Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Алексей Федорченко: "Война Анны" - большая история в минимальном пространстве

, 11:55

Алексей Федорченко: "Война Анны" - большая история в минимальном пространстве
режиссер Алексей Федорченко, globallookpress.com

Российский режиссёр Алексей Федорченко в этом году удивил всех, собрав за свою картину “Война Анны” все главные кинопремии страны - “Золотой Орёл”, “Белого слона” и “Нику” . Для справки – на соискание последней было подано 124 заявки, из них 53 полных метра. 

Лично меня Федорченко потряс давно и сразу – своим дебютным фильмом-мистификацией  “Первые на Луне”. До титров я была уверена, что смотрю документальный фильм. Картина принесла массу призов, в том числе – на Венецианском кинофестивале 2004 года (лучший фильм в программе “Горизонты”), и на российском “Кинотавре” (лучший дебют). Кроме того, Алексею вручили медаль «За заслуги перед космонавтикой». 

День космонавтики 12 апреля для режиссёра – вдвойне важная дата, так как накануне 11 апреля 1961 года поженились его родители - Станислав и Марианна Федорченко. К сожалению, отца уже нет в живых. 

9 мая этого года в прокат выходит “Война Анны”, но с момента съёмок Федорченко создал два новых больших кинопроекта, не считая короткометражек и пьес.  

По словам успешного режиссёра, кино у него стоит на втором месте после... написания книг о репрессированных учёных. 

Об этом и многом другом Алексей рассказал в интервью “Аргументам недели”. 

- Алексей, вы собрали все главные кинопремии страны за фильм “Война Анны”. Вы ожидали такой успех? 

- Я долго ждал премий за свои первые фильмы, крепко переживал. У меня портилось настроение, когда наши номинации не выигрывали. Ездил на все награждения, старался сохранять спокойствие, убеждал себя, что это - не главное. Конечно, приятно побеждать, но повод порадоваться находился всегда, так как обычно среди номинантов были мои друзья. С годами я научился ничего не ждать и ровно относиться к наградам. Нужно поощрять молодых, для них это важнее.

- Странно, что жюри “Кинотавра” картину не оценило. 

- Да, на “Кинотавре” произошёл казус, но мнение моих друзей-коллег важнее оценки жюри, а им фильм понравился.

- Как избежать зависти и нездоровой конкуренции?

- Не сталкивался с завистью. Мы с моими друзьями (Наталья Мещанинова, Василий Сигарев, Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Борис Хлебников – авт.) идём вровень, ездим вместе на кинофестивали, радуемся друг за друга. У нас сложились хорошие отношения лет десять назад, с тех пор - дружим.

- Как вы считаете, тема войны, холокоста ещё долго не перестанет быть актуальной?

- Мой дебют в  кино – документалья лента “Давид” (2002 год) была связана с холокостом. Я серьёзно изучал этот феномен с научной точки зрения. Думал тогда, что закрыл эту тему, но она такая острая и страшная, что возникает постоянно. Не буду зарекаться. Фильмов про холокост в мире делается очень много, а повторяться не хочется. Сложно найти нестандартный ход. Но если вдруг возникнет очень необычная история и придумка, тогда снова возьмусь.

- Марта Козлова получила “Нику” и “Белого слона” за лучшую женскую роль и ещё немало других наград. Желаете ей актерского будущего?

- Марта - сложившаяся личность. Она, конечно, любит получать призы, но смотрит на вещи здраво. Её привлекает биология, обожает возиться с животными. Не хотелось бы, чтобы её затаскали по сериалам, и она, к счастью, редко соглашается на такие проекты. Несколько раз снималась в эпизодах, клипах. Она ещё может измениться десять раз - и характер, и внешность.

- Как вы примиряли шестилетнего ребёнка с этой тяжелой темой?

- Ребёнок не снимается во всем фильме подряд, а только - в конкретной сцене, выполняет определенную задачу. Я не довожу актеров до критического состояния, хотя знаю, что есть режиссеры, которые практикуют такое. Всегда обхожусь щадящими средствами. Для Марты были созданы хорошие условия. В перерывах она играла с котиком, с которым снималась в картине. 

- В Италии, где я живу, говорят, что Вторую мировую войну выиграли американцы. Есть смысл доказывать, что это не так?

- Доказывать нет, а рассказывать – да. Важно оценивать вклад в победу над фашизмом всех в отдельности: Америки, России, Европы. Плохо, когда перехлёст в одну сторону, мол, только мы победили. Нужно смотреть на историю с разных точек зрения, чем их больше, тем взгляд объективнее.

- Вы признались как-то, что страдаете клаустрофобией. Удалось справиться?

- По крайней мере, научился с ней бороться. 

- В “Войне Анны” ваша героиня два года пряталась в камине, то есть жила в замкнутом пространстве. 

- Это не связано с моей фобией, просто хотелось очень лаконично в закрытом минимальном пространстве рассказать большую историю. Есть фильм Аарона Шнайдера “Похороните меня заживо” (2009 г.), где действие происходит в гробу, немало фильмов снятых в лифте. Я нашёл подлинную историю девочки, которая два года пряталась в трубе камина в украинской школе на Полтавщине. Во время оккупации в ней размещалась комендатура нацистов. 

- Украинский зритель увидит фильм?

- Фильм снимался в Екатеринбурге, но по сценарию действие происходит на Полтавщине – моей исторической родине, так как мой папа Станислав Федорченко родом оттуда. В детстве я проводил там каждое лето. Украину я очень люблю и буду рад показать землякам свою работу. Надеюсь, что позовут. Я был однажды в жюри Одесского кинофестиваля, так что не вижу преград. Я так устроен, что мне интереснее делать, чем показывать. Я уже в мыслях на Кавказе – в моём новом проекте «Большие змеи Улли-Кале».

- Судя по названию, картина будет большой и захватывающей!

-  Да, это масштабное историческое полотно об отношениях России и Кавказа, о взаимном влиянии культур, основанное на документах. История, протяженностью сто лет, от язычества и кавказской войны до начала 20 века. Сценарий мы написали с Лидой Канашевой. Она – соавтор моих последних четырёх работ. 

- Я много лет под впечатлением от вашего первого игрового фильма “Первые на луне”. Позже вы собирались экранизировать повесть братьев Стругацких “Малыш”.

- Да, сценарий под названием “Космический Маугли” был написан, но начался кризис. Проект дорогой, пришлось отложить на будущее, так как сложно найти столько денег.

- В этом году 16 июля исполнится 50 лет с момента высадки американцев на Луну. Верите, что они там были?  Стоит ли россиянам отправляться на Спутник Земли?

- Думаю, что были. Нам стоит развивать свою науку во всех направлениях, в том числе и в деле освоения космоса.

- Дружите с космонавтами?

- Я был знаком с Георгием Гречко, хотя он сначала категорически не хотел приходить на обсуждение моего фильма “Первые на Луне” в программе “Закрытый показ” на Первом канале. Он бурно возмущался: “А как же Гагарин?!” Потом всё понял, пришёл, сказал своё мнение. Когда писал “Космического Маугли”, я бывал дома у Георгия Михайловича, он охотно отвечал на мои вопросы. 

- О Гагарине не думали снимать?

- Не было пока интересной идеи, о нём уже сняли столько “попсы”!

- Вам нравится модный ныне жанр “байопик”?

- Очень хороший жанр, сейчас через меня проходит много человеческих судеб.

- Знаменитых людей?

- Неизвестных. Собираю коллекцию книг о репрессированных ученых. Их тысячи! Их карали за профессию, многих мы не знаем даже по фамилии, среди них: востоковеды, археологи, астрономы, биологи, они сделали удивительные открытия, которые забыты. Мы с моим соавтором Лидой Канашевой пытаемся художественно осмыслить их судьбы и сочиняем о них сказки. Это гораздо интереснее, чем кино. Какая-то надлитературная вещь. Книжка уже практически готова к печати.

- Что вы думаете об истории с арестом вашего коллеги Кирилла Серебренникова? 

- Думаю, что такое обвинение можно предъявить 99-ти из 100 российских фирм и организаций. А это значит, что несовершенен сам принцип бухучета и налоговая система. Дело “Седьмой студии” - это сведение чьих-то счётов и позор нашей страны.

- Расскажите о ваших новых фильмах.

- Фильм “Последняя милая Болгария” снят по малоизвестной книге Михаила Зощенко “Перед восходом солнца”. Мы почти закончили монтаж. Он получается очень зрелищным, за счёт необычного подхода художника и оператора, невероятный визуальный ряд - так еще никто не делал. Ещё одна работа -документальная комедия “Кино эпохи перемен” - о кинопроизводстве 90-х годов в России. 

- Большинство своих фильмов вы делаете в Екатеринбурге. Неужели и Кавказ будете снимать на Урале?

- Что-то снимем в павильоне, но половину фильма точно - на Кавказе. Сейчас выбираю натуру в нескольких горных республиках России. Роли исполнять будут актёры кавказских театров и неактёры.

- Ваше место силы - Екатеринбург?

- Мне здесь хорошо. Редко выбираюсь куда-то, только если очень приспичит, в Москве бываю пару раз в год, за границей - чаще, по работе. 

- Но климат у вас там не очень, да и экология...

- А у вас всё время потопы, высокая вода.

- Не любите Венецию?!

- Наоборот, Венеция и Турин – мои любимые города Италии.

- Где бы вы хотели снять новую картину?

- Врезалось мне в память одно волшебное место. Если ехать из Словении в Хорватию, то, минуя пограничный пункт, нужно, не въезжая на территорию Хорватии, свернуть направо, в камыши, на неприметную дорогу вдоль моря. Проехав несколько километров, вы увидите удивительный пейзаж: заброшенные солеварни, где итальянские рыбаки летом добывали морскую соль. (Когда-то Словения была территорией Италии - авт.). Очень хотелось бы снять здесь триллер или детектив.

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram