонами 2A/AD, строя новые арктические базы и размещая ЗРС большой дальности, полки истребителей и дивизионы БПКРК, то можно заметить следующее. Только за последние месяцы полк ПВО, расположенный на Новой Земле, получил вместо ЗРС С-300ПМ2 новейшие С-400. Полк был сформирован заново относительно недавно, а теперь его техника уйдёт другому арктическому полку. То есть «зона вне доступа» появится где-то ещё. А на море идёт процесс замены береговых противокорабельных ракетных комплексов (БПКРК) «Рубеж», которые устарели, на дальнобойные «Бастионы» со сверхзвуковыми ПКР «Оникс» и «Балы» с дозвуковыми, но грозными «Уранами-У».Устанавливаются там и загоризонтные РЛС поверхностной волны типа «Подсолнух» – они видят примерно на 500 км морские и воздушные цели на любой высоте.

При этом совсем недавно американцы заявляли, что в этом году (предполагался август-сентябрь, как самый безледовый период в Арктике) совершат проход военными кораблями по Севморпути. Причём без спроса разрешений у России. То есть без уведомления РФ, без лоцмана на борту и без оплаты накладных расходов. Об этом в январе заявлял министр ВМС Спенсер.

Американцы пытались такое проделать ещё в начале 60-х годов прошлого века, когда ВМФ у СССР был достаточно слабым после хрущёвского разгрома. Но их отловили и развернули обратно, и они даже не пытались возражать. К тому же ходить по СМП без ледокола опасно даже в такое время года.

А с ледоколами у США всё очень плохо. Есть два формально «тяжёлых» ледокола «Полар Си» и «Полар Стар» и «средний» ледокол «Хили». Но один уже 9 «тяжёлых» лет гниёт у пирса, и запчасти с него снимают для второго – «Полар Стара». Который часто ломается и вообще очень занят в американской антарктической экспедиции, и забрать его оттуда нельзя.

Ярослав ВЯТКИН,

военный обозреватель «АН»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram