Дорога к храму: Псковско-Печерский монастырь
1 июля 2019, 15:25 [«Аргументы Недели», Татьяна Тимука ]
У каждого человека своя дорога к Храму. У кого через боль и неверие, у кого через радость и интерес. Но так уж повелось на Руси, что вера Богу всегда спасала и вела русского человека.
Расположенный в 300 км от Риги, Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет.
Общепризнанной исторической датой основания Псковско-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь.
Преподобный Иона – непосредственный основатель обители. Был он священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского, а ныне славного города Тарту. В Ливонию он пришел как миссионер. В то страшное время православные подвергались жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн покидает Юрьев и переселяется в Псков.
В Пскове отец Иоанн впервые услышал о «Богом зданной пещере». Но именно эти пещеры «перевернули» жизнь преподобного. Он решил с семьей поселиться вблизи святого места. И начал служить во имя Господа – строить пещерный храм. Строительство храма еще не было завершено, как супруга Иоанна заболела: чувствуя приближение смерти она приняла монашеский постриг с именем Васса. Таким образом она стала первой постриженницей обители.
После смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псковско-Печерских преподобных.
Но настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.
Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, а на ее месте в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1559 году преподобный Корнилий построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Существует легенда, что игумен Корнилий был убит царем Иваном Грозным во время его посещения Псковско-Печерского монастыря. О мученической кончине существует летопись. В ней говорится что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом для встречи царя, разгневанный ложным наветом на обитель и преподобного Корнилия, Иоанн Грозный своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся, поднял тело Корнилия, на руках понес его в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело игумена к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «Кровавым путем».
От автора
По дороге из Риги в Псковско-Печерский монастырь, меня не покидала одна мысль, которая была навеяна рассказом одного священнослужителя: батюшка говорил, что между монастырем и Латвийской Православной церковью существует тесная связь. Почему? Возможно, монастырь территориально расположен близко к границам Прибалтики….Возможно, что-то кроется в истории? Действительно, в Псковско-Печерском монастыре всегда много паломников из Латвии, Литвы, Эстонии. Так много православных в странах Прибалтики, которые хотят прикоснуться к российским святыням?
С этими вопросами и, прости Господи грешными мыслями, я буквально пристала к священнослужителю из Литвы.
Отец Николай: «А я не вижу ничего странного. Конечно, существует и историческая связь: первоначально латвийские православные приходы входили в состав Псковской епархии. С 1836 года в составе Псковской епархии было учреждено специальное Рижское викариатство и на Рижскую кафедру назначен викарный епископ. Еще в 19 веке Рижскую кафедру занимали многие выдающиеся русские архипастыри, например, богослов Филарет. Но всегда православным было туго на балтийской земле. Дело в том, что основная вера в Прибалтике – католики и лютеране. Естественно, иноземное дворянство не было в восторге, что на этой земле распространяется русская культура и православие. Еще один момент. Вспомните ВОВ. На территории Пскова все духовенство было практически уничтожено, а в храмах надо было служить. И было принято решение, что в Псков и область поедут священники из Прибалтики. И они ехали и служили.
А как можно на оккупированной территории сохранить православие? Немцы давали «зеленый свет» православным священникам. Почему? А сколько было уничтожено батюшек во время советской власти? Страшно подумать. А после войны сколько священников было убито только за то, что они служили на оккупированной территории. А что касается тесных связей, то я объяснил уже. Псковско-Печерский монастырь близок прибалтийскому духовенству. Даже когда почил архимандрит Тихон (Секретарев), то на отпевании и погребении присутствовал Епископ Елгавский Иоанн. Все православие Латвии молилось за почившего архимандрита. А как иначе? Псковско-Печерский монастырь расположен рядышком с прибалтийскими границами, много святынь, божие место, красота несказанная. И люди едут поклониться святыням, попросить исцеления, получить чудо.
Меня мучает и омрачает только одно…Слишком чужие мы стали Московскому Патриархату. Я говорю о православии в Прибалтике. Сам столкнулся с этим: нужно мне было подать одно прошение в Москве…Так долго меня не принимали. А я же служу уже более 30 лет. Потом только узнал, что есть негласное правило, что священников из Прибалтики не допускать до высших чинов Московского Патриархата. Вот так. Мне повезло! Я сумел подать прошение. Почему нас не любят в России? Я не хочу говорить об этом. Видимо, нас считают очень светскими. Есть причина. Но это же не имеет отношения к простым прихожанам. Гляньте, какая красота вокруг. Это наша православная святыня. Святыня! Псковско-Печерский монастырь!»
Я оторвалась от своих дум и от рассказа отца Николая. Действительно, красота несказанная. Место, которое отмечено Богом!
О тайнах Псковско-Печерского монастыря… Продолжение следует…