> «Ергаки» – там, где нет места славбости - Аргументы Недели

//Общество 13+

«Ергаки» – там, где нет места славбости

№  () от 25 июня 2019 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Фото В. Леонов

Юг Красноярского края – это вам не юг Франции. Тем более горы Саяны, заповедник. Островки снега, фиалки, подснежники, ледяные речки, тайга, скалы. И красота – необыкновенная! В 2011 г. для МЧС здесь, на высоте 1320 метров, построили Сибирский региональный центр спортивной подготовки и реабилитации спасателей. В 2014-м объект был передан Министерству обороны России. Теперь это 5-й Центр горной подготовки «Ергаки». Корреспондент «АН» в прошлом номере уже рассказал о поездке по военным объектам Центрального военного округа, этот репортаж – продолжение. Здесь отрабатывается всё – даже возможная реакция на события в Грузии, президент которой назвал Россию врагом. Опыт такой реакции уже есть – август 2008-го. Прошло 11 лет, и ничего не изменилось.

Военная база или спа-центр?

Центр 5-й, но в России таких мест всего два – есть аналогичный по задачам Центр горной подготовки и выживания «Терскол» в Кабардино-Балкарии. Он старше, крупнее. Но «Ергаки» в самое ближайшее время тоже нарастит мускулы. Сегодня центр принимает единовременно 60 человек, но скоро число «слушателей» доведут до 200. В Саянах будут построены новые тренировочные объекты: скалодром, горный городок, подъёмники, биатлонная трасса.

Кроме того, на территории центра есть свой реабилитационно-оздоровительный комплекс: соляная пещера, фитобочки, галокамера, хамам, 25-метровый плавательный бассейн, тренажёрный зал.

Традиционные ледорубы, «горные» очки (чтобы не ослепнуть от сочетания снег-солнце) и прочие альпинистские навороты – норма для этих мест. Очень интересное горнолыжное снаряжение, такого видеть раньше не привелось. Лыжи со специальными ботинками и креплениями – это что-то! На них можно идти как на обычных беговых классическим ходом по лыжне (или целине) равнины, а при смене рельефа (это горы!) пятка закрепляется (ботинок внешне вполне горнолыжный), и уже ничто не мешает заправским слаломистам мчаться вниз по склону. С автоматом Калашникова за спиной. Мы прилетели туда на двух современных Ми-8АМТШ. 200 километров над горами без единого человека внизу даёт очень чёткое представление, насколько огромна наша страна. И без доступных местных и региональных авиалиний, без вертолётов и самолётов санитарной авиации крепко связать наши бескрайние пространства невозможно. Авиация для России – функция социально-политическая, надо возвращать народу её доступность. Армейские вертолётчики здесь без дела тоже не простаивают. У каждой «восьмёрки» на борту водосливное устройство, есть всё необходимое для поисково-спасательных операций. Позже стало известно, что один из экипажей по приказу командующего войсками ЦВО генерал-полковника Александра Лапина вечером вылетал на тушение лесного пожара в Тоджинском районе Тувы. 10 тонн воды с неба сделали своё дело.

 

Спецназ на горной подготовке

Старообрядцы, что несколько веков скрывались от властей духовных и светских в непроходимой тайге и горных лощинах, – настоящий кладезь мудрости и знаний по теме выживания в этих и похожих местах. Практиковали такую систему – формируется группа курсантов или спецназа и отправляется с представителем общины в роли инструктора на несколько суток в поход. А там военнослужащий проходит университеты выживания: как добыть огонь, организовать ночлег и не замёрзнуть до смерти; что может служить пищей, как поддержать силы. В любое время года. Как на булавку ловить рыбу, какой мох является природным антисептиком, и его можно накладывать на открытые раны. Что для горожанина просто симпатичные цветочки, таёжному жителю – еда, чай, лекарство, витамины. Например, бадан – средство на все случаи жизни. Плюс – это чемпион России по накоплению дубильных веществ, его используют для дубления подошв и кожи, пропитки сетей и брезента. Инструктор подчёркивает: в горах всё не так. Помните Владимира Высоцкого: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной…» Надо начать с того, что снег и ручьи горных вершин не содержат необходимых для организма солей и микроэлементов. Он подсчитал, что однажды за день перехода выпил 17 литров талой воды! Надо быть готовым и к этому. Традиция – подъём в горы к «Висячему камню». Поверьте, это очень далеко и высоко, 100‑кратный объектив фотокамеры не смог обеспечить качественного снимка.

Нам удалось наблюдать, как разведгруппа (явно очень хорошо подготовленная!) преодолевает сложнейший маршрут. Водная преграда, быстрая ледяная горная река. На доведённых до автоматизма умениях группа бесшумно занимает оборону, а один из бойцов налегке, повинуясь жесту командира, с канатом за спиной бросается в воду и форсирует реку. Далее трос быстро натягивается, и все разведчики, страхуя друг друга, перебираются по нему на противоположный берег. Последний, как факир, резко дёргает канат, на котором только что висели над водой крепкие парни в полной боевой выкладке, точно больше центнера каждый, и хитрый узел развязывается. Ещё мгновение, и спецназ беззвучно растворяется в зарослях, не оставляя за собой следов. Ушли дальше по маршруту.

Спустя какое-то время эта же группа, как призраки, материализовалась на следующей точке, им предстоял подъём на отвесную скалу. Мы к ней ползли в гору напрямик, а разведка протопала в хорошем темпе километры. Они работали по своей программе, выдерживали лишь им известный боевой порядок и алгоритм действий. Нас словно не замечали, это довольно странное ощущение, будто ты сам стал человеком-невидимкой. Можно даже было обойти вокруг снайпера, который «держит» свой сектор. Скала им, естественно, покорилась.

А «на закуску» спецназу предстояло продолжить марш с «раненым» на руках. Из 50‑метрового каната-выручалочки за 5–10 минут были сплетены носилки, их жёсткость обеспечили ледорубы. Раненого положили на коврик и плотно упаковали. И дальше бегом, в подъём. Один впереди, четверо с носилками, один прикрывает.Я бы для себя выбрал роль на носилках. На высоте с непривычки явно не хватает кислорода. Стало понятно, зачем здесь нужны спа-прибамбасы: фитобочки, хамам, соляные пещеры… После таких горных прогулок восстановиться совсем непросто.

 

Заслуженный коник

Почти везде – в бассейне, тренажёрном зале, на конной выездке, на скале и за изучением альпинистского снаряжения – встречали мальчишек в военной или спортивной форме. Это кадеты Кызылского президентского кадетского училища. Очень серьёзные ребята! Никаких свойственных возрасту (на первый взгляд от 10 до 14 лет) «ужимок и прыжков», абсолютно взрослое, осознанное и профессиональное отношение к учёбе, подготовке и тренировкам. После разведгруппы они с использованием канатов осуществили подъём на скалу, попроще, конечно, «всего» на 15 метров. Потом внимательно, стоя в шеренге, следили, как спецы вяжут носилки. Ну а верхом на лошадях они были в своей стихии – у тувинцев это в крови.

Интересно, что из трёх коней самый неказистый и коренастый оказался легендой центра. Барсик, ему 17 лет, с тяжёлым характером. В «Ергаках» долго работал в поисково-спасательных группах, его мощные короткие ноги вытащили на себе десятки пострадавших в суровых Саянских горах. Говорят, он чудит на тренировках, но что случись – лучше него нет. 13-летний кадет Начин Куулар нашёл к нему свой ключик – тувинец!

Республика Тыва – одна из самых молодых в России по возрасту. И кадетское училище здесь – как МГИМО для Москвы. К слову, основанное в 2014 году, оно уже вошло в 100 лучших школ России. Из 352 воспитанников 59 – девочки. Мальчишки и девчонки получают отличное образование, два иностранных языка. Сначала английский, немецкий или французский, потом добавляется, например, один из языков ближайших соседей – монгольский, китайский, арабский и даже японский. Ну а про военную подготовку сказано выше.

Учитывается всё, в том числе и то, что сюда поступают дети-сироты, ребята из малообеспеченных семей, из семей военнослужащих и потерявших кормильца. Поэтому полное обеспечение, каждому пятикласснику при поступлении вручается ноутбук, в школе пятиразовое питание. И не надо думать, что здесь готовят исключительно «военную косточку» – есть кружки по робототехнике, ребята занимаются изобретательством и программированием. Спорт – само собой, в том числе и боевые искусства. Девочек учат готовить и шить, раньше это называлось домоводством. На прошлой неделе торжественно состоялся первый выпуск, по видеосвязи их поздравил министр обороны Сергей Шойгу. И что-то подсказывает, что большинство выпускников неизбежно окажутся курсантами высших военных учебных заведений. Уж слишком подготовка серьёзная.

Ну а в понедельник, 24 июня, решение о внезапной проверке в ЦВО принял Верховный главнокомандующий Владимир Путин. В 6 утра в полном составе были приведены в высшую степень боевой готовности органы военного управления ЦВО, часть войск и сил Южного и Восточного военных округов, а также отдельные соединения Воздушно-десантных войск, Дальней и Военно-транспортной авиации. Летняя учёба войск в разгаре.

Подразделения в течение дня совершали марши в назначенные районы сосредоточения на штатной технике. В Республике Хакасия и в Саратовской области расчёты зенитных ракетных систем С-300 и С-400 соединений противовоздушной обороны выдвинулись в назначенные позиционные районы. Феерическое зрелище!

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте