Недавняя торжественная сбойка тоннеля на участке «Стахановская» - «Нижегородская» строящейся Некрасовской (Кожуховской) ветки московского метро, которую осуществили специалисты компании «УСК Мост» Руслана Байсарова, подтверждает – в последние годы метростроевцы значительно преуспели в развитии технологий. Примененный компанией метод прокладки тоннеля одним гигантским щитом позволил избежать множества технических проблем, которые могли бы возникнуть при ведении работ в условиях плотной городской застройки. Он также способствовал сокращению затрат примерно на 30%. Это достижение дает основание предполагать, что в дальнейшем и строительство метро, и реализация других проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры города, будут идти в тренде применения новых технологий и снижения издержек. Главное, как показал опыт, доверить работы высокопрофессиональному подрядчику.
Щит-гигант «Виктория», с помощью которого специалисты компании Руслана Байсарова прокладывают тоннели московского метро
Строители, которых не пугают сложности
Именно такую репутацию имеет на рынке «УСК Мост», принадлежащая бизнесмену Руслану Байсарову. До того как взяться за ответственный участок новой линии столичного метро, структуры предпринимателя были задействованы в строительстве тоннелей к сочинской олимпиаде. Полученный на этих объектах опыт компания использовала при строительстве тоннеля к «Нижегородской». Да и сама его прокладка осуществлялась одним большим тоннелепроходческим щитом (комплекс Herrenknecht 10690 «Виктория»), который ранее использовали в Сочи.
Собственно, строительство тоннелей, как и возведение мостов, является основной специализацией головной структуры – Группы компаний СК «Мост», в которую входит «УСК Мост». Основана она была на заре 90-х с первоначальной целью участия в проектах строительства новых объектов Байкало-Амурской магистрали. На протяжении всей своей истории компания Байсарова с этой задачей справляется успешно. В настоящее время она прокладывает второй Байкальский тоннель. Кроме того, СК «Мост», ранее доказавшая свой профессионализм реализацией проекта строительства вантового моста из Владивостока на остров Русский, сегодня задействована в возведении мостов на Сахалине в рамках программы модернизации железнодорожных путей острова. Также компания строит два трансграничных моста, железнодорожный и автомобильный, через реку Амур.
Еще одна структура Байсарова занимается разработкой одного из крупных месторождений угля в Тыве. Следуя поставленной задаче развития инфраструктуры региона, бизнесмен реализует проект строительства железнодорожной ветки «Элегест-Кызыл-Курагино».
Некрасовская линия метро строится под руководством Байсарова
Руслан Байсаров и знаковый объект московского метро
К строительству московской подземки на участке «Стахановская» - «Нижегородская» компания «УСК Мост» подключилась более полутора лет назад. Важно отметить тот факт, что «Нижегородская» является крупнейшей станцией строящейся ветки метро. Фактически ей предстоит стать большим даже в европейских масштабах транспортно-пересадочным узлом, который ежедневно будет пропускать сотни тысяч пассажиров. Со станции метро «Нижегородская» можно будет осуществить пересадку не только на Московское центральное кольцо, но и на линии Московских центральных диаметров, а в перспективе и на Юго-Восточную хорду.
По сути, на «Нижегородской» должны будут пересечься все новые и запланированные московским правительством к строительству линии подземной и наземной транспортной инфраструктуры. Не случайно в столичной мэрии этот объект расценивается как знаковый, а его возведение находится на особом контроле. Соответственно, и от подрядчика требовалось учесть во время прокладки тоннеля множество нюансов, которые в будущем отразятся на пропускных возможностях станции и на безопасности пассажиров.
Тоннель, проложенный ГК СК Мост Руслана Сулимовича Байсарова
Надо сказать, что в компании Руслана Байсарова к вопросам безопасности всегда подходят с большой ответственностью. Например, строящийся группой СК «Мост» второй Байкальский тоннель будет оснащен различными датчиками, которые отслеживают погодные условия, риски схода лавин и многое другое. При возведении мостов через Амур специалисты учитывают влияние течения реки и ветра на конструкции и оснащают их всем необходимым для минимизации каких-либо рисков. Тот же принцип положен в основу деятельности компании при прокладке тоннелей метро. Что касается тоннеля к «Нижегородской», то он оснащен всем необходимым для безопасности пассажиров и предупреждения рисков аварий. При необходимости эвакуироваться из него можно будет всего за 16 минут.
Квалифицированный подход
С технической точки зрения перед компаний Байсарова, когда она только вошла в проект строительства Некрасовской ветки, стоял ряд весьма нетривиальных задач. Так, необходимо было не допустить негативного влияния тоннеля на наземную инфраструктуру. В частности, на одном из участков пути был риск проседания железнодорожного полотна, которое, согласно нормативам, не должно превышать 10 мм. Однако специалистам удалось добиться просадки всего на 8 мм. Ювелирную точность этой работы важно отметить, поскольку ширина тоннеля составляет внушительные 97,3 погонных метра.
Особой задачей стало и ведение сразу двухпутного тоннеля к станции. Дело в том, что сама «Нижегородская» будет двухпутной, прибывать на нее смогут сразу четыре поезда. Проложить соответствующие коммуникации помогло использования гигантского тоннелепроходческого щита «Виктория», диаметр которого составляет 10 метров. В последние годы технология строительства тоннелей с помощью таких щитов становится все более востребованной во всем мире. В Испании таким образом проложено 199 км тоннелей.
Для России эта технология пока остается относительной новацией. Традиционно отечественный метрострой основывается на использовании шестиметровых щитов. Но при строительстве Некрасовской ветки гигантский щит доказал свою эффективность в совершенно разных аспектах. Так, его использование помогло значительно сэкономить на вывозе грунтов, освещении и многом другом. Несмотря на большой диаметр тоннелепроходческого комплекса, специалисты компании Руслана Байсарова смогли избежать каких-либо срывов графика работ и продвигались к станции темпом, который иногда даже превышал 400 метров в месяц. Благодаря профессионализму строительной компании один из самых сложных участков Некрасовской ветки пройден, и уже в конце года «Нижегородская» может открыться для пассажиров.