Транснефть – смешать, но не взбалтывать
24 июня 2019, 12:53 [«Аргументы Недели», Сергей НИКИТИН ]
Проблемы в вотчине Николая Токарева, «Транснефти», продолжают множиться. В апреле на нефтепроводе «Дружба» польские и другие иностранные покупатели «чёрного золота» зафиксировали критическое загрязнение сырья. Поставки пришлось сократить до полной очистки нефтепровода, а Россия потеряла не только деньги, но и репутацию надёжного партнёра. С тех пор прошло три месяца. Казалось, госкорпорация должна была денно и нощно восстанавливать доброе имя, но снова провал – 19 июня на «Дружбе» на участке между Белоруссией и Польшей опять обнаружили загрязнение хлорорганикой!
Загрязнение было обнаружено на приёмно-пропускном пункте «Адамова застава», через который нефть поступает в Польшу. Точечная проба была неутешительной – она показала превышение в 60 ppm (частиц на миллион) при нормативе не более 10 ppm. При этом сама «Транснефть» уверяет, что пробы берутся постоянно, контроль над качеством перегоняемого сырья теперь ежедневный, а не ежедекадный как это было раньше. Неужели вновь придётся всё валить на невидимых диверсантов и криминальные группировки (причину первого загрязнения «Транснефть» так и не нашла)?
Госмонополист опять валит всё на других – мол, у белорусов не сработали заглушки и дихлорэтан в огромном количестве вылился в «Дружбу». К слову это должны были быть десятки тонн. Польские журналисты и эксперты нефтяного рынка предложили другую версию, более правдоподобную, чем банальная халатность. По их мнению «Транснефть» ведёт переговоры с Польшей о создании на её территории специальных «хлорных банков». Чтобы затем «грязную нефть» смешать с чистой – до предельно допустимого уровня загрязнения. А затем продать её уже за полную стоимость, без уценки за «брак».
Как комментирует ситуацию Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики, очередной вброс «грязной» нефти – это опережающая поставка ценного сырья, а поляки закрыли прокачку, очевидно, потому что не все вопросы были урегулированы. Просто кому-то уже невтерпёж было начать компаундирование и получать с этого прибыль, отсюда и «фальстарт».
Вообще мало кто после апрельского ЧП поверил в отмазки руководства «Транснефти» о неких «диверсантах», которые якобы украли нефть, а чтобы скрыть пропажу сырья разбавили её дихлорэтаном и хлороформом. По мнению экспертов (и загрязнение 19 июня косвенно на это намекает), регулярное подмешивание всякой грязи в чистое сырьё – это не какие-то проделки невидимых врагов, а теневой источник заработка для «Транснефти». Схема выглядит так: компании-отправители передают свой продукт госмонополисту, а затем сырьё изымается из трубы и перекидывается на сотни мини-заводов, которые аффилированы с «Транснефтью». На этих предприятиях из нефти извлекаются легкие фракции, а назад в трубу сливаются отходы низкотехнологичной перегонки, остатки нефтехимического производства и посторонние примеси. Это как продавать из-под полы мясную вырезку, а в фарш докидывать жилы, кости и кожу для веса и клеить этикету, мол, «из чистого мяса». Это, кстати, объясняет, откуда в якобы добычной нефти поляки и белорусы обнаружили хлороформ.
Выходит, если раньше «Транснефть» компаундировала нефть втихаря от всех, то теперь будет это делать открыто для борьбы с загрязнением, которое случилось в апреле? И теперь 3 млн тонн грязной нефти превратятся в дополнительную прибыль компании?
А где тогда гарантии, что «Транснефть» или какая-нибудь дочерняя компания вновь не захочет сверхприбыли и не наступит на те же грабли? Если и раньше не удалось соблюсти пропорции при подмешивании отходов в чистую нефть, то смогут ли не допустить ошибок теперь? Этими вопросами задаются зарубежные покупатели нефти. А ведь по предварительным оценкам на такое компаундирование уйдёт около трёх лет и то, это только в том случае, если действительно было испорчено только 3 млн тонн нефти. А если больше?
При этом нужно отметить, что далеко не всё загрязнённое сырьё перекачано обратно в Россию. «Черномортранснефть» – дочка «Транснефти» – заявила о принятых 80 тыс. тонн. В течение июня примут ещё 35 тыс. Белнефтехим сообщает, что вытеснил реверсом в Россию 500 тыс тонн, а в настоящее время в трубопроводе и резервуарах на территории Беларуси остается около 760 тыс. тонн загрязненной нефти. И что будет с этой нефтью? Не менее интересно, какая судьба ещё у полутора млн тонн «отравленного» сырья.
Грязную нефть попросту некуда девать. Сейчас у «Транснефти» из 4-х ниток «Дружбы» свободна только одна, по ней уже идут поставки чистого сырья. Слить загрязнённую нефть некуда – резервуары, куда уже слили грязную, заполнены. Охотников до некондиционного товара не наблюдается. Куда и чем вывозить – непонятно. Поездами – не хватит составов. С трубами тоже проблемы. Так, французская Total успела отправить грязную нефть на свой завод в Германии. Результат плачевный – из строя вышло оборудование. Причём пока эту нефть не заберут, Total по «Дружбе» ничего получить не сможет. Выкачать её также не выйдет, так как по альтернативным нефтепроводам должна бесперебойно поставляться чистая нефть.
Сказать, что репутация России как надёжного партнёра и поставщика ресурсов подмочена – не сказать ничего. С такими «друзьями», как «Транснефть» никаких врагов не нужно.
Совокупный ущерб ещё только предстоит подсчитать, но многие называют вилку от нескольких сотен миллионов до миллиарда долларов, а то и выше. На эту сумму влияет и сокращение объёма поставок нефти на НПЗ. И поиск альтернативного маршрута поставок, и затраты на очистку, а главное – неустойка за невыполнение обязательств. Причём страдает вся отрасль целиком. И те, кто добывают нефть и те, кто её перерабатывают. С каждым днём издержки только растут и растут, а госмопоноплист по-прежнему не может ни обозначить точных сроков, когда поставки по «Дружбе» будут восстановлены в полном объёме, ни назвать причины первого загрязнения. Как и заверить, что, мол, мы больше не будем – всё под контролем. Загрязнение, выявленное 19 июня, показало, что в будущем можно ожидать новых инцидентов. Ведь картина выглядит так – «Транснефть», якобы, не знает что произошло, а потому как не допустить этого в будущем тоже не в курсе.
Зато уже видно циничное использование статуса госмонополиста. Дело в том, что ежедневный мониторинг качества нефти стоит денег. А в бюджет организации он не заложен, поэтому «Транснефть» уже поспешила обратиться в ФАС с просьбой заложить издержки в тариф на прокачку нефти. Плюс они просят перевести на их баланс корпоративные пункты сдачи нефти. Вероятно, тоже бесплатно. Пока у одних убытки – в «Транснефти» придумывают, как на этом заработать за счёт самих же пострадавших нефтяников.
По-прежнему остаётся неясным, кто же виноват во всём случившемся. Теорию о происках врагов можно оставить на откуп самой «Транснефти». В реальности правоохранительные органы в процессе расследования наткнулись на целый конгломерат теневых структур, занимавшихся хищением нефти и тесно связанных как с Транснефтью, так и с местными самарскими ОПГ, которые активно вовлечены в оборот нефти. Вдобавок в СМИ появилась информация, что в деле о загрязнении нефти фигурантами стали четверо сотрудников 100-процентной дочки «Транснефти». Более того, сам монополист никак не мог не знать, что происходит на его нефтепроводе. Дело в том, что контроль качества продукции осуществлялся «Транснефть-Дружбой». Кроме того, как сообщают источники в самой «Транснефти» были в курсе «грязной нефти» ещё 2 апреля. Тогда была остановлена поставка сырья, которое шло по низкосернистому трубопроводу на Волгоградский НПЗ и перенаправила загрязнённую нефть в «Дружбу» через свою дочку «Транснефть-Приволга».
Как комментирует Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации: «Совершенно очевидно, что все мелкие компании, связанные с системой магистральных трубопроводов, действуют только по согласованию с «Транснефтью». Иначе просто быть не может. А практика вливаний в трубу разбавленной нефти может объясняться только необходимостью скрыть хищения».
Сами же участники рынка неоднократно указывали на злоупотребления со стороны «Транснефти». Помимо постоянных запросов на рост тарифа за прокачку чёрного золота – самовольные установки нормативов «утруски и усушки» при перекачке нефти по трубопроводам.
«Клиентов «Транснефти» не устраивает не только ничем не обоснованный норматив, но и сама практика изъятия из своей трубы в свою пользу остатков чужой нефти и нефтепродуктов. Простой расчет показывает, что это около миллиона тонн только нефти ежегодно. Это хорошее, очень серьезное месторождение. И «Транснефти», открывшей такое замечательное месторождение, да еще и без капитальных затрат и вообще каких-либо затрат на добычу, налоги и прочую ерунду, стоило бы отчитаться об успехе перед народом и руководством страны, как это принято в практике добывающих компаний», – так комментировал ситуацию Р. Танкаев.
Очевидно, что в таком гиганте как «Транснефть», как показало последнее ЧП – течёт много где. Причём масштаб происходящего явно говорит о том, что топ-менеджеры госмонополиста вряд ли были не в курсе, какой бардак творился у них под носом.