Куда полетит авиапром
№ () от 15 мая 2019 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Катастрофа самолёта «Суперджет 100» в аэропорту Шереметьево 5 мая с гибелью 41 человека стала шоком для российской власти. Но единственное, что прозвучало из Кремля, – это фраза, мол, не нашего ума это дело, обращайтесь в «Аэрофлот». Понять можно – давать оценку тому, что произошло, – означало для президента признать провальную и насквозь коррупционную деятельность чиновников, кто последние пятнадцать лет делал вид, что восстанавливает российское гражданское авиастроение. Мало того – они же лишили страну профессионального лётного состава – управлять самолётами, особенно такими загадочными, как «Суперджет», сегодня некому. Лётчики стали операторами, которых учат не управлять самолётом, а нажимать кнопки. А те, кто всё же летает, – боятся его как огня. Неслучайно после катастрофы 5 мая большинство рейсов этих воздушных судов или вообще не взлетают, либо возвращаются назад, едва оторвавшись от взлётной полосы. Страх…
ДАВАЙТЕ сразу и ещё раз назовём имена тех, чьей визитной карточкой отныне стал горящий в Шереметьеве «Суперджет». Дым от которого был дымом крематория, в котором горела 41 невинная душа, включая детей. Это бывший министр торговли и промышленности Виктор Христенко. Им было легко манипулировать, поскольку не обладал профессиональными знаниями. Сегодня один из богатейших «рассиан», в браке с вице-премьером Голиковой, занимается развитием игры в гольф в России. Далее. Заместитель Христенко по авиапрому, нынешний министр торговли Д. Мантуров и бывший руководитель ОАК М. Погосян, при котором неведомыми путями появился проект «Суперджета» и было угроблено КБ имени Туполева. Сегодня он – ректор МАИ. Были в этой трагедии и теневые воротилы: бывший экс-вице-премьер Б. Алёшин и бывший руководитель Росавиакосмоса Ю. Коптев. Последний, кстати, и сегодня входит в совет директоров ОАК.
Все эти имена неоднократно назывались на страницах «АН» – и всё псу под хвост, в пустоту. Напомним кратко, как появился «Суперджет» и что исчезло с его появлением. Об этом «АН» рассказал глубоко погружённый в тему специалист Сергей Крутоусов: «Суперджет» появился как конкурент Ту-414, регионального самолёта. 75-местный Ту-414 был уже в состоянии передачи рабочей документации на завод. И тут на конкурс «вылезает» вообще не существующий даже в эскизном проекте SSJ‑75. И выигрывает, поскольку Михаил Погосян – генеральный конструктор фирмы «Сухой», никогда гражданской авиацией не интересовавшийся, заявил, что сделает SSJ без госденег».
Как видно, на самом деле позарился на предполагаемые денежные потоки. Администрировали этот процесс вышеназванные Алёшин – Коптев.
Замаячили гигантские финансовые потоки. А авиация – это очень большие деньги. Сколько времени пройдёт, пока деньги, пришедшие в авиацию, из неё выйдут? За эти долгие годы много чего можно сделать. Поэтому на том этапе да и сейчас нужно как можно дольше тянуть резину – как с «Суперджетом»! Скоро двадцать лет, как тянут. Причём так, чтобы в финале ничего не получилось.
Этой группе лиц удалось убить целую авиационную систему и не сесть: SSJ – он же летает. Пришли к ним прокуроры, а им и говорят: «Мы денег взяли, так он и летает!» К слову – при Коптеве были даже отменены госстандарты. Это ж надо! А люди Алёшина оккупировали ОАК и продолжают делать там своё чёрное дело.
Вот последовательность действий, похожих на государственное преступление и даже на госизмену. Поначалу с помощью SSJ им удалось отодвинуть и убить 75‑местный Ту‑414, поскольку погорелец тоже был заявлен как 75-местный. Дальше случилось самое страшное[end_short_text] и подлое – на очередном совещании у Погосяна было объявлено, что его маркетологи пришли к выводу о том, что 95-местная машина лучше 75-местной, а «ту» они сделают потом. Начались крики, что это другая ниша и программа развития гражданской авиации предусматривает серийное производство 100-местного Ту‑334. Что это ближнемагистральный, а не региональный самолёт, и совсем другая тема! Но крики для Погосяна и всей указанной группы уже не имели значения. Всё было кончено и убито. Убит Ту‑414. Убит Ту‑334. Фактически убит Ту-214. Все эти машины вместе с аэробусом Ил-96 составляли полную линейку авиалайнеров, при полном импортозамещении. Сегодня такую линейку выпускают европейский «Эрбас» и американский «Боинг».
О том, что это госизмена, судите сами – удар всех этих деятелей наносился по КБ имени Туполева, где должны продолжать делать военные машины, обеспечивающие нашу ядерную безопасность. Как сегодня можно делать апгрейд на таких машинах, как Ту-160, Ту-22М, Ту-95? Есть же азбучная истина – гражданская продукция позволяет держать КБ и авиазаводы на высочайшем уровне готовности. Одно без другого просто хиреет. Что и видно невооружённым глазом.
Увы, Путин только что был на авиазаводе имени Горбунова в Казани, и его пять раз провели мимо одиноко стоящего Ту-334.
НО ХВАТИТ о беде. Говорить об этом – только воду в ступе толочь. Похоже, нашего главного начальника эта проблематика не волнует. А второго главного начальника не волнует и подавно – он в ней ничего не понимает. Проще и понятнее задействовать после очередной авиакатастрофы Голикову и Скворцову: они быстро пропоют, сколько денег приходится на каждый труп. И так до следующего раза.
На этом фоне очень тревожно выглядело назначение сразу после гибели людей в Шереметьеве бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова председателем совета директоров ОАК. Уж больно противоречива его репутация. Многие от этого сообщения впали в шок. Земля слухами полна – он армию по миру пустил, погряз в коррупции... Но слухи слухами, а серьёзные специалисты называют и вполне пригодные его профессиональные качества. Он давно уже не «мебельщик». Пришёл в Министерство обороны, когда его разворовывали изнутри все кому не лень – вспомним, как выглядели солдатики и бедствовали офицеры. Вспомните дома моряков-подводников в Видяево, которые мы увидели после гибели «Курска». Именно при нём многое стало меняться. Не надо принимать эти строки как попытку отмазать «чёрного кобеля, которого не отмоешь никогда».
Давайте вспомним. Надеяться-то нам больше не на кого – мы пыхтим от возмущения, а наши «васьки» всё жрут и жрут. Вот и вспоминаем – чего хорошего сделал Сердюков? А это и заметное повышение зарплат офицерам, строительство жилья, улучшение питания. И главное – разорение гнёзд, с которых кормились многие военные чины. Типа – военные институты, которые сдавали в аренду земли, на которых строились дома для всех, кроме армейских. Многое было продано с аукционов, и деньги пошли как раз на солдат и офицеров. Были возвращены к жизни ряд секретных производств, которые были разрушены почти до основания.
Новая военная техника, которая появилась уже при Шойгу, была заложена ещё при Сердюкове. Понятно, что и он оказался подвержен излишествам, как и всякий российский чиновник. Но Сердюков – носитель главных военных государственных секретов.
Так что его задача сегодня – повыгонять из ОАК всех суперджетовских прохвостов, приблизить к себе специалистов, что он уже и делает. А там глядишь – мы увидим исполнительным директором ОАК не воротилу от шоу-бизнеса Ю. Слюсаря с 11 заместителями. Среди которых, судя по их функционалу, практически ни одного технического специалиста! А там и на авиазаводы вернутся инженеры, и КБ заживут новой жизнью. Хочется в это верить – иначе всем нам лететь на «Суперджете» в темноту и безысходность. Хватит.
Для справки
Борис Алёшин. С 2000 по 2004 год – одно из ключевых лиц в этой гадкой истории. Он был замминистра промышленности, науки и технологий, председателем госкомитета по стандартизации и заместителем премьер-министра по промышленной политике.
Юрий Коптев. С 1992 года – директор Российского космического агентства, после чего до 2008 года возглавлял департамент оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и энергетики РФ.