> В Хабаровском крае рыба и красная икра поражены ртутью - Аргументы Недели. Хабаровск

//Общество 13+

В Хабаровском крае рыба и красная икра поражены ртутью

12 августа 2019, 15:31 [ «Аргументы Недели. Хабаровск» ]

В Хабаровском крае рыба и красная икра поражены ртутью

Одна из крупнейших российских рек – Амур – заражена ртутью. В Хабаровском крае идет летняя и скоро начнется осенняя путина, практически вся рыба – в том числе и лосось – в той или иной степени поражена опасным тяжелым металлом.

Скандал разгорается вокруг давно уже закрытого, но все еще отравляющего (в буквальном смысле слова) жизнь граждан целлюлозно-картонного комбината в Амурске. Во времена, когда предприятие работало (до 90-х годов прошлого века), на нем применялась технология, сегодня считающаяся устаревшей. Бумагу делали при использовании больного количества ртути. Ртуть хранили в емкостях объемом в несколько тонн. Чтобы бумага становилась белой, ртуть нужно было нагревать – естественно, что ее пары попадали прямиком в атмосферу. Когда предприятие закрылось, демеркуризация на нем так и не была приведена. На сегодняшний день ПДК на территории бывшего завода превышено в 1000 раз.

Специалисты считают, что спасением Амурска, на протяжении десятилетий находящегося под воздействием ртутных паров, может стать полная эвакуация его жителей. Как было в Припяти. Но на деле это невозможно. Ртуть постоянно попадает в Амур, а ниже по его течению – Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре, другие города и поселки. Около 400 сотен человек – под постоянным заражением. Вода в Амуре заражена – а с ней и целые стада лосося, поднимающиеся по реке и попадающие в сети рыболовов, а после – на прилавки и столы дальневосточников и жителей других регионов, куда привозят здешнюю рыбу.

Демеркуризировать территорию завода пытались несколько раз. В первый – при еще прошлом губернаторе, в 2013-м, из федерального бюджета край получил 120 миллионов рублей, но проблема так и не была решена. Тогда подрядчик возмещал затраты через суд. Следующий этап – в 2017-м. Снова получены средства – на сей раз 42 миллиона. Решено было просто накрыть проблему саркофагом из бетона. Экологи выступают резко против таких методов. Бетон – не препятствие для ртутных паров. С паводковыми водами зараженная вода вновь вольется в реку. Летом 2019-го снова вернулись к вопросу спасения города. На этот раз глава муниципалитета решил действовать радикально – все снести. Постройки начали ровнять с землей, перемешивая обломки конструкций с почвой. Результат был тут же получен - проблема усугубилась.

При этом власти края решительно не хотят прибегать к возможностям Центра Демеркуризации. А ртуть по-прежнему продолжает пагубно влиять на местных жителей.

ИЛ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте