Автомобильные дороги, соединяющие наши города, – особый мир. Кто-то здесь случайный гость, изредка прошмыгивающий из пункта А в пункт Б на своём автомобиле, кто-то – например дальнобойщик или водитель междугороднего автобуса – завсегдатай, знающий каждый километр трассы, перевалы, на которых может неожиданно повалить снег, и низины, в которых шофёра поджидает вязкий, коварный туман... Но лучше всех знают дорогу, конечно, дорожники – люди, которые справятся и со снегопадом, и с гололедицей, скосят бурьян на обочине и предупредят о плохой видимости!
Участок федеральной трассы Р-255 между Ачинском и Красноярском – пожалуй, один из самых напряжённых в нашем крае: ежесуточно по нему проносятся тысячи автомобилей, а нагрузка на ту часть дороги, которая ведёт в аэропорт, дотягивает до 25 тысяч!
История этого маршрута насчитывает без малого три столетия: о строительстве тракта, соединяющего европейскую часть России с Китаем, говорилось ещё при Петре Великом. Более ста лет понадобилось, чтобы проложить сию дорогу. О том, каким был когда-то участок Сибирского тракта, соединяющий города Ачинск и Красноярск, можно узнать из записок Антона Павловича Чехова:
«По словам крестьян, ремонт дороги, вроде Козульской, производится так. В конце июня или в начале июля, в самый сезон мошкары – местной египетской казни, «сгоняют» из сёл народ и велят ему засыпать высохшие колеи и ямы хворостом, кирпичным мусором и камнем, который стирается между пальцами в порошок; ремонт продолжается до конца лета. Потом идёт снег и покрывает дорогу ухабами, единственными в свете, укачивающими до морской болезни; потом весна и грязь, потом опять ремонт – и так из года в год…»
Сегодня чеховские записки вызывают лишь улыбку и сочувствие к предкам: автомобили мимо Козульки давно проносятся по асфальту, а ремонт дороги производится с помощью современной техники… Мы редко обращаем внимание на тех, кто обслуживает трассу, разве что кому-то из водителей покажется, что дорожники что-то делают «не так» (покритиковать у нас любят).
Мы же, красноярские журналисты, в ходе пресс-туров, организованных при содействии ассоциации «Дорожники Красноярья», решили поближе познакомиться с людьми, содержащими в порядке сложный организм под названием современная автомобильная дорога, воочию увидеть технику, на которой они работают, и понять, что необходимо для того, чтобы у выехавшего на автотрассу водителя не возникло непредвиденных проблем…
На этот раз мы «изучали» западное направление, проехав от Красноярска до границы с Кемеровской областью. Если к востоку от краевого центра до границы с Иркутской областью федеральную автомобильную трассу обслуживает государственное предприятие «КрайДЭО», то практически весь западный участок трассы обслуживает ГП КК «Ачинское ДРСУ» – одно из старейших дорожных предприятий Красноярского края, в октябре 2018 года отметившее своё сорокапятилетие. Кроме 210 километров федеральной трассы Р-255 ачинцы обслуживают 1945 километров дорог общего пользования и около 1000 километров улиц и переулков Ачинского, Боготольского, Бирилюсского, Большеулуйского, Козульского, Назаровского и Тюхтетского районов. Кстати, ни одно другое государственное предприятие края не осуществляет такого масштабного ремонта улично-дорожной сети – в этом, пожалуй, заключается уникальность Ачинского ДРСУ, о чём его дорожники говорят с вполне законной гордостью. Впрочем, нас интересовала прежде всего трасса: насколько комфортна сегодня одна из главных автомобильных дорог края, могут ли возникнуть у водителей какие-либо проблемы из-за её качества?
По словам заместителя директора Ачинского ДРСУ по экономике Дмитрия Евгеньевича Феофанова, за последние два года ни в одном из дорожно-транспортных происшествий, случившихся на федеральной трассе, вины дорожников не было. Виной всех аварий был «человеческий фактор», а не качество и эксплуатационное состояние дорожного покрытия.
Конечно, особая миссия возложена на подразделение, обслуживающее так называемый «гостевой» участок трассы Р-255 Емельяново–Красноярск. В период проведения Универсиады на него легла повышенная ответственность, потому что все туристы, журналисты, спортсмены и другие гости мирового спортивного события, прилетавшие в Красноярск, первое впечатление о нашем городе получали именно по пути из аэропорта. Обслуживанием этого участка занимается субподрядчик – Емельяновский филиал ГП «КрайДЭО», но ответственность перед заказчиком несёт прежде всего генеральный подрядчик – Ачинское ДРСУ.
– Со своей задачей наши партнёры справились вполне успешно, – говорит Феофанов, – здесь круглосуточно работали дежурные бригады, привлекалась дополнительная техника… Хотя не только в период проведения Универсиады, но и в остальное время емельяновцы работают на этой дороге добросовестно и качественно: если возникают какие-то вопросы, мы их решаем в «рабочем порядке».
Следующая «остановка» – в Козульке.
Мастерский участок «Козулька» Ачинского ДРСУ возглавляет Сергей Милищук. Тут всего двадцать человек и десять единиц спецтехники, но этого количества достаточно, чтобы содержать в порядке более 50 километров федеральной трассы, а также полторы сотни километров дорог краевого и муниципального значения!
Надо заметить, что в ведении практически всех государственных предприятий находится не только федеральная автомобильная дорога.
Директор Боготольского филиала ГП КК «Ачинское ДРСУ» Павел Зузенок рассказал, что его подразделение обслуживает 40 километров федеральной трассы – до границы с Кемеровской областью, а также занимается содержанием территориальных дорог и улично-дорожной сети 15 населённых пунктов Боготольского и Тюхтетского районов.
– Сейчас идёт ремонт на участке автодороги Тюхтет–Чиндат, производится отсыпка основания дорожной «одежды», – поделился информацией руководитель, – в арсенале у нас более сорока единиц техники, в том числе новые комплексные дорожные машины, так называемые КДМ… Одним словом, есть всё необходимое для того, чтобы укладываться в нормативы, работать без перебоев!
Ещё один, сравнительно небольшой мастерский участок под названием «Красная речка» возглавляет Андрей Батюта.
– Здесь задействованы восемь единиц техники, штат подразделения насчитывает восемнадцать сотрудников. Участок обслуживает часть дорог Боготольского и Ачинского районов, заключило договоры с пятью сельсоветами. Все работы по содержанию и ремонту дорог производятся качественно и своевременно, каких-либо замечаний относительно их выполнения не имеется. В зимний период осуществляем круглосуточное патрулирование автодорог. Конечно, особое внимание этому уделяется в стужу, когда температура воздуха опускается ниже -25 градусов. У экипажа патрульного автомобиля есть всё необходимое для того, чтобы помочь водителю и пассажирам, если у них в сильный мороз что-то случилось с машиной. Помимо необходимой спецтехники есть и пледы, и термос с горячим чаем.
– Мы работаем в семи районах края, имеем свои мастерские участки на федеральной трассе Р-255, пять асфальтобетонных заводов: два в Ачинске, по одному – в Боготоле, в Большом Улуе и в Козульке, – говорит главный инженер ГП КК «Ачинское ДРСУ» Юрий Симановский, – кроме 210 километров федеральной трассы в нашем ведении находится около двух тысяч километров дорог краевого и муниципального значения…
Но Р-255 безусловно является своеобразной «лакмусовой бумажкой»: именно на этой дороге «обкатываются» – в самом прямом смысле слова – новые технологии.
Тот, кто постоянно ездит по федеральной автодороге, не может не заметить, насколько изменилось в лучшую сторону качество дорожного покрытия. Давно исчезла так называемая «колея», на всём протяжении от Иркутской до Кемеровской границы мы не увидели ни одной выбоины, которые в своё время попортили водителям немало крови.
О том, какая техника сегодня есть на предприятии, рассказал главный механик ГП КК «Ачинское ДРСУ» Валерий Шпагин:
– У нас используется высокотехнологичное оборудование как отечественных, так и зарубежных производителей. Своего рода гордостью является уникальная дорожная фреза – подобных ей на российских дорогах работает всего три.
Впечатляет интересная техника – чипсиллер, с помощью которого можно «освежать» асфальтовое покрытие, подобно тому как с помощью лака подновляют старую мебель.
Есть участки, которые ещё не пора капитально ремонтировать, но первые «проблемы» на них уже появились – мелкие щербины, трещинки, которые движению пока не мешают, но со временем могут «перерасти» в неприятные для водителей помехи. Чтобы этого не случилось, дорога покрывается тонким слоем износа с мелкой щебёночной фракцией, и это позволяет «дожить» до капитального ремонта без особых проблем…
Кстати, щебень у Ачинского ДРСУ свой – он производится в Боготольском районе. Заведующий вспомогательным производством Евгений Владимирович Тааг рассказал, что Владимирский карьер начал там разрабатываться ещё в советское время, в 1980-е годы.
Одним словом, от «кошмара», описанного Чеховым, давно не осталось и следа. Может, до идеального состояния нашим дорогам и далеко, но в том, что в дорожную сеть России сегодня вкладываются немалые средства и силы, мы сумели убедиться лично.